Основой сюжета стала одноименная трагедия Пушкина. Содержание трагедии соответствовало творческим интересам композитора. Его интересовали исторические сюжеты, особенно переломные моменты истории.
Тема — период правления царя Бориса Годунова непосредственно перед началом «Смутного времени» . В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Царь Борис - сложная неоднозначная личность, путь к престолу лежал через кровь и преступления, его мучает совесть. Мусоргскому удалось создать глубокий психологический портрет (на уровне литературы Достоевского).
Народ в опере описан иначе, чем у Пушкина. Это не просто неразличимая масса, а пестрое разнородное сочетание индивидуальностей. Подход такой же, как и в картине Репина в "Бурлаки на Волге" - группа портретов (Митюх, Варлаам, Юродивый) . Вместо заключительной ремарки Пушкина "народ безмолствует" у Мусоргского введена сцена народного восстания.
Конфликт между народом и царем - основной стержень драматургии.
Особенности композиции оперы.
Вместо развернутой увертюры опера начинается небольшим вступлением.
Завязка драмы - Пролог, в нем сопоставлятся два главных действующих лица.
- народ (первая картина, когда народ из-под палки просит Бориса занять царский престол ) и
- царь (вторая картина, сцена коронации Бориса)).
Борис избран на царство помимо воли народа, между ними неизбежно роковое столкновение.
Важный переломный момент - сцена у собора Василия Блаженного, где Юродивый предъявляет Борису прямое обвинение в детоубийстве.
Сцена под Кромами - итоговая, это картина народного восстания с завершающим "плачем о русской душе".
Жанровые особенности оперы:
Сам Мусоргский определил жанр как "народная музыкальная драма".
Наряду с трагическими сценами (сцена сумасшествия Бориса) есть и комические (сцена в корчме). Тут Шекспировское смешение трагического и комического, многоплановость повествования.
Музыкальный язык оперы.
Опора на народную песню. Использование таких жанров, как лирическая песня (Вступление), плач, причет (Юродивый), плясовая (хор "Расходилась, разгулялась"). Важную роль играют речевые интонации - тут Мусоргский выступает как продолжатель линии Даргомыжского.
Новаторство оперы.
Мало традиционных оперных номеров - арий, трио, дуэтов и т.д… Используется принцип сквозного развития - большие сцены, в которых один эпизод сменяется другим.
Еще одно новаторское достижение - создание нового типа "народной хоровой сцены" - народ разбивается на отдельные группы, идет хоровой диалог (начало Пролога).
10. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Сцена у собора Василия Блаженного.
Это вторая встреча царя с народом (первая была в Прологе, в сцене коронации). Народ уже настрадавшийся и голодный. Встреча драматическая. персонаж – Юродивый, он от лица народа предъявляет Борису Годунову обвинение в убийстве.
Главное действущее лицо сцены – Юродивый. В его образе воплощается народное горе, страдание.
Песня Юродивого – печальная, заунывная, основана на интонациях плача, причета. Ля минор. Тихая. Много повторяющихся попевок, как бы покачивание. Слова бессмысленные, образ простоты и детской наивности. Он беззащитный, по-детски чистый душой.
Песня мальчишек насмешливая, озорная. Они обманом отнимают у Юродивого денежку.
В ответ звучит плач Юродивого. Нисходящая малая секунда VI – V звучит жалобно, воспроизводит плач.
Издалека приближается царь со свитой. Голодный народ начинает просить хлеба.
Хор народа «Хлеба, хлеба» - его мелодические интонации вырастают из плача Юродивого, как бы его продолжают (малая секунда V-VI ступени): «Кормилец батюшка, подай Христа ради». Начинается тихо, как просьба, мольба. Затем происходит рост внутреннего напряжения, усиливается звучность (динамика). Это приводит к модной кульминации: звучит трагический ужасный вопль «Хлеба! Хлеба» Нисходящая кварта I –V ступени ля минора. Характер повелительного требования. Но этот всплеск кратковременный, звучание стихает и опять переходит в плач Юродивого.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 387.