Как единый творческий коллектив "Могучая кучка" просуществовала до середины 70-х годов, потом распалась. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» — во внутренних творческих расхождениях. Причины расхождений хорошо раскрыты в высказывании Бородина:
«Пока мы все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц по птенцу – обросли перьями. Перья у всех вышли… различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет… Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества… по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».
Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали влияние на русских композиторов молодого поколения. С «Могучей кучкой» преемственно связан Беляевский кружок. Связующее звено между двумя поколениями музыкантов – Римский Корсаков, воспитавший за годы преподавания в Консерватории целую плеяду талантливых учеников
8. Мусоргский. Общая характеристика творчества и биография.*
ЭПОХА.
Эпоха - общая для всех кучкистов. О ней знаем из предыдущей темы "Могучая Кучка".
МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСТВА.
Девиз творчества: "К новым берегам". Новаторство, постоянный поиск, движение... Мусоргский - самый последовательный кучкист.
Развивая принципы Даргомыжского, Мусоргский отрицает искусство как красоту, требуя от искусства исключительной правдивости.
Взгляд на искусство как на средство общения с народом, беседы с людьми. К творчеству Мусоргского полностью применимы слова Чернышевского (из диссертации) - "прекрасное есть жизнь"
«Жизнь, где бы не сказалась, правда как быте была солона» - так говорил сам Мусоргский.
Нужно отметить особую эмоциональную окраску творчества: мрак, напряженность, тема униженных, обостренное чутье к страданиям народа (это наиболее явно проявляется при сопоставлении с Бородиным, которого отличает радостное приятие жизни, идущее от традиции Глинки)
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА.
Мусоргский выстраивает свой, новый музыкальный язык.
Можно выделить опору на три основных источника:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
Их три: интерес к народному, к национальному, углубление в человеческую психологию.
Основная тема творчества - тема народа. Об этом сам Мусоргский говорил так: "Народ хочется сделать... цельный, большой, единый и без сусального". "Я разумею народ как великую личность, одушевленную великой идеей". Такой подход к теме перекликается с передвижниками, с Перовым, Репиным.
Народ для Мусоргского - кладезь силы. В музыке Мусоргского, как и на полотнах передвижников - пестрое разнородное сочетание личностей, индивидуальностей. "Бурлаки на Волге" Репина называли группой портретов, такое же понимание свойств народной массы и у Мусоргского. В операх народ показан как сложное единство личностей. Характерно внимание к каждому лицу. В "Борисе Годунове" яркие индивидуальности: Юродивый, Варлаам, Митюх (у Пушкина он - просто мужик). Каждый из них - представитель народа, а народ - сочетание этих личностейЗамена традиционных неподвижных хоров хоровыми сценами, внутри которых - переклички различных социальных групп, каждая группа говорит на своем языке, наделена своими интонациями.
Национальное начало. Мусоргский привязан именно к русской национальной специфике. В центре внимания - жизнь РУССКОГО народа. Композитор обращается преимущественно к переломным этапам в русской истории ("смутное время").
Человеческая психология. По глубине проникновения во внутренний мир человека, вплоть до исповедальности, по степени и качеству разработки индивидуального портрета, по мастерству психологического анализа можно провести параллель с творчеством Достоевского. Характерно внимание к проявлениям человеческой личности в различных обстоятельствах (Борис - и государственный деятель, и убийца, и любящий отец), композитора волнует поведение человека в экстремальных условиях, в моменты острейшей напряженности, часто на грани жизни и смерти. Тема безумия также притягивает Мусоргского.
Таким образом, задачи, поставленные в творчестве композитора, вызвали необходимость обновления музыкального языка.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 419.