Цель: развитие и коррекция чувства коллективизма у учащихся, посредствам использования системы мероприятий разработанной в этом направлении.
Для реализации поставленной цели была разработана система мероприятий комплексного педагогического воздействия. Все запланированные беседы, игры, занятия, викторины проводились с экспериментальной подгруппой детей.
При проведении различных форм работы основное внимание уделялось принципам: систематичности и последовательности, а также преподнесение материала, начиная от простого к сложному. Немаловажную роль в организации мероприятий педагогические методы, которые позволяют организовать и проводить деятельность более интересно и целенаправленно.
Как уже было сказано, запланированные нами мероприятия основываются па принципе: от простого к сложному, учитывая это, мы организовали и провели ряд тематических классных часов, такие как: «Ребята давайте жить дружно», «Без дружбы трудно жить», «Волшебные слова» и другие.
Целью этих классных часов были: развитие умения дружить, воспитание верности в дружбе, культура поведения, развитие сплочённости коллектива, воспитание уважения к товарищам. В целом все эти классные часы были направлены на улучшение микроклимата в группе.
В процессе проведения тематических классных часов дети проявляли интерес и активность, об этом свидетельствует количество вопросов задаваемых учащимися с целью получения подробной информации о взаимодействиях в коллективе. Также учащиеся рассказывали о своём опыте, делились мыслями. Рассказывая всё это, учащиеся проявляли чувство гордости и любви к своему классу, их рассказы были эмоциональны и выразительны.
Одним из важнейших направлений в развитии коллективизма у школьников является поддержка группового единства и развитие групповой сплочённости.
В связи с этим в план нашей работы мы включили серию мероприятий па развитию групповой сплочённости и чувства группового единства.
В эту серию мероприятий вошли игры, которые оказывают большое влияние на развитие коллективизма у школьников. Позволяют более осознано регулировать отношения в группе детей.
На всех видах деятельности, которые предлагались детям, был подобран информационный материал, способствующий формированию чувства коллективизма и воспитание взаимопонимания в группе.
В серию мероприятий также вошли походы и экскурсии. Наблюдая за животными во время похода в парк, дети ухаживали за ними: вместе кормили их и, получив положительный результат, дети все вместе радовались этому.
Во время экскурсии в музей дети очень живо обсуждали, то что они могут увидеть, учащиеся которые посещали музей ранее делились впечатлениями с теми кто ещё не был там. В музее дети с удовольствием рассматривают экспонаты, и задают вопросы экскурсоводу. Возвращаясь из музея, все дети делились впечатлениями друг с другом, рассказывали, что им понравилось больше всего.
Запланированные мероприятия включали в себя и поход в кино. Возвращаясь, после просмотра фильма, дети бурно обсуждали фильм. Все дети делились впечатлениями друг с другом об увиденном.
Все перечисленные виды деятельности направленные на развитие коллективизма у школьников являются очень содержательными, поэтому при их организации и проведении, особое внимание уделялось использованию оборудования, игровому методу, а также не упущено было использование на равнее с коллективным и индивидуального подхода. Все эти условия позволили организовать деятельность доступной, интересной, а также сформировать качества личности, которые являются важными в развитии коллективизма у учащихся.
Таким образом, на данном этапе работы все запланированные мероприятия проводились систематически, основываясь на принципе от простого к сложному.
Детям предлагались мероприятия на развитие коллективизма по следующим направлениям:
- создание положительного эмоционального фона,
- воспитание культуры поведения,
- развитие взаимопонимания в группе,
- развитие групповой сплочённости,
- улучшение эмоционального климата в группе.
Все виды деятельности проводились в разнообразных формах занятия, игры, прогулки, экскурсии с использованием яркого, эстетического оформленного материала, который вызывал большой интерес и желание с ним работать.
Соблюдая условия, выдвинутые в гипотезе, удалось добиться и реализовать поставленную цель, которая была направлена на реализацию внеклассных форм работы содействующих формированию чувства коллективизма.
§3 Диагностическая работа по определению изменения уровня
Развития коллективизма
Цель: выявить изменился ли уровень развития коллективизма у школьников, проанализировать поделанную работу, направленную на формирование и коррекцию данного чувства у учащихся.
Для проведения диагностической работы были взяты те же две группы детей по десять человек: экспериментальная и контрольная.
Для реализации поставленной цели были использованы различные методики, опросники и тесты.
С целью диагностики микроклимата класса использованы такие методики как « Социометрия» и «Референтометрия».
Поскольку люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу, необходимо выявить положение каждого члена группы в отдельности.
Это позволила сделать «Социометрическая методика».
«Социометрия»
Цель.
Выявить микроклимат в группе, симпатии и антипатии детей в группе.
Ход.
Учащимся была предложена следующая инструкция: представьте себе, что каждому из вас предоставляется возможность по своему желанию определить состав вашего класса. Вам необходимо ответить на несколько вопросов.
В итоге были получены следующие результаты:
Экспериментальная группа
10% учащихся – «аутсайдеры»: Коркин Евгений, и 20% относятся к группе «лидеров» – Евсеев Вячеслав, Гуляев Сергей.
Контрольная группа
10% учащихся – «аутсайдеры»: Пересыпкина Елена, и 20% относятся к группе «лидеров» - Скибин Игорь, Тупицин Алексей.
Лидер.
Экспериментальная группа 20%
Контрольная группа 20%
Аутсайдер.
Экспериментальная группа 10%
Контрольная группа 10%
Уровни | Критерии | % |
Лидер | - член класса, получивший от остальных наибольшее число выборов. | Э 20 К 20 |
Аутсайдер | - вызывает к себе наибольшую антипатию, это тот, кто получил больше всего отклонений. | Э 10 К 10 |
Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе появился еще один явный лидер, эти учащиеся вызывают доверие и уважение среди сверстников. Полученные результаты свидетельствуют о изменении уровня сплочённости коллектива.
Для определения круга лиц, чьё мнение важно и значимо в группе (референтной группе) использовалась методика «Референтометрия». Данная методика сходна с вышеописанной методикой «Социометрия».
«Референтометрия»
Цель.
Выявить микроклимат в группе, выявить «звезду», «принебрегаемых» а также группу лиц, к мнению которых прислушиваются остальные (референтная группа).
Ход.
Учащимся предлагалось оценить определённые качества, предложенные им, соотнести их с каждым членом группы.
Данные, полученные в ходе опроса, были соотнесены с данными «Социометрической методики», что позволило получить следующие результаты:
Экспериментальная группа
К категории предпочитаемых относится 30% учащихся – Гуляев Сергей, Дрыгина Марина, Горобец Артур.
К звёздам относятся 10% учащихся – Евсеев Вячеслав.
Контрольная группа
К категории предпочитаемых относится 30% учащихся – Лопатин Андрей, Кузнецова Анна, Масловская Оксана.
К звёздам относятся 20% учащихся – Скибин Игорь, Тупицин Алексей. И к пренебрегаемым относятся 10% учащихся – Пересыпкина Елена.
Звёзды.
Экспериментальная группа 10%
Контрольная группа 20%
Предпочитаемые.
Экспериментальная группа 30%
Контрольная группа 30%
Пренебрегаемые.
Экспериментальная группа 0%
Контрольная группа 10%
Уровни | Критерии | % |
Звёзды | Личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные поручения, затрагивающих их интерес. | Э 10 К 20 |
Пренебрегаемый | Лицо, по отношению к которому осуществляется пренебрежение и неуважение его интересов и убеждений. | Э 0 К 10 |
Референтная Группа | Люди, мнения которых являются точкой отсчёта для оценки субъекта, самого себя и других людей. | Э 30 К 30 |
Методика показала, что в экспериментальной группе категории «звёзд» и «предпочитаемых» составляют референтную группу, категория «принебрегаемых» отсутствует, что является достаточно хорошим показателем. С целью изучения психологического климата в классе были использованы следующие методики:
1. Опросник «Психологический климат в нашем классе».
2. Методика «Диагностика преобладающего психологического климата в коллективе».
3. Методика «Изучение социально-психологического климата коллектива, класса».
«Психологический климат в нашем классе»
Цель.
Определить психологический климат в коллективе учащихся.
Ход.
Методика включает в себя пять вопросов, к каждому из которых предлагалось три варианта ответа. Результаты, полученные в ходе опроса показали:
Дата: 2019-05-29, просмотров: 282.