Последовательность развития чувства коллективизма у
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьников.

 

С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия.

Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Дети обособлены. Но эта ступень вскоре сменяется следующей ступенью развития, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатий детей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя.

Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, так же являются примером для остальных и ведут их за собой. Однако, деятельность актива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива, но чувство коллективизма присутствует.

Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные учителем, заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и к другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». На этой ступени дети чувствуют себя коллективом.

Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито очень сильно. Здесь срабатывает принцип: «я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, но в настоящее время она не обязательна.

Таким образом, рассмотрев последовательность развития чувства коллективизма, мы приходим к выводу, что оно происходит поэтапно, в течении длительного периода времени. При развитии чувства коллективизма необходимо учитывать особенности детского коллектива.

 

§3. Методика формирования коллективизма у школьников.

Рассматривая методику формирования коллективизма, мы подразумеваем, рассмотрение методов и приемов работы, которые входят в эту методику. Итак, рассмотрим основные методы:

· Совместная практическая деятельность. Но необходимо учитывать, что эта деятельность должна носить гуманистический характер, а так же субъективно-значимой для всех школьников, так же необходимо принять во внимание, что каждый член коллектива, то есть класса, должен быть активным.

· Преподаватель должен отдавать предпочтение коллективным и групповым видам деятельности, которая должна быть технологически организованна. Не мало важным являются следующие факторы: ориентация на успех школьного коллектива, а так же организация сменных отношений взаимной зависимости взаимного подчинения.

· Использование различных методов, стимулирующих деятельность коллектива. Это могут быть: консультирование, психологическая поддержка, контроль, требование, обмен опытом и так далее.

· Жизненная перспектива в развитии школьника и актива.

Под методикой формирования коллектива А.С Макаренко понимал систему «перспективных линий», организацию завтрашней радости то есть постановку близких, средних и далеких целей. Он считал, что они увлекут его возможностью достигать желаемого результата.

Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимают такие задачи, цели, которые отвечают внутренним требованиям личности, класса, коллектива в целом. Более отдаленные по времени требуют усилий всего коллектива, например коллективные творческие дела.

Но при применении следующих методов педагог должен учитывать следующие факторы:

· Коллектив – это динамическая система, поэтому необходимо менять свою тактику в зависимости от изменений в коллективе.

· Преподаватель должен сочетать разумное руководство и активность детей.

· Преподаватель должен опираться на коллектив учителей.

· Дети всегда подражают педагогу.

Таким образом, методику формирования коллектива необходимо строго соблюдать, так как от этого зависит развитие всего коллектива.

Также большую роль в методике формирования коллективизма у школьников играют формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов.

В деятельности классного руководителя, воспитателя определенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя – практики, педагоги дополнительного образования, вожатые). Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии, тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определений стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся… Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Назовем некоторые из них:

1. Рациональный подход и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально- педагогической ситуации развития коллектива, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата). И, что не маловажно, в идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классн6ого руководителя. Единомышленников по педагогической позиции, единые педагогические принципы, цели, отношение к работе и детям. Именно это позволит создать работоспособный творческий, оптимистичный, жизнерадостный по стилю и тону отношений коллектив детей, который станет идеальной и воспитывающей средой.

2. Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы с классом… Кооперирование классного руководителя с учителями – предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы.

3. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с классами: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа « КВН », « Что? Где? Когда? », « Поле чудес », « Веселые старты », совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы…

 Эти дела способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, улучшают психологический климат в классах и в школе, способствуют гуманизации учителей и учащихся.

Рассмотрение различных методов работы с коллективом позволяет сделать вывод, что систематическое и целенаправленное их использование позволяет реализовать главную задачу педагога: формирование и развитие детского коллектива. Педагогу необходимо строго соблюдать методику формирования коллектива, учитывать факторы, которые непосредственно оказывают влияние.

 

§4. Опыт работы по формированию коллективизма у

Школьников.

Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблемы работы школы и педагогики затронуты в нем. У А.С. Макаренко воспитание подчиняется законам системности, воспитания закономерен и во фронтальном, коллективном и в индивидуальном воспитании школьников. А.С. Макаренко считал, что жизнь ученического коллектива может духовно обогащаться толь в том случае, если педагогическая работа будет основываться на новых закономерностях развития и удовлетворения потребностей детей Макаренко считал это жизнь коллектива, его влияние на личность, организационные формы работы и прочие должны соответствовать условиям того времени. Но со временем жизнь коллектива становится разнообразнее, появляются, как говорил Макаренко, более сложные и тонкие формы коллективной инструментовки. Все это важно иметь в виду, рассматривая опыт работы современных коллективов учащихся. А.С. Макаренко учил, что каждый воспитанник должен быть членом первичного коллектива и общего и т. д. Каждый ребенок должен выполнят какое-то поручение, каждый должен был проявить заботу о других и оказаться полезным всем. Еще одним достижением А.С. Макаренко является то, что он впервые обосновал идею проектирования в коллективе моральных черт личности. Антон Семенович настаивал на том, что воспитание типичного характера человека должно составить одну из важных целей педагогической работы. В опыте Макаренко, мы, прежде всего, видим движение коллектива, как единого целого: видим преемственность поколений в коллективе и его связь с другими трудовыми коллективами, их тон и стиль работы, эстетику и силу коллектива.

Все это вместе взятое и способствует развитию педагогики коллективного действия. Но не только Макаренко уделял внимание проблеме коллективизма. Необходимость развития коллективизма у учащихся широко пропагандировали Н.К. Крупская, А.И. Новикова, А.В. Мудрик и другие.       

Можно выделить и воспитательную систему педагога Л.И.Токарской. Что особенно важно – система прошла проверку в условиях многонациональной неэлитарной периферийной школы, где учатся представители 30 национальностей.

Детям объясняется организационная структура класса. Он делится на микрогруппы по пять человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботится друг о друге, даст возможность быстрее разрешать межличностные конфликты.

Групповая организация класса способствует формированию терпимости к представителям различных этнических групп и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации коллектива, включает умение слушать, становиться на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща.

 В результате анкетирования учитель выявляет лидеров. Обычно это сложные личности, но сними интересно работать. Затем комплектуются группы по желанию ребят. При этом их нужно заинтересовать поручениями, чётко формулировать как обязанности, так и ограничивающее условия. Каждый должен понять, что свобода - это вовсе вседозволенность, чувствовать ответственность перед коллективом.

Состав групп периодически меняется. В дальнейшем он формируется по принципу «счастливый случай». Дети попадают в ситуацию, когда они не чувствуют себя объектом воспитания, не ощущают педагогический нарочитости. Ребёнок выбирает близкое ему дело, и совершенствуются в нём, творчески воспринимая все неожиданности динамичного и сложного мира.

Таким образом, мы пришли к выводу, что большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внесли многие видные педагоги и деятели. Проблема развития коллективизма возникла очень давно и актуальна в настоящее время. Также необходимо учитывать опыт работы педагогов.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.