Сюжет, соотношение с первоисточником
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основой сюжета стала одноименная трагедия Пушкина. Содержание трагедии соответствовало творческим интересам композитора. Его интересовали исторические сюжеты, особенно переломные моменты истории.

Тема — период правления царя Бориса Годунова непосредственно перед началом «Смутного времени» . В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

 

Царь Борис - сложная неоднозначная личность, путь к престолу лежал через кровь и преступления, его мучает совесть. Мусоргскому удалось создать глубокий психологический портрет (на уровне литературы Достоевского).

 

Народ в опере описан иначе, чем у Пушкина. Это не просто неразличимая масса, а пестрое разнородное сочетание индивидуальностей. Подход такой же, как и в картине Репина в "Бурлаки на Волге" - группа портретов (Митюх, Варлаам, Юродивый) . Вместо заключительной ремарки Пушкина "народ безмолствует" у Мусоргского введена сцена народного восстания.

 

Конфликт между народом и царем - основной стержень драматургии.

 

Особенности композиции оперы.

 

Вместо развернутой увертюры опера начинается небольшим вступлением.

 

Завязка драмы - Пролог, в нем сопоставлятся два главных действующих лица. 

 

 - народ (первая картина, когда народ из-под палки просит Бориса занять царский престол ) и

 

 - царь (вторая картина, сцена коронации Бориса)).

 

Борис избран на царство помимо воли народа, между ними неизбежно роковое столкновение.

 

Важный переломный момент - сцена у собора Василия Блаженного, где Юродивый предъявляет Борису прямое обвинение в детоубийстве.

 

Сцена под Кромами - итоговая, это картина народного восстания с завершающим "плачем о русской душе".

 

Жанровые особенности оперы:

 

Сам Мусоргский определил жанр как "народная музыкальная драма".

 

Наряду с трагическими сценами (сцена сумасшествия Бориса) есть и комические (сцена в корчме). Тут Шекспировское смешение трагического и комического, многоплановость повествования.

Музыкальный язык оперы.

 

Опора на народную песню. Использование таких жанров, как лирическая песня (Вступление), плач, причет (Юродивый), плясовая (хор "Расходилась, разгулялась"). Важную роль играют речевые интонации - тут Мусоргский выступает как продолжатель линии Даргомыжского.

Новаторство оперы.

 

Мало традиционных оперных номеров - арий, трио, дуэтов и т.д… Используется принцип сквозного развития - большие сцены, в которых один эпизод сменяется другим.

 

Еще одно новаторское достижение - создание нового типа "народной хоровой сцены" - народ разбивается на отдельные группы, идет хоровой диалог (начало Пролога).

 


10. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Сцена у собора Василия Блаженного.

Это вторая встреча царя с народом (первая была в Прологе, в сцене коронации). Народ уже настрадавшийся и голодный. Встреча драматическая. персонаж – Юродивый, он от лица народа предъявляет Борису Годунову обвинение в убийстве.

Главное действущее лицо сцены – Юродивый. В его образе воплощается народное горе, страдание. 

Песня Юродивого – печальная, заунывная, основана на интонациях плача, причета. Ля минор. Тихая. Много повторяющихся попевок, как бы покачивание. Слова бессмысленные, образ простоты и детской наивности. Он беззащитный, по-детски чистый душой.

Песня мальчишек насмешливая, озорная. Они обманом отнимают у Юродивого денежку.

В ответ звучит плач Юродивого. Нисходящая малая секунда VI – V звучит жалобно, воспроизводит плач.

Издалека приближается царь со свитой. Голодный народ начинает просить хлеба.

Хор народа «Хлеба, хлеба» - его мелодические интонации вырастают из плача Юродивого, как бы его продолжают (малая секунда V-VI ступени): «Кормилец батюшка, подай Христа ради». Начинается тихо, как просьба, мольба. Затем происходит рост внутреннего напряжения, усиливается звучность (динамика). Это приводит к модной кульминации: звучит трагический ужасный вопль «Хлеба! Хлеба» Нисходящая кварта I –V ступени ля минора. Характер повелительного требования. Но этот всплеск кратковременный, звучание стихает и опять переходит в плач Юродивого.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 387.