Синтетический и аналитический учет реализации товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

Торговая организация в своей работе может использовать только те модели ККТ, которые внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники применяемой на территории РФ.

Согласно статье 4 закона №54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия её регистрации и применения определяются Правительством РФ.

При этом ККТ должна быть:

а) зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

б) исправна и опломбирована в установленном порядке;

в) иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Организации, применяющие ККТ, обязаны обеспечить фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти.[16]

Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, её размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста. При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру.

Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью:

Дт 50 «Касса»

Кт 90 «Продажа, субсчет «Выручка».

Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассатором. Операция передачи инкассатором оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей учетной записью:

Дт 57 «Переводы в пути»

Кт 90 «Продажа, субсчет «Выручка».

При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируются записью:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 41-2 «Товары в розничной торговле»

Согласно ст. №168 НК РФ при реализации товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в указанные цены. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

На сумму начисленного НДС составляется проводка:

Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»

Кт 68-2 «Расчеты по налогам и сборам по НДС».[17]

При использовании покупных цен положительный финансовый результат отражается следующей записью:

Дт 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Кт 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 в корреспонденции с субсчетом 90-9.

Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 «Продажи» на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализации товаров по розничным товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке – по розничным ценам. Сумма по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании торговых отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.

Когда в организации используется натурально-стоимостный метод учета, товаров имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки по каждому наименованию реализованного товара.

Когда в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.[18]

 



Расчет торговой наценки

При учете товаров по продажным ценам, торговая наценка является валовым доходом по реализованным товаром. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:

-исчисление по общему товарообороту;

-исчисление по ассортименту;

-исчисление по ассортименту остатка товаров;

-исчисление по среднему проценту.

При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяются по формуле:

 

ВД=Т×РН ÷100, где

 

Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

В свою очередь торговая надбавка рассчитывается по формуле:

 

РН=ТН÷(100+ТН), где

 

ТН – торговая надбавка в процентах.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные обороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:


П=(ТНн+ТНп-ТНв)÷(Т+ОК)×100, где

 

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;

ОК – остаток товара на конец отчетного периода.

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:

 

ВД=Т×П÷100.

Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно:

Дт 90 «Продажи»

Кт 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».

Это связано с тем, что по дебету кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка наценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:


ВД=(Т1×РН1+Т2×РН2+……+Тп×РНп)÷100, где

 

Тп - товарооборот по группам товаров;

РНп – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

 

ВД=ТНн+ТНп-ТНв-ТНк.[19]



Инвентаризация товаров

Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем торгового предприятия, но не реже двух раз в год. В обязательном порядке проводят инвентаризацию перед составлением годового бухгалтерского учета. Серьезные последствия может повлечь её не проведение или неправильное оформление результатов инвентаризации.

Инвентаризацию товаров и тары проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Целью проведения инвентаризации является документальное подтверждение наличия, состояния и оценки товара.

Основными задачами инвентаризации выступают следующие:

-выявление фактического наличия товара и тары;

-определение правильности оценки товара и тары;

Порядок проведения инвентаризации и оформление её результатов определены в Методических указаниях по инвентаризации, утвержденных Минфином РФ от 13 июня 1995г. №49.[20]

Инвентаризация может проводиться на любую дату, определенную руководителем организации. Инвентаризация может быть плановой, внеплановой и обязательной. Проведение плановой и внеплановой инвентаризации требует утверждения её порядка и сроков проведения руководителем, что не является необходимым при проведении инвентаризации в плановом порядке. Порядок проведения инвентаризации определяется в учетной политике организации. Руководитель организации утверждает количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень товара, при каждой из них, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. Указанный документ может быть составлен в форме плана инвентаризации на текущий год.

Текущая инвентаризация осуществляется по приказу руководителя организации. Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Статьей 12 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен обязательный порядок проведения инвентаризации в следующих случаях:

- при формировании годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении актов хищения, злоупотребления или порчи;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия.

В зависимости от установленного порядка в организации инвентаризация может проводиться:

- постоянно действующей комиссией;

- рабочей инвентаризационной комиссией;

- ревизионной комиссией.

Состав постоянно действующей комиссии и рабочей инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя, который подлежит регистрации в журнале контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита, представители других подразделений. При этом не запрещается включать в состав комиссии представителей сторонних организаций – аудиторов, экспертов, консультантов и т.п. Представители сторонней организации должны иметь доверенность на участие инвентаризации.[21]

Инвентаризация проводится в четыре этапа. На первом этапе (подготовительном) проводится соответствующие записи в карточках

аналитического учета и выводятся остатки на день инвентаризации.

Комиссии передаются последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы. Инвентаризационная комиссия должна проанализировать документы, представленные материально ответственными лицами, - проверить правильность их заполнения, полноту и своевременность оприходования.

На втором этапе (основном) происходит фактическая инвентаризация товаров – взвешивание, обмеривание, подсчет, проверка, оценка.

По результатам инвентаризации составляются инвентаризационная опись или акты. В них заносится информация о фактическом наличии товаров и тары. Инвентаризационные описи составляются по формам первичной учетной документации. Формы описей приведены в постановлении Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Основным требованием к составлению описей является полное и точное отражение данных о наличии товара и тары.

Описи заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Заполнению подлежат все строки, на последней странице незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления правильных записей. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Описи подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На третьем этапе (промежуточном) сопоставляются данные инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости, определяются причины расхождений, формируется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

На четвертом этапе (заключительном) происходит корректировка данных

Бухгалтерского учета в соответствии с решениями, принятыми руководителем организации.[22]

Предложения инвентаризационной комиссии о регулировании выявленных расхождений, в том числе по проведению взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы, представляются в форме акта на рассмотрение и утверждение руководителю организации.

Он принимает окончательное решение по результатам инвентаризации, которое оформляется приказом (распоряжением, решением). Приказ является основанием для отражения соответствующих решений в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Итоги годовой инвентаризации включаются в годовой отчет.

Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете следующий:

- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Дт 41 «Товары»

Кт 91 "Прочие доходы и расходы";

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли определяются после зачета недостач ценностей по пересортице:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 41 «Товары» или

Дт 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:

Дт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если виновные лица не установлены то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты:

Дт 41 «Товары»

Кт 91 "Прочие доходы и расходы".[23]

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения. Предусмотрены общие условия возможности проведения взаимного зачета: за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, в тождественных количествах.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то недостачи списываются на расходы.

Для усиления контроля за правильностью отражения данных в инвентаризационных описях и исключения ошибок по окончании инвентаризации могут проводиться проверки. Они осуществляются по распоряжению руководителя организации.

Материалы инвентаризации хранятся не менее 5 лет.[24]



Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.