Положительный психологический климат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальная группа                                   70%

Контрольная группа                                               60%

 

Неустойчивый психологический климат.

Экспериментальная группа                                   30%

Контрольная группа                                               30%

 

Отрицательный психологический климат.

Экспериментальная группа                                   0%

Контрольная группа                                               10%

 

Уровни Критерии %                       
Положительный психологический климат.   - высокий уровень сплочённости коллектива. - дружеские отношения. - активное участие в совместной деятельности. Э 70   К 60
Неустойчивый психологический климат.   - характерен изменчивый характер отношений в коллективе. Э 30   К 30
Отрицательный психологический климат.   - низкий уровень сплочённости. - конфликтные отношения. -совместная деятельность не привлекает учащихся. Э 0   К 10

 

Опросник показал, что большинство учащихся характеризуют психологический климат класса как положительный, имеют доброжелательные отношения с классным руководителем и с удовольствием совместно проводят досуг.

 «Изучение социально-психологического климата коллектива, класса»

 

Цель.

Изучение специфики взаимоотношений в классе, активности членов коллектива.

 

Ход.

Учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили сделать вывод о активности членов коллектива.

В результате были получены следующие результаты:

 

Положительный социально - психологический климат.

Экспериментальная группа                                   60%

Контрольная группа                                               60%

 

Неустойчивый социально - психологический климат.

Экспериментальная группа                                     30%

Контрольная группа                                               30%

 

Отрицательный социально - психологический климат.

Экспериментальная группа                                   10%

Контрольная группа                                                10%


 

Уровни Критерии %                       
Положительный психологический климат.   - высокий уровень сплочённости коллектива. - дружеские отношения. - активное участие в совместной деятельности. Э 60   К 60
Неустойчивый психологический климат.   - характерен изменчивый характер отношений в коллективе. Э 30   К 30
Отрицательный психологический климат.   - низкий уровень сплочённости. - конфликтные отношения. -совместная деятельность не привлекает учащихся. Э 10   К 10

 

Полученные результаты показали, что в классе положительный психологический климат и это подтвердили результаты предыдущей методики. Но в тоже время следует провести ещё ряд диагностик на изучение специфики отношений в коллективе.

Естественно, что уровень сплочённости коллектива будет полностью зависеть от специфики взаимоотношений и общения членов группы друг с другом.

 

«Оценка коммуникативных умений»

 


Цель.

Изучение коммуникативных умений учащихся в группе сверстников.

 

Ход.

Учащимся были предложены некоторые ситуации, возникающие между собеседниками способные вызвать неудовлетворение от беседы.

 

Высокий уровень.

Экспериментальная группа                                   20%

Контрольная группа                                               30%

Средний уровень.

Экспериментальная группа                                   40%

Контрольная группа                                               40%

Низкий уровень.

Экспериментальная группа                                   40%

Контрольная группа                                               30%

 

В виде диаграммы это представлено следующим образом:

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа


 

Уровни Критерии %
Высокий уровень - умение слушать собеседника. - избегание конфликтных ситуаций. - откровенное выражение своих мыслей. Э 20   К 30
Средний уровень. - хороший собеседник, но отказывает партнёру в помощи, внимании. Э 40 К 40
Низкий уровень. - не умение слушать. - постоянная критика и непринятие мнений других. Э 40 К 30

 

 

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что и в контрольной и в экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний или низкий уровень развития коммуникативных умений. Это препятствует полноценному общению членов коллектива друг с другом.

 

«Методика К.Н Томаса»


Цель.

Изучение способов реагирования в конфликтной ситуации, возникающей в коллективе.

Ход.

Учащимся было предложено оценить предлагаемые ситуации и выбрать, из представленных способов реагирования, наиболее подходящие к ним.

 

Соперничество.

Экспериментальная группа                                   30%

Контрольная группа                                               40%



Сотрудничество.

Экспериментальная группа                                   10%

Контрольная группа                                               20%

Компромисс.

Экспериментальная группа                                   20%

Контрольная группа                                               30%

Избежание.

Экспериментальная группа                                   10%

Контрольная группа                                                0%

Приспособление.

Экспериментальная группа                                   20%

Контрольная группа                                               20%

 

Поскольку, наиболее приемлемыми будут являться такие формы поведения как: сотрудничество компромисс мы отнесли их к высокому уровню реагирования при конфликте; а соперничество, избежание и приспособление к низкому уровню.

В этом случае диаграмма выглядит следующим образом.

 



Экспериментальная группа

30% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – соперничество: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел, Демиденко Михаил.

10% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – сотрудничество: Евсеев Вячеслав.

30% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – компромисс: Дрыгина Марина, Бордунова Анастасия, Коркин Евгений.

10% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – избежание: Данилова Татьяна.

20% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – приспособление: Лавров Александр, Горобец Артур.

 

Контрольная группа

40% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – соперничество: Лопатин Андрей, Скибин Игорь, Тупицин Алексей, Пересыпкина Елена.

 20% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – сотрудничество: Кузнецова Анна, Набивачев Андрей.

30% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – компромисс: Плужникова Ольга, Назаров Александр, Малакей Антон.

10% учащихся выбрали предпочитаемой форму поведения – приспособление: Масловская Оксана.

 

Уровни   Критерии %
    Высокий Сотрудничество, Компромисс - способность найти общее решение возникших проблем. - учёт интересов других участников конфликтов. -урегулирование разногласий при взаимных уступках.   Э 40     К 50
    Низкий Соперничество, Избежание - отстаивание только своих точек зрения без учёта мнений других. - уход от разрешения конфликта. - принятие противоположной точки зрения. -приостановка конфликта, но не его решение   Э 60     К 50

 

Таким образом, большинство учащихся имеют низкий уровень реагирования в конфликте и используют формы выхода из него неблагоприятные для формирования сплочённого общественно активного коллектива.

В процессе взаимодействия членов коллектива друг с другом могут проявляться такие состояния человека как: «родителя», «взрослого», «ребёнка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

 


«Транзактный анализ общения»

 


Цель.

Выявить состояние, преобладающее в группе по предложенным критериям.

Ход.

Учащимся предлагалось оценить в десятибалльной системе предложения или высказывания, к примеру: «бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому», или «люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств».

Результаты теста показали следующие результаты:

 

Состояние «ребёнок».

Экспериментальная группа                                   30%

Контрольная группа                                               50%

Состояние «взрослый».

Экспериментальная группа                                   40%

Контрольная группа                                               30%

 

Состояние «родитель».

Экспериментальная группа                                   30%

Контрольная группа                                               20%

 

Результаты, полученные в результате проведения теста, представлены в диаграмме.



Экспериментальная группа

30% учащихся выбрали состояние «ребёнок»: Лавров Александр, Горобец Артур, Данилова Татьяна.

40% учащихся выбрали состояние «взрослый»: Дрыгина Марина, Бордунова Анастасия, Коркин Евгений, Евсеев Вячеслав.

30% учащихся выбрали состояние: Гуляев Сергей, Лисавцов Павел, Демиденко Михаил.

 

Контрольная группа

50% учащихся выбрали состояние «ребёнок»: Лопатин Андрей, Скибин Игорь, Тупицин Алексей, Пересыпкина Елена Масловская Оксана.

30% учащихся выбрали состояние «взрослый»: Плужникова Ольга, Назаров Александр, Малакей Антон.

20% учащихся выбрали состояние «родитель»: Кузнецова Анна, Набивачев Андрей.

 

Уровни Критерии %
ребёнок - не умение управлять эмоциями. - высокая импульсивность. Э 30 К 50
взрослый - чувство ответственность, импульсивность. - доброжелательность. Э 40 К 30
  родитель - категоричность в суждениях. -излишняя самоуверенность. -склонность к назиданиям и поучениям. Э 30   К 20

 

 

Наиболее благоприятным будет являться состояние «взрослый», для которого характерна адекватная оценка окружающей действительности. Такое состояние преобладает лишь у третьей части опрошенных.

Таким образом, диагностика уровня развития чувства коллективизма показала, что чувство коллективизма у учащихся развито на среднем уровне, но этого недостаточно. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию и коррекции данного качества в личности учащихся. Для этого необходима разработка системы коррекции и развития.

 

§2 Система работы направленная на коррекцию и развитие

Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.