Согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 и п.2 Методическиских указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения под товаром понимается любое имущество организации, реализуемое или предназначенное для реализации.
Таким образом, все, что организация продает или имеет возможность продавать, НК РФ называет товаром.
В бухгалтерском учете к товарам относится не все, что продается, а лишь то, что специально приобретено для продажи.
Существенное отличие налогового учета от бухгалтерского учета в торговле, является учет товаров на предприятии. Для целей налогообложения необходимо вести учет товаров только по покупным ценам, независимо от правил их отражения на счетах бухгалтерского учета. Такое требование содержится в пп. 3 п.1 ст. 268 НК РФ.
Некоторые связанные с этим требованием трудностей можно избежать, если должным образом организовать бухгалтерский учет. Либо учитывая большую номенклатуру товаров в розничной торговле, можно использовать следующие методы ведения налогового учета реализованных товаров (или совмещения бухгалтерского и налогового учета):
1) использование штрих-кодов
Способ очень простой и удобный, но дорогой и поэтому не всем доступный. Кроме того, при его использовании время от времени может выясниться, что продаваемой продукции уже нет на складе (это следствие неправильного нанесения штрих-кодов при передаче товаров в торговый зал). Чтобы избежать возникновения таких проблем, рекомендуется хотя бы раз в квартал проводить инвентаризацию товаров. Обычно организация, использующая данный способ учета проданных товаров, сразу ведет их бухгалтерский учет по покупным ценам – это оптимально, т.к. бухгалтерский учет изначально совпадает с налоговым;
2) учет каждой продажи
Это реально в небольших торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований. Тут каждое предприятие изощряется, как может: записывает каждую продажу в специальную книгу (тетрадь и т.п.), сохраняют копии товарных чеков, снабжают все товары специальными бирками, которые открепляют и оставляют у себя при продаже, вычеркивают проданный товар из заранее составленного списка и т.д. и т.п. Если продавец ошибется в записях, проверить это можно, лишь при помощи инвентаризации.
3) проведение инвентаризации
Это то, что так или иначе время от времени придется делать и при использовании всех иных методов учета проданных товаров. Проводить инвентаризацию можно либо реально, либо «виртуально» (т.е. просто писать инвентаризационной ведомости то, что вам удобно). И в том и в другом случае проверить что-либо спустя некоторое время все равно невозможно. Соответственно главная задача бухгалтера в этом случае следить, чтобы инвентаризационные ведомости были похожи на правду и нельзя было доказать неправильное отражение в них данных при помощи элементарного расчета (остаток + поступление - расход=остаток).
При использовании этого метода учета проданных товаров на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация (неважно как). Количество и учетная (покупная) стоимость реализованных товаров определяются по формуле:
Он + П – Ок =Рт
где Он – остаток товара на начало месяца (по данным учета или данным инвентаризации, которые должны совпадать);
П – поступления в течение месяца (по данным учета);
Ок – остаток товара на конец месяца (по данным учета);
Рт – реализованные товары.
Далее количество рассчитанных по предложенной формуле реализованных товаров следует умножить на их продажную стоимость и сравнить с суммой полученной выручки. Если данные совпали – значит, все сделано правильно. Если нет – это следствие ошибки в расчете или проведении инвентаризации. Соответственно ошибку следует найти и исправить (проверить расчеты, а если там все правильно – подогнать данные инвентаризации или выявить недостачу либо излишек).
4) Учитывать реализованную торговую наценку одним из способов:
- по общему товарообороту;
- по ассортименту товарооборота;
- по ассортименту остатка товара;
При использовании данных способов начисления и списания торговой наценки бухгалтерский учет полностью совпадают с налоговым учетом.
А вот способ расчета валового дохода по среднему проценту является и может применяться в любой организации. Однако для целей налогообложения его использовать нельзя, поскольку полученные результаты не будут удовлетворять требования ст. 268 НК РФ. Происходит это из-за того, что все результаты усредняются. При этом отклонения в расчетах по правилам бухгалтерского и налогового учета могут быть как мизерными, так и весьма существенными. При этом организации в любом случае грозит штраф за отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.