Объекты мелкорозничной торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Стационарные объекты: палатки; киоски; павильоны; торговые автоматы Передвижные объекты: тележки; автолавки; фургоны; лотки; корзины; другие объекты развозной и разносной торговли

 

Розничная торговля осуществляется в различных формах, среди которых можно назвать следующие:

● продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров);

● продажа товаров по образцам;

● продажа товаров по заказам и на дому у покупателей;

● продажа товаров длительного пользования в кредит.

 

Торговля начинается с товара. Определение термина «товар»

 

В словаре С.И.Ожегова дано два определения товара:

1)товар-это продукт труда, изготовленный для обмена, продажа;

2)товар вообще-то, что является предметом торговли.

В торговых организациях термин товары употребляется только в отношении товарно-материальных ценностей, которые специально приобретены у других организаций или физических лиц для последующей продажи. Последующая продажа по-другому называется перепродажей.

Определение товара для целей бухгалтерского учета дано в ПБУ 5/01: «товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи».

Для того чтобы делать записи о движении товаров в учетных документах, организация должна выбрать единицу учета товаров. Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительно является в том, что каждому виду товара одинаковой цены присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров, либо пользуется той системой, которая предлагается бухгалтерской программой.

При поступлении товаров каждому наименованию товара присваивается номенклатурный номер.

Под партией товаров понимают товары, поступившие одновременно по одному или нескольким документам.[6]

 


2. Учет поступления товаров. Документальное оформление


Правила приемки товаров

Основными элементами производственного процесса в торговой деятельности являются:

-приемка товаров;

-хранение товаров на складе;

-отпуск (продажа) товаров покупателям.

Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 утверждены унифицированные формы по учету торговых операций (общие).

Порядок приемки товаров регламентируется договором с поставщиком и соответствующими стандартами и правилами. К ним относятся:

-инструкция Госарбитража СССР от 15 октября1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов»;

-инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (постановление от 15 июня 1965 г. № П-6);

-инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (постановление от 25 апреля 1966 г. № П-7).

Указанные инструкции четко регламентируют порядок приемки товаров, что позволяет избежать в дальнейшем споров и неясностей между поставщиком и покупателем. Поэтому в договоры поставки целесообразно включить пункт о том, что приемка товаров осуществляется в соответствии с постановлениями № П-6 и № П-7.

При нарушении правил и сроков приемки товаров торговая организация не сможет предъявить претензии поставщику при недостаче или понижении качества товаров.[7]

Торговая организация получает товар от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам комиссии, договорам поставки, по отдельным заявкам и т.п. Администрация торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку товара, с условиями этих договоров. По прямым договорам с длительными хозяйственными связями в качестве отдельного документа необходимо передать согласованный график поставок. Если поставка товара осуществляется на основании заявок, то персонал информируется о заказанном товаре и сроках его поставки.

Материально-ответственные работник и члены приемной комиссии знакомятся с условиями договора, которые касаются наименования товара, количества, качества, комплектности, сроков приемки, перечня технических и иных документов.[8]

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.) предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

В учёте товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров. А также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц.

 

2.2 Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли

Для приемки товаров руководитель организации назначает приказом приемную комиссию либо материально-ответственных лиц, ответственных за приемку товара (заведующий складом, секцией, отделом, кладовщик, продавец). Всё зависит от размера самого предприятия, вида деятельности, объемов поступающего товара и т.п. Обязанности работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются в приказах руководителя, трудовых контрактах, договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях. Прием ведется на основании товаросопроводительных документов.

Если товар доставлен поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счете-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактическом количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов.

Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца.[9]

При приемке продовольственных товаров их качество подтверждается различными сертификатами качества, выданным компетентной государственной организацией; это могут быть ветеринарный сертификат, санитарный сертификат, выдаваемый на каждую партию товара.

Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам.

Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопроводительных документах, то на документы (накладная, товарно-транспортная накладная и т.д.) накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован угловой штамп), что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.

О выявленной недостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2) составляется в необходимом количестве экземпляров и только на те товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству, качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить и затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика).

Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему не позднее 24 часов, а при наличии скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи.[10]

Если при приемки продукции одновременно с недостачей выявились излишки продукции по сравнению с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте. ( Форма ТОРГ №1).

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. До подписи лиц, участвовавших в приемке, в акте должно быть указано, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащие данные, не соответствующие действительности.

Акты приемки продукции утверждает руководитель предриятия-полючателя. Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности, упаковке и т.п. покупатель предъявляет продавцу (поставщику) либо изготовителю. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.



Учет товарных операций

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.