В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примерять на себя роли мужа - жены, вступать вольно-невольно в ролевое общение.
По данным психологических исследований именно не соответствие ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества.
В зависимости от индивидуальных особенностей каждого, исполнение семейных ролей может существенно отличаться от подобающего образца.
Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного в том, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного, по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо является малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желаемое, а поведение другого партнера, не отвечающего этим представлениям, - как неверное, неумное и даже злонамеренное [15; 109].
Однако сценарий ролевой игры супругов на первой и последующей стадии семейного цикла как бы предопределен режиссером – культурой, жизнью. В. Бондаровская отмечает: «Стиль исполнения ролей может видоизменяться актерами супружеской драмы, но не бесконечно, а в пределах пьесы, давно написанной предшествующими семейными поколениями. Интернализация собственных ролей и ролей другого супруга, степень идентификации каждого из супругов с этими ролями является важной характеристикой ролевого поведения личности и супружеской пары» [5, с.112].
Степень принятия своих ролей – это индикатор не только эффективности их усвоения, но и показатель успеха ролевого поведения индивида.
Первое условие осуществления ролевых игр в семье – четко усвоить свою роль. Но это условие непременно включает в себя и учет реакции других людей на собственное поведение. А это в свою очередь активизирует механизм ролевого общения и взаимодействия по тем правилам, которые описываются в теории ролей. Исполнение ролей предполагает принятие ролей другого, т.е. у каждого участника есть образ другого, представление о его ролях. При непосредственном общении включается механизм межличностного восприятия, индивидуального определения семейных ситуаций взаимодействия, и тут важно совпадение представлений супругов о выполняемых ими ролях. Чем больше зона совпадения, тем больше «поле» согласованного в этом смысле взаимодействия, тем больше взаимопонимания и совместимости [24, с.60].
В настоящее время изменение стереотипов полоролевых функций мужа и жены в современной семье связанное с ее социально-экономическими изменениями, не могло не привести к серьезной перестройке самосознания женщины. Теперь у женщины появились возможности для самоутверждения себя как личности и вне семьи. Эти обстоятельства повлияли и на соответствующее изменение статуса мужчины в семье – его роль перестала быть заведомо главенствующей благополучия.
Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т.д.
При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).
Изучение этого вопроса Н.Ф. Федотовой выявило, что мужское главенство отметило 27,5% мужчин и 20% женщин, причем число семей, где оба супруга считали главой семьи мужа, составляло лишь 13% от общей выборки. В более половины случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена – себя, что нередко создавало конфликтую ситуацию [38, с.90].
Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу 18% женихов и (% невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном около 40% придерживаются выходцы из сельской местности и имеющие среднее образование [14, с.100].
При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу.
Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой является только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины.
Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующая роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер. Имеются также семьи, где главой является жена. Это объясняется тем, что наметилась тенденция к изменению полового стереотипа. Как отмечает Ю.Е. Алешина, исследования последних лет продемонстрировали, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки [2, с.58]. Девочки больше мальчиков занимаются общественной работой, т.е. проявляют дополнительную активность, чаще мальчиков поддерживают контакты с другими людьми (одноклассниками, учителями, организациями, другими людьми), они более ответственны, чем мальчики. Такая ситуация приводит к формированию различия между полами, не соответствующих традиционным.
Подобное нарушение полового стереотипа не случайно и имеет глубокие корни в нашей культуре. Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути6независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации.
В то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует у женщин развитие мускулинных качеств: конкурентности, стремлению к доминированию, сверхактивности.
Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам6 мальчиков, как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же напротив – на гиперактивность и доминантность. В то же время, жить им приходится в обществе во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты, что в семейной жизни может привести к возникновению конфликтов при распределении ролей в семье.
Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа и жены Т.А. Гурко полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще чем муж принимает решения, однако, было выяснено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи. В эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена [14,c.105].
В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине.
Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождение между заработком мужа и жены большое.
Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям. Например, выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.
Профессиональный труд мужей и нужды профессиональной жизни, стремление к неограниченным профессиональным обязанностям, высокая психическая и физическая нагрузка на работе – ограничивают участие мужей и в воспитании детей. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным.
Усиление роли традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход за ним ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план4 муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна.
Немаловажным остается факт, что домашние дела у женщин являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т.п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелые вещи) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.
Ролевые установки в семьях с детьми у супругов часто не совпадают, а ролевые ожидания жен в отношении мужей не оправдываются. В семьях с детьми больше преобладают традиционные ролевые установки (в основном в позициях женщин, которые уделяют больше внимания сфере хозяйства и быта, воспитания детей, эмоционально-моральной поддержки семейного климата). В семьях, не имеющих детей, полоролевая дифференциация выражена гораздо слабее, отношения между супругами носят эгалитарный характер [3,c.58].
Замечено, что в семьях, со стажем 5-6 лет мужчины больше внимания уделяют профессиональной деятельности, меньше всего возлагают на себя обязанности в воспитании детей.
Таким образом, очевидно, что воспитание остается в женских руках. Проведенные в 70-х годах эмпирическое исследование показало, что 67% опрошенных мужчин убеждены, что они в принципе меньше подходят для воспитания детей, чем женщины [4; 129]. Эти суждения сохраняют живучесть и сегодня не в последнюю очередь благодаря способам, которыми они попадают в сознание людей. Несовпадение представлений супругов о распределении внутрисемейных ролей ведет к изменению в отношениях, вызывает разногласия и конфликты.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.