Содержание
Введение
1. Что такое торговля и товар
1.1 Определение термина «торговля». Виды торговли
1.2 Розничная торговля
1.3 Торговля начинается с товара
2. Учет поступления товаров. Документальное оформление
2.1 Правила приемки товаров
2.2 Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли
3. Учет товарных операций
3.1 Синтетический и аналитический учет поступления товаров
3.2 Синтетический и аналитический учет реализации товаров
3.3 Расчет торговой наценки
3.4 Инвентаризация товаров
4. Формирование и учет финансовых результатов
5. Налоговый учет в розничной торговле
5.1 Налоговый учет на базе бухгалтерского учета
5.2 Результаты инвентаризации в налоговом учете
6. Особенности деятельности ЗАО «Лара»
7. Учетная политика ЗАО «Лара»
8. Единый налог на вмененный доход
9. Документальное оформление и учёт движения товаров на примере ЗАО «Лара»
9.1 Учет поступления товаров. Возврат поставщику
9.2 Учет реализации товаров в ЗАО «Лара»
9.3 Инвентаризация в ЗАО «Лара»
10. Формирование финансовых результатов от реализации товаров в ЗАО «Лара»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящие время торговля является крупным сектором российской экономики, в котором трудится большая часть населения страны. Торговля представлена множеством крупных, средних и мелких предприятий. Независимо от масштабов деятельности все организации должны документально оформлять хозяйственные и финансовые операции, вести бухгалтерский учет.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Сейчас огромное количество небольших магазинов, которые находятся рядом с домом или непосредственно в самом доме на первом этаже. Такие магазины очень удобны, возвращаясь, домой с работы, не нужно стоять в огромной очереди и тратить кучу времени. В буквальном смысле, можно забежать, купить все необходимое, потратив на это несколько минут, и пойти домой, не задумываясь о том, что Ваша семья сегодня будет кушать. Дома всегда есть свежий хлеб и молоко.
Правительство Российской Федерации, различными способами стимулирует развитие малого предпринимательства. Были введены специальные режимы налогообложения, которые несколько упрощают ведение бухгалтерского учета и смягчают налоговое бремя предпринимателей.
Изучение учета товарных операций будет ещё долго актуально, в связи с развитием розничной торговли и достаточно частым изменением российского законодательства. Бухгалтер обязан быть в курсе последних изменений и поправок законодательства, и в соответствии с ними вести учет.
Дипломная работа составлена на основании законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения и порядок составления и представления документов для учета и бухгалтерской отчетности.
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговле. Правильность оформления документов при реализации товаров в розницу, рассмотрения нюансов оформления документов, характерных для розничной торговли. Применение знаний на примере конкретного предприятия.
Предприятие на примере которого, будут рассматриваться товарные операции, изучаемые в дипломной работе, это предприятие розничной торговли Закрытое Акционерное Общество «Лара». Объектом исследования в ЗАО «Лара» являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.
В целом данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Коротко остановимся на содержание дипломной работы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены основные понятия торговли: розничная торговля, товар. Основные цели бухгалтерского учета в розничной торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей.
Рассмотрены основные правила приемки товаров. Показано документальное оформление поступления товаров, реализации, и их возврата. Приведены основные формулы расчета валового дохода.
Подробно рассмотрены правила и обязанности по проведению инвентаризации. Формирование финансового результата от продаж. Особенности налогового учета в розничной торговле.
Во второй главе дипломной работы рассказано об особенностях деятельности ЗАО «Лара», учетная политика организации. Особенности налогового специального режима применяемого на фирме. На конкретном примере рассмотрены операции по учету товара, оформления поступления и выбытия товара. Особенность расчета продажной стоимости товара. Порядок составления и проверка товарных отчетов.
Рассмотрены правила применения контрольно-кассовых машин. Подробны, рассказано об операциях, по движению денежных средств, и их документальное оформление. Способ расчета валового дохода на исследуемом предприятии. Проведение, документальное оформление инвентаризации и отражение в учете её результатов в ЗАО «Лара».
Формирование финансового результата от реализации товаров в ЗАО «Лара». Приведен подробный алгоритм формирования прибыли (убытков) в организации. Рассмотрены данные организации за 2007 год.
В заключительной части, подведены итоги проделанной работы. Приведены рекомендации по улучшению учета на предприятии.
1. Что такое торговля и товар (термины и определения)
Розничная торговля
Рассмотрим подробнее понятие и виды розничной торговли.
До 1 января 2006г. гражданское и налоговое законодательство содержало разные определения понятия «розничная торговля». Законодатель устранил существовавшее противоречие путём внесения изменений в гл. 26.3 НК РФ, которая содержит налоговое определение розницы. В ст. 346.27 НК РФ, в том числе понятие розничной торговли:
«Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платёжных карт) на основе договоров розничной купли-продажи».[4]
К данному виду предпринимательской деятельности не относится:
1) реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ:
· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
· автомобильный бензин;
· дизельное топливо;
· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
· прямогонный бензин;
2) реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
3) реализация продукции собственного производства (изготовления).[5]
Предприятия розничной торговли по ассортименту реализуемых товаров классифицируется по видам:
Таблица 1 Типы стационарных розничных предприятий
Типы розничных предприятий | |
продовольственной торговли: | непродовольственной торговли: |
Универсам Супермаркет Гастроном Продовольственный магазин (продукты) Специализированный магазин | Универмаг Дом торговли (торговый дом) Торговый центр Специализированный магазин Комиссионный магазин |
Таблица 2 Сводная классификация объектов розничной торговой сети:
Розничная торговая сеть | ||
Стационарные объекты розничной торговли: магазины; павильоны, имеющие торговый зал |
Правила приемки товаров
Основными элементами производственного процесса в торговой деятельности являются:
-приемка товаров;
-хранение товаров на складе;
-отпуск (продажа) товаров покупателям.
Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.
Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 утверждены унифицированные формы по учету торговых операций (общие).
Порядок приемки товаров регламентируется договором с поставщиком и соответствующими стандартами и правилами. К ним относятся:
-инструкция Госарбитража СССР от 15 октября1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов»;
-инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (постановление от 15 июня 1965 г. № П-6);
-инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (постановление от 25 апреля 1966 г. № П-7).
Указанные инструкции четко регламентируют порядок приемки товаров, что позволяет избежать в дальнейшем споров и неясностей между поставщиком и покупателем. Поэтому в договоры поставки целесообразно включить пункт о том, что приемка товаров осуществляется в соответствии с постановлениями № П-6 и № П-7.
При нарушении правил и сроков приемки товаров торговая организация не сможет предъявить претензии поставщику при недостаче или понижении качества товаров.[7]
Торговая организация получает товар от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам комиссии, договорам поставки, по отдельным заявкам и т.п. Администрация торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку товара, с условиями этих договоров. По прямым договорам с длительными хозяйственными связями в качестве отдельного документа необходимо передать согласованный график поставок. Если поставка товара осуществляется на основании заявок, то персонал информируется о заказанном товаре и сроках его поставки.
Материально-ответственные работник и члены приемной комиссии знакомятся с условиями договора, которые касаются наименования товара, количества, качества, комплектности, сроков приемки, перечня технических и иных документов.[8]
Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.) предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.
В учёте товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров. А также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц.
2.2 Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли
Для приемки товаров руководитель организации назначает приказом приемную комиссию либо материально-ответственных лиц, ответственных за приемку товара (заведующий складом, секцией, отделом, кладовщик, продавец). Всё зависит от размера самого предприятия, вида деятельности, объемов поступающего товара и т.п. Обязанности работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются в приказах руководителя, трудовых контрактах, договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях. Прием ведется на основании товаросопроводительных документов.
Если товар доставлен поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте.
Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счете-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактическом количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов.
Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца.[9]
При приемке продовольственных товаров их качество подтверждается различными сертификатами качества, выданным компетентной государственной организацией; это могут быть ветеринарный сертификат, санитарный сертификат, выдаваемый на каждую партию товара.
Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам.
Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопроводительных документах, то на документы (накладная, товарно-транспортная накладная и т.д.) накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован угловой штамп), что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.
О выявленной недостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийся юридическим документом для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2) составляется в необходимом количестве экземпляров и только на те товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству, качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить и затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика).
Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему не позднее 24 часов, а при наличии скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения недостачи.[10]
Если при приемки продукции одновременно с недостачей выявились излишки продукции по сравнению с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте. ( Форма ТОРГ №1).
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. До подписи лиц, участвовавших в приемке, в акте должно быть указано, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащие данные, не соответствующие действительности.
Акты приемки продукции утверждает руководитель предриятия-полючателя. Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности, упаковке и т.п. покупатель предъявляет продавцу (поставщику) либо изготовителю. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.
Учет товарных операций
Расчет торговой наценки
При учете товаров по продажным ценам, торговая наценка является валовым доходом по реализованным товаром. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:
-исчисление по общему товарообороту;
-исчисление по ассортименту;
-исчисление по ассортименту остатка товаров;
-исчисление по среднему проценту.
При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяются по формуле:
ВД=Т×РН ÷100, где
Т – общий товарооборот;
РН – расчетная торговая надбавка.
В свою очередь торговая надбавка рассчитывается по формуле:
РН=ТН÷(100+ТН), где
ТН – торговая надбавка в процентах.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные обороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.
В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:
П=(ТНн+ТНп-ТНв)÷(Т+ОК)×100, где
ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;
ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;
ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;
ОК – остаток товара на конец отчетного периода.
На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:
ВД=Т×П÷100.
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно:
Дт 90 «Продажи»
Кт 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».
Это связано с тем, что по дебету кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка наценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.
Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:
ВД=(Т1×РН1+Т2×РН2+……+Тп×РНп)÷100, где
Тп - товарооборот по группам товаров;
РНп – расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:
ВД=ТНн+ТНп-ТНв-ТНк.[19]
Инвентаризация товаров
Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем торгового предприятия, но не реже двух раз в год. В обязательном порядке проводят инвентаризацию перед составлением годового бухгалтерского учета. Серьезные последствия может повлечь её не проведение или неправильное оформление результатов инвентаризации.
Инвентаризацию товаров и тары проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Целью проведения инвентаризации является документальное подтверждение наличия, состояния и оценки товара.
Основными задачами инвентаризации выступают следующие:
-выявление фактического наличия товара и тары;
-определение правильности оценки товара и тары;
Порядок проведения инвентаризации и оформление её результатов определены в Методических указаниях по инвентаризации, утвержденных Минфином РФ от 13 июня 1995г. №49.[20]
Инвентаризация может проводиться на любую дату, определенную руководителем организации. Инвентаризация может быть плановой, внеплановой и обязательной. Проведение плановой и внеплановой инвентаризации требует утверждения её порядка и сроков проведения руководителем, что не является необходимым при проведении инвентаризации в плановом порядке. Порядок проведения инвентаризации определяется в учетной политике организации. Руководитель организации утверждает количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень товара, при каждой из них, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. Указанный документ может быть составлен в форме плана инвентаризации на текущий год.
Текущая инвентаризация осуществляется по приказу руководителя организации. Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Статьей 12 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен обязательный порядок проведения инвентаризации в следующих случаях:
- при формировании годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении актов хищения, злоупотребления или порчи;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия.
В зависимости от установленного порядка в организации инвентаризация может проводиться:
- постоянно действующей комиссией;
- рабочей инвентаризационной комиссией;
- ревизионной комиссией.
Состав постоянно действующей комиссии и рабочей инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя, который подлежит регистрации в журнале контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита, представители других подразделений. При этом не запрещается включать в состав комиссии представителей сторонних организаций – аудиторов, экспертов, консультантов и т.п. Представители сторонней организации должны иметь доверенность на участие инвентаризации.[21]
Инвентаризация проводится в четыре этапа. На первом этапе (подготовительном) проводится соответствующие записи в карточках
аналитического учета и выводятся остатки на день инвентаризации.
Комиссии передаются последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы. Инвентаризационная комиссия должна проанализировать документы, представленные материально ответственными лицами, - проверить правильность их заполнения, полноту и своевременность оприходования.
На втором этапе (основном) происходит фактическая инвентаризация товаров – взвешивание, обмеривание, подсчет, проверка, оценка.
По результатам инвентаризации составляются инвентаризационная опись или акты. В них заносится информация о фактическом наличии товаров и тары. Инвентаризационные описи составляются по формам первичной учетной документации. Формы описей приведены в постановлении Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Основным требованием к составлению описей является полное и точное отражение данных о наличии товара и тары.
Описи заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Заполнению подлежат все строки, на последней странице незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления правильных записей. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Описи подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На третьем этапе (промежуточном) сопоставляются данные инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости, определяются причины расхождений, формируется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.
На четвертом этапе (заключительном) происходит корректировка данных
Бухгалтерского учета в соответствии с решениями, принятыми руководителем организации.[22]
Предложения инвентаризационной комиссии о регулировании выявленных расхождений, в том числе по проведению взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы, представляются в форме акта на рассмотрение и утверждение руководителю организации.
Он принимает окончательное решение по результатам инвентаризации, которое оформляется приказом (распоряжением, решением). Приказ является основанием для отражения соответствующих решений в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Итоги годовой инвентаризации включаются в годовой отчет.
Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете следующий:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:
Дт 41 «Товары»
Кт 91 "Прочие доходы и расходы";
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли определяются после зачета недостач ценностей по пересортице:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 41 «Товары» или
Дт 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц:
Дт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если виновные лица не установлены то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты:
Дт 41 «Товары»
Кт 91 "Прочие доходы и расходы".[23]
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения. Предусмотрены общие условия возможности проведения взаимного зачета: за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, в тождественных количествах.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то недостачи списываются на расходы.
Для усиления контроля за правильностью отражения данных в инвентаризационных описях и исключения ошибок по окончании инвентаризации могут проводиться проверки. Они осуществляются по распоряжению руководителя организации.
Материалы инвентаризации хранятся не менее 5 лет.[24]
Учетная политика ЗАО «Лара»
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными законодательными и нормативными актами по бухгалтерской отчетности, генеральный директор Мухлынина С.А. посредством «Приказа об утверждении «Положения по учетной политике по бухгалтерскому учету на 2008 год.», приказала:
Утвердить положение по учетной политике по бухгалтерскому учету.
Предприятие применяет специальный режим налогообложения ЕНВД,
Вид деятельности – розничная торговля в торговом зале по ул. Новая 10, г.Реутова. Площадь торгового зала не превышает 150 кв.м.
1. Порядок ведения учета на предприятии.
· Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
· Учет в организации ведется в программе 1С-предприятие, на счетах, предусмотренных приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н
· Учет дохода – Наценка на проданные товары рассчитывается как реализованное наложение на проданный товар, т.е. процентное отношение суммы поступившей наценки за текущий месяц и остатка наценки на начало месяца и суммы реализованных товаров и остатка товара на конец текущего месяца.
· Применять и принимать к учету типовые унифицированные формы первичной бухгалтерской документации по учету:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- материально-производственных запасов;
- труда и заработной платы и т.д.
- товаров.
2. Установить следующие сроки представления авансовых отчетов подотчетными лицами:
по средствам, выданным на командировочные расходы – 3 дня по возвращении из командировки;
3. Инвентаризацию имущества и обязательств проводить два раза в год, перед сдачей полугодовой и годовой отчетности.
4. Порядок признания выручки.
Признание выручки осуществляется по кассовому методу. В том отчетном периоде, в котором они получены. День поступления средств в кассу предприятия.
5. Состав и сроки погашения расходов будущих периодов.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся.
6. Настоящая учетная политика может быть изменена согласно приказу в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухучета, предполагающего более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации.
Контроль возлагает на себя, генеральный директор Мухлынина С.А.
Наим-ие
Товара
Наим-ие
Поставщика
Цена товара
Руб.
Торговая наценка
Сумма НДС с
Продаж
Цены
Руб.
Таблица 5 Корреспонденция счетов по учету возврата товаров поставщикам
Содержание операции | Корреспондирующий счет | Сумма (руб.) | |
Дебет | Кредит | ||
Списание покупной стоимости | 60-1 | 41-2 | 160 |
Списание торговой наценки | 42 | 41-2 | 32 |
Расчет по претензиям | 60-1 | 76-2 | 160 |
Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счету 41 «Товары», где по каждому наименованию товаров указывают в денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41. По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с учетным регистром по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе, где дебетируется счет 41 и кредитуется счет 60).
Инвентаризация в ЗАО «Лара»
Российские розничные торговцы уже давно открыли для себя все прелести работы в формате магазина самообслуживания. С годами этот рынок стремительно развивается. И сейчас в нашей стране уже не редкость не только иностранные гипермаркеты, но и небольшие магазины такие как «Алёнушка», также привлекающие покупателей открытой выкладкой товара. Особый порядок размещения продукции в торговом зале, приятная музыка, чистота и простор - все это притягивает покупателей и заставляет их совершать зачастую незапланированные покупки, что, в свою очередь, несет прибыль магазину. Но в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. В нашем случае это огромный перечень затрат, которые должны нести магазины: начиная от обеспечения безопасности и охраны товара, заканчивая стоимостью просроченной продукции.
Истек срок годности, товар не подлежит реализации. Причем продать его можно только с некоторым запасом срока годности, чтобы можно было успеть употребить. Эта истина известна всем. Нарушение правила влечет административную ответственность (ст. 14.4 КоАП РФ - продажа товаров с нарушением санитарных правил). Более того, магазин не вправе хранить в торговом зале в доступных для покупателей местах просроченный товар, ведь его открытая выкладка приравнивается к публичной оферте (п. 2 ст. 494 ГК РФ). И если в обычном магазине продавец всегда может предложить покупателю в первую очередь товар с минимальным оставшимся сроком годности, минимизируя тем самым потери предприятия, в залах самообслуживания покупатель обычно берет наиболее свежий товар, отодвигая залежавшийся вглубь полки. Очевидно, что истечение срока годности нужно оперативно выявлять. Отслеживать сроки годности можно при помощи автоматизированного комплекса учета операций, если это предусмотрено его разработчиком, можно поручить делать это материально ответственному лицу. Но если планомерной и целенаправленной работы по контролю сроков годности не ведется, просроченный товар может быть выявлен при проведении инвентаризации.
Для оформления порчи товара, подлежащего уценке или списанию, заполняется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15). Подписывает его специальная комиссия (участвуют материально ответственное лицо, представитель администрации), утверждает руководитель.
Если магазину удастся договориться с поставщиком о возврате нереализованных товаров с истекшим сроком годности, включив соответствующее условие в договор поставки, по правилам ведения бухгалтерского учета, происходит обратная реализация с соответствующим начислением НДС и выставлением счета-фактуры.
Но так как ЗАО «Лара» не является плательщиком НДС, в частности, в силу применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД, то выставлять счет-фактуру на возвращаемый товар не требуется. Все проблемы с документами возникают у поставщика - он должен исправить счет-фактуру, выставленный первоначально на отгрузку товара, впоследствии возвращаемого. Еще одним подтверждением того, что плательщик ЕНВД не обязан начислять НДС (и налог на прибыль) с операции по возврату товара, является Письмо Минфина РФ от 27.03.2007 N 03-11-04/3/90. Чиновники признали, что возврат товаров является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в сфере торговли. Поэтому операции по возврату продукции изготовителю в соответствии с договором поставки у организации, признаваемой налогоплательщиком ЕНВД в отношении розничной торговли, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
Однако в подавляющем большинстве случаев магазин вынужден решать проблему с просроченными товарами самостоятельно. Самый безопасный с точки зрения закона способ - утилизация такого товара. Для оформления этой операции необходимо заполнить акт о списании товаров по унифицированной форме N ТОРГ-16. Далее возникает необходимость организовать утилизацию испорченного товара, в частности, обеспечить вывоз отходов на полигон захоронения ТБО.
Надо признать, что списание просроченного товара - самая простая "задачка" для бухгалтера. Намного больше проблем могут вызвать люди, которые не могут устоять перед соблазном вынести из магазина товар, не заплатив на кассе.
К сведению: при выявлении фактов хищений предприятие обязано провести инвентаризацию.
Причем этим занимаются не только посетители, но и работники торговых залов магазинов самообслуживания. Именно поэтому супермаркетам и другим магазинам с открытой выкладкой товара приходится существенно тратиться на различные системы видеонаблюдения, штат охранников, специальные устройства для борьбы с магазинными ворами ("рамки" на выходе). Все это повышает шансы установить виновное лицо, доказать его причастность к хищению и взыскать ущерб. Рассмотрению ситуацию, когда виновник известен.
Если ущерб причинен работником предприятия, то необходимо руководствоваться положениями ТК РФ о материальной ответственности. Самый простой способ - дать понять работнику, что сомнений в его виновности нет (например, показать видеозапись хищения). Обычно работник соглашается на возмещение ущерба добровольно. Требование к процедуре его привлечения к материальной ответственности в данной ситуации сохраняется. Иными словами, работодатель обязан создать комиссию (она может быть постоянно действующей), которая составляет акт о выявленном случае причинения ущерба. Размер ущерба в розничной торговле определяется по продажным ценам (они же рыночные). В объяснениях, которые должны быть взяты у работника, он может признать вину и взять на себя обязательство погасить ущерб. Обычно ЗАО «Лара» стремится поскорее расстаться с таким сотрудником, поэтому сумма ущерба может быть удержана при выдаче заработной платы в день увольнения.
Несколько иначе развивается ситуация, если хищение совершает посетитель магазина самообслуживания. Никакими правоотношениями потенциальный покупатель и администрация магазина не связаны, поэтому самостоятельно (только при помощи сотрудников охраны) принудить правонарушителя возместить ущерб не получится. Частным охранникам предписывается лишь задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, на месте правонарушения и незамедлительно передать в орган внутренних дел (милицию), вместе с тем, разъяснив виновному лицу последствия обращения в милицию, можно способствовать его добровольному возмещению ущерба на основании гл. 59 ГК РФ. Эта глава Гражданского кодекса также устанавливает особенности возмещения вреда, если он причинен несовершеннолетними.
Все, что было описано выше, имеет место в любом магазине. Однако отличительной особенностью магазинов, где товар находится в свободном доступе для покупателей, можно признать существенные потери от недостач, образовавшихся в результате хищений, когда виновные лица не установлены.
Больше трудностей вызывают так называемые неустановленные хищения, то есть хищения из торгового зала, оставшиеся не замеченными охранниками и выявленные только при проведении плановой инвентаризации. Вот с ними организации торговли, создающие магазины с открытой выкладкой товаров, сталкиваются постоянно, более того, они признаются нормальным явлением для магазинов самообслуживания во всем мире. Суммы недостач по ним формируются гораздо в большем размере, чем по "известным" хищениям. Это своеобразная "плата за популярность". Причем вывод здесь можно сделать только один - в межинвентаризационный период имели место хищения имущества неизвестными лицами. При этом сколько случаев хищения было, когда они произошли, а также другие существенные обстоятельства не удастся выявить, пожалуй, никогда. Поэтому ЗАО «Лара» проводит инвентаризацию не реже двух раз в год.
Проводя инвентаризацию, необходимо оформить следующие документы:
- Приказ о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22);
- Инвентаризационная опись ТМЦ (форма №ИНВ-3);
-Сличительная ведомость результатов инвентаризации (форма №ИНВ-19);
-Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма№ИНВ26).
В ЗАО «Лара» инвентаризация проводится два раза в год перед сдачей полугодовой и годовой отчетности, что отражено в учетной политике организации, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. При проведении инвентаризации строго соблюдаются правила, методы и документальное оформление.
Для проведения инвентаризации приказом генерального директора создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая самим руководителем и его заместителем.
Снятие фактических остатков товара на складе и торговом зале, их сличение с данными бухгалтерского учета проводится рабочей комиссией, назначаемой также приказом руководителя.
Комиссия при обязательном участии материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевеса, премирования.
Инвентаризационную опись товаров составляют обычно в двух, а при приеме передаче – в трех экземплярах. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (штук, килограмм и т.д.). Исправления в описи должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. Результаты инвентаризации в 5-10 дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара по описи.
При выявлении излишка или недостачи какого-либо товара, составляется сличительная ведомость. В ведомости отражается наименование товара (сорт, вид), количество, сумма недостачи (излишка), и количество и сумма товаров, отрегулированных за счет уточнения записей в учете. Подписывается ведомость членами комиссии и материально ответственными лицами.
По окончании подсчета и проверки всех документов и описей, составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. В ней отражаются суммы недостачи (излишки), сумма списания в пределах норм естественной убыли, сумма списания сверх норм убыли, зачтено по пересортице и сумма, которая отнесена на виновных лиц, если такие выявлены при проведении инвентаризации. Ведомость подписывается руководителем, главным бухгалтером и инвентаризационной комиссией, заверяется печатью.
Таблица 6 Корреспонденция счетов при проведении инвентаризации
Содержание операции | Корреспондирующий счет | |
Дебет | Кредит | |
Оприходование излишков (выявленных при инвентаризации) Торговая наценка | 41-2 41-2 | 91-1 42 |
Недостача товара (в пределах норм естественной убыли) Списание наценки | 94 42 | 41-2 41-2 |
Списание за счет виновных лиц | 73-2 | 94 |
Списание сверх норм за счет чистой прибыли Списание наценки | 99-1 42 | 41-2 41-2 |
Таблица 7 Корреспонденция счетов при формировании финансового результата
|
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Сумма
(тыс. руб.)
Формирование прибыли/убытка происходит следующим образом:
Доходы по обычным видам деятельности (валовая прибыль)-12113 тыс. руб.
-
Расходы по обычным видам деятельности- 9942 тыс. руб.
+
Прочие доходы – 4 тыс. руб.
-
Прочие расходы – 89 тыс. руб.
=
Итоговая прибыль/убыток до налогообложения – 2086 тыс. руб.
-
Единый налог на вмененный доход – 180 тыс. руб.
=
Чистая прибыль/убыток отчетного периода – 1906 тыс. руб.
Данный финансовый результат подлежит отправлению по счету 99 «Прибыли и убытки», как в течение года, так и на отчетную дату:
Таблица 8 Корреспонденция счетов при формировании финансового результата
| Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма (тыс. руб.) | |
Д | К | |||
1. 2. 3. | Прибыль по обычным видам деятельности Убыток по операционным и внереализационным доходам и расходам Сумма, причитающаяся к уплате в бюджет | 90.9 99 91.9 99 | 99.1 91.9 99 68 | 2171 89 4 180 |
Чистая прибыль организации подлежит зачислению на счет 84 «Нераспределенная прибыль»:
Дт 99 «Прибыль и убытки»
Кт 84 «Нераспределенная прибыль».
Заключение
Развитие рыночных отношений, наличие большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. Актуальность данной темы заключается в исключительно важной проблеме совершенствования организации учета и контроля товарных операций в розничной торговле.
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту за совершением хозяйственных операций и их законностью. Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформление операций, неправильное отражение в учёте отдельных хозяйственных ситуаций неизбежно приведёт к конфликту не только с налоговыми органами, но и с партнерами по бизнесу или своими работниками. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов организация бывает вынуждена доказывать факт осуществления тех или иных финансово – хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерских и налоговых отчётах с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, что в ряде случаев вызывает большие затруднения.
Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Целями бухгалтерского учета в торговле являются:
- контроль за сохранностью товаров;
- своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей решается комплекс бухгалтерских задач:
1. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
3. обеспечение контроля за соблюдением норм товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
4. установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
5. своевременное и правильное выявления валового дохода.
В основе решения перечисленных задач лежат следующие принципы учета товаров:
- организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;
- единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;
- возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
- периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;
Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли.
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основными хозяйственными процессами торговой организации являются покупка и продажа товара. Данные процессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом.
Целью дипломной работы, был учет товарных операций на предприятиях розничной торговли. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Обобщены различные методологические подходы к организации учёта в розничной торговле.
2. Рассмотрены действующие формы и виды учета товарных операций в розничной торговле.
3. Охарактеризовано предприятие ЗАО «Лара», изучены особенности организации торговли и действующей на предприятии системы бухгалтерского учета товарных операций. Отражение финансового результата.
Делая выводы в целом по работе, безусловно, можно сказать, что документооборот и учет товаров в розничной торговле, трудоемкий и сложный процесс. Даже при поступлении одной единицы товара необходимо сделать достаточно большое количество операций, чтобы товар был правильно отражен в бухгалтерском учете, а затем было правильно оформлено выбытие товара, т.е. реализация, списание или уценка.
Проведя в дипломной работе исследования по учету товарных операций в ЗАО «Лара», можно сделать вывод, что учет на предприятии ведется в соответствии с законодательной базой. Но есть несколько недостатков, которые могут в свою очередь привести к конфликтам с налоговыми органами и контрагентами.
Один из неприятных моментов в организации, при проверке первичной документации, обнаружение недочетов в оформлении документа, или полное отсутствие документации, что является грубым нарушением, так как при возникновении такой ситуации учет товара считается не обоснованным.
В ЗАО «Лара» плохо налажен оперативный бухгалтерский учет, существует значительный временной разрыв между поступлением товара в магазин и отражением его в учете, что негативно может сказаться для организации.
В ЗАО «Лара» заключен договор о полной материальной ответственности с каждым работником предприятия, но на практике договор не работает, так как неверно организован учет. Выявленные недостачи и испорченный товар при проведении инвентаризации, списывается в пределах норм естественной убыли и за счет чистой прибыли организации, что является большим минусом для организации, ведь таким образом она несет убытки.
В заключение, своей работы я хочу привести несколько рекомендаций и предложений, по улучшению ведения бухгалтерского учета в ЗАО «Лара».
Необходим строжайший контроль за оформлением первичных документов.
Движение товаров и их отражение в бухгалтерском учете на основании первичных документов, которые оформлены с нарушением требований действующего законодательства, является грубейшей ошибкой. Неверное оформленный первичный документ налоговые органы признают отсутствующим, с вытекающим из этого последствиями. Отсутствие первичных документов или счет-фактур, является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и может повлечь штрафы.
Самые распространенные ошибки в первичных документах, которые не обходимо выявлять:
1. На документе отсутствует подпись уполномоченного лица или она отличается от его же подписи на других документах компании.
2. На данном документе отсутствует или смазана печать.
3. Данные первичных документов не соответствуют данным в счетах-фактурах.
4. Документ содержит подчистки.
5. В документе не указан номер и/или дата его составления.
6. Документ составлен по устаревшей форме.
7. Отсутствие первичного документа.
Для своевременного выявления ошибок в оформлении первичных документов, необходимо:
● составлять товарный отчет материально-ответственным лицом, и предоставлять его на проверку в бухгалтерию не реже 5 дней.
Так в течение 10 дней, скапливается большой объем документов, который в свою очередь требует большого затрата времени на проверку. За счет этого происходит искажение оперативного бухгалтерского учета и серьезный временной разрыв.
Чтобы упорядочить движение документов в организации необходимо:
● составить график документооборота.
Этот позволит обеспечить своевременное получение бухгалтерской службой первичных документов, их учет и хранение. Прежде всего в графике должны быть установлены сроки движения документов по основным этапам: создание (передача), проверка (обработка), хранение. График лучше оформить распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. С ним следует ознакомить под расписку всех должностных лиц, ответственных за составление и предоставление документов в установленные сроки.
График документооборота может представлять схему или таблицу. График документооборота должен соблюдаться всеми лицами, ответственными за составление и обработку документов. Для этого чтобы ознакомить с графиком документооборота каждого работника, из него делаются выписки, в которых перечисляются «подведомственные» сотруднику документы и сроки их предоставления. Ответственность за соблюдением графика несут все указанные в нем сотрудники, а контроль осуществляет главный бухгалтер.
● организовать учет в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу, согласно договору о материальной ответственности.
Вести аналитический учет 41 счета, не только по ассортименту и запасам товаров, но и по материально-ответственным лицам. Необходимость в этом возникает, при выявлении виновных лиц в случае кражи, порчи, лома т.д.
Список литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации по состоянию на 10 января 2008 г. В 2-х частях. – М.: «ГроссМедиа»,2008.
2. Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008.
3. Блицау Л.П., Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле. Учебно-практическое пособие. – 10 изд. – Ростов н/Д.; «Феникс», 2006.
4. Волкова О.И. Экономика предприятия. Учебник. – М.: «Инфра-М», 1997.
5. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: коспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высшее образование», 2008.
6. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле (оптовой и розничной). Учебно-практический курс. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
7. КонсультантПлюс. Практическое пособие по НДС. – М.: «Статут», 2008.
8. Невешкина Е.В. Возврат товара: бухгалтерский и налоговый учет: практическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: «Омега-Л», 2008.
9. Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
10. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. – М.: «А-Приор», 2007.
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению с последними изменениями. 10-е изд. – ростов н/Д.: «Феникс», 2007.
12. Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя под общей редакцией Касьяновой Г.Ю. Единый налог на вмененный доход: практическое применение с учетом последних изменений.- (5-изд., перераб. и дополн.). – М.: «Информцентр ХХI века», 2007
13. Петрова Е.К., Комисарова И.П., Гришина А.И. Торговля. Учет товаров на примерах. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2007.
14. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: «Проспект», 2007.
15. Токмаков В.В. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов.- (6 изд., перераб. и допол.)- М.: «Книжный мир», 2007.
16. Тронин Ю.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия. – М.: «Альфа-Пресс», 2006.
17. Фадеев Л.Ю. Оптовая и розничная торговля: организация бухгалтерского и налогового учета: практическое руководство. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Эксмо», 2007.
18. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение.- М.: «Инфра-М», 2007.
19. Артельных И.В. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете результатов инвентаризации.// «Российский налоговый курьер» №24, декабрь 2007.
20. Аудиторско-консалтинговая фирма «ЦБА» Инвентаризация как элемент учетной политики. // «Новая бухгалтерия» №8, август 2007
21. Барсукова И.В. доцент РАЭ им. Плеханова канд. экономических наук. // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», №13, июль 2004г.
22. Емельянова И.В. Чем грозит открытая выкладка?// «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» №7, июль 2007.
23. Кварандзия А.А. Порядок проведения инвентаризации и оформление результатов.// Правовая система «Гарант».
24. Кулаева Нилиана. «Продажные цены в розничной торговле»// www.rosec.ru
25. Заместитель председателя комитета РФ по торговле И.А. Лупей. Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли (утв. письмо Роскомторга от 10 мая 1996 г. №1-794/32-5)// Правовая система «Гарант».
26. Суглобов А.Е. Учет товарных потерь. «Консультант бкхгалтера» №8, август 2006 .
27. Суханов В.П. Учет переоценки (дооценки) товаров.// Правовая система «Гарант».
[1] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 17.
[2] Под общей ред. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля: организация бухгалтерского и налогового учета: практическое руководство. – (2-е изд., перераб. и доп.)- М.: « Эксмо», 2007- с. 9.
[3] Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В.Комментарии к Гражданскому Кодексу РВ (постатейный). – М.: «Проспект», 2007.
[4] Токмаков В.В. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов.- (6 изд., перераб. и допол.)- М.: «Книжный мир», 2007 г. – с. 1041.
[5]Под общей ред. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля: организация бухгалтерского и налогового учета: практическое руководство. – (2-е изд., перераб. и доп.)- М.: « Эксмо», 2007- с. 304.
[6] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 24.
[7] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 66.
[8] Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. – М.: «А-Приор», 2007 – с. 17.
[9] Петрова Е.К., Комисарова И.П., Гришина А.И. Торговля. Учет товаров на примерах. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2007 – с. 183.
[10] Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. – М.: «А-Приор», 2007 – с. 26.
[11] Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. – М.: «А-Приор», 2007 – с. 34.
[12] Кулаева Нилиана. «Продажные цены в розничной торговле»// www.rosec.ru
[13] Петрова Е.К., Комисарова И.П., Гришина А.И. Торговля. Учет товаров на примерах. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2007 – с. 195.
[14] Кулаева Нилиана. «Продажные цены в розничной торговле»// www.rosec.ru
[15] Заместитель председателя комитета РФ по торговле И.А. Лупей. Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли (утв. письмо Роскомторга от 10 мая 1996 г. №1-794/32-5)// Правовая система «Гарант».
[16] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 139.
[17] КонсультантПлюс. Практическое пособие по НДС. – М.: «Статут», 2008, - с. 118.
[18] Блицау Л.П., Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле. Учебно-практическое пособие. – 10 изд. – Ростов н/Д.; «Феникс», 2006 – с. 151.
[19] Под общей ред. Фадеева Ю.Л. Оптовая и розничная торговля: организация бухгалтерского и налогового учета: практическое руководство. – (2-е изд., перераб. и доп.)- М.: « Эксмо», 2007- с. 328.
[20] Аудиторско-консалтинговая фирма «ЦБА» Инвентаризация как элемент учетной политики. // «Новая бухгалтерия» №8, август 2007.
[21] Суглобов А.Е. Учет товарных потерь. «Консультант бкхгалтера» №8, август 2006 .
[22] Кварандзия А.А. Порядок проведения инвентаризации и оформление результатов.// Правовая система «Гарант».
[23] Артельных И.В. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете результатов инвентаризации.// «Российский налоговый курьер» №24, декабрь 2007.
[24] Емельянова И.В. Чем грозит открытая выкладка?// «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» №7, июль 2007.
[25] Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие. – М.; «Дашков и К», 2008 г. – 234 с.
[26] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 341.
[27] Артельных И.В.// «Российский налоговый курьер». №24, декабрь, 2007г.
[28] Налоговый кодекс РФ. По состоянию на 10 января 2008 г.- М.: «ГроссМедиа», 2008 – Глава 26.3
[29] Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. – (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2008 – с. 377.
[30] Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя под общей редакцией Касьяновой Г.Ю. Единый налог на вмененный доход: практическое применение с учетом последних изменений.- (5-изд., перераб. и дополн.). – М.: «Информцентр ХХI века», 2007 – с. 15.
Содержание
Введение
1. Что такое торговля и товар
1.1 Определение термина «торговля». Виды торговли
1.2 Розничная торговля
1.3 Торговля начинается с товара
2. Учет поступления товаров. Документальное оформление
2.1 Правила приемки товаров
2.2 Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли
3. Учет товарных операций
3.1 Синтетический и аналитический учет поступления товаров
3.2 Синтетический и аналитический учет реализации товаров
3.3 Расчет торговой наценки
3.4 Инвентаризация товаров
4. Формирование и учет финансовых результатов
5. Налоговый учет в розничной торговле
5.1 Налоговый учет на базе бухгалтерского учета
5.2 Результаты инвентаризации в налоговом учете
6. Особенности деятельности ЗАО «Лара»
7. Учетная политика ЗАО «Лара»
8. Единый налог на вмененный доход
9. Документальное оформление и учёт движения товаров на примере ЗАО «Лара»
9.1 Учет поступления товаров. Возврат поставщику
9.2 Учет реализации товаров в ЗАО «Лара»
9.3 Инвентаризация в ЗАО «Лара»
10. Формирование финансовых результатов от реализации товаров в ЗАО «Лара»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящие время торговля является крупным сектором российской экономики, в котором трудится большая часть населения страны. Торговля представлена множеством крупных, средних и мелких предприятий. Независимо от масштабов деятельности все организации должны документально оформлять хозяйственные и финансовые операции, вести бухгалтерский учет.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Сейчас огромное количество небольших магазинов, которые находятся рядом с домом или непосредственно в самом доме на первом этаже. Такие магазины очень удобны, возвращаясь, домой с работы, не нужно стоять в огромной очереди и тратить кучу времени. В буквальном смысле, можно забежать, купить все необходимое, потратив на это несколько минут, и пойти домой, не задумываясь о том, что Ваша семья сегодня будет кушать. Дома всегда есть свежий хлеб и молоко.
Правительство Российской Федерации, различными способами стимулирует развитие малого предпринимательства. Были введены специальные режимы налогообложения, которые несколько упрощают ведение бухгалтерского учета и смягчают налоговое бремя предпринимателей.
Изучение учета товарных операций будет ещё долго актуально, в связи с развитием розничной торговли и достаточно частым изменением российского законодательства. Бухгалтер обязан быть в курсе последних изменений и поправок законодательства, и в соответствии с ними вести учет.
Дипломная работа составлена на основании законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения и порядок составления и представления документов для учета и бухгалтерской отчетности.
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговле. Правильность оформления документов при реализации товаров в розницу, рассмотрения нюансов оформления документов, характерных для розничной торговли. Применение знаний на примере конкретного предприятия.
Предприятие на примере которого, будут рассматриваться товарные операции, изучаемые в дипломной работе, это предприятие розничной торговли Закрытое Акционерное Общество «Лара». Объектом исследования в ЗАО «Лара» являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.
В целом данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Коротко остановимся на содержание дипломной работы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены основные понятия торговли: розничная торговля, товар. Основные цели бухгалтерского учета в розничной торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей.
Рассмотрены основные правила приемки товаров. Показано документальное оформление поступления товаров, реализации, и их возврата. Приведены основные формулы расчета валового дохода.
Подробно рассмотрены правила и обязанности по проведению инвентаризации. Формирование финансового результата от продаж. Особенности налогового учета в розничной торговле.
Во второй главе дипломной работы рассказано об особенностях деятельности ЗАО «Лара», учетная политика организации. Особенности налогового специального режима применяемого на фирме. На конкретном примере рассмотрены операции по учету товара, оформления поступления и выбытия товара. Особенность расчета продажной стоимости товара. Порядок составления и проверка товарных отчетов.
Рассмотрены правила применения контрольно-кассовых машин. Подробны, рассказано об операциях, по движению денежных средств, и их документальное оформление. Способ расчета валового дохода на исследуемом предприятии. Проведение, документальное оформление инвентаризации и отражение в учете её результатов в ЗАО «Лара».
Формирование финансового результата от реализации товаров в ЗАО «Лара». Приведен подробный алгоритм формирования прибыли (убытков) в организации. Рассмотрены данные организации за 2007 год.
В заключительной части, подведены итоги проделанной работы. Приведены рекомендации по улучшению учета на предприятии.
1. Что такое торговля и товар (термины и определения)
Определение термина «торговля». Виды торговли
Для того чтобы дать определение термину «торговля», обратимся к разным источникам.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое определение торговли:
«Торговля - хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров».
В Государственном стандарте РФ ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в пункте 2 подраздела 2.1 «Общие понятия» записано:
«Торговля: вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям».
Как видно из разных определений суть торговой деятельности заключается в том, чтобы купить товар и перепродать его. Из определения торговли можно вывести формулу бизнеса: «купить, чтобы продать». Иными словами, двумя составляющими торговли являются:
∙ приобретение товаров;
∙ дальнейшая продажа приобретённых товаров. [1]
Торговлю можно разделить на внешнюю и внутреннюю торговлю. Внешняя торговля предполагает обращение товаров одной страны с другими странами. Внутренняя торговля – это обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из видов торговли можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
Организации оптовой торговли реализует товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также хозяйствующим субъектам, закупающим товар (сырьё, материалы, комплектующие) для производства какого-либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Таким образом, при оптовой продаже приобретаемый товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности. Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (ст. 506 ГК РФ).
Под розничной торговлей в соответствии со ст. 492 ГК РФ понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.[2]
По общему правилу, установленному ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Покупатель по договору розничной купли-продажи совершает покупку за свой счёт и в своих интересах. При этом продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую информацию о товаре, кроме того, покупатель до момента заключения договора (т.е. до момента его оплаты) имеет право осмотреть товар. В случае если продавцом покупателю не была предоставлена необходимая информация о товаре, он может требовать возврата уплаченной за товар суммы, а также возмещения других убытков (ст. 495 ГК РФ). При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и завершается у потребителя.[3]
Розничная торговля
Рассмотрим подробнее понятие и виды розничной торговли.
До 1 января 2006г. гражданское и налоговое законодательство содержало разные определения понятия «розничная торговля». Законодатель устранил существовавшее противоречие путём внесения изменений в гл. 26.3 НК РФ, которая содержит налоговое определение розницы. В ст. 346.27 НК РФ, в том числе понятие розничной торговли:
«Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платёжных карт) на основе договоров розничной купли-продажи».[4]
К данному виду предпринимательской деятельности не относится:
1) реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ:
· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
· автомобильный бензин;
· дизельное топливо;
· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
· прямогонный бензин;
2) реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
3) реализация продукции собственного производства (изготовления).[5]
Предприятия розничной торговли по ассортименту реализуемых товаров классифицируется по видам:
Таблица 1 Типы стационарных розничных предприятий
Типы розничных предприятий | |
продовольственной торговли: | непродовольственной торговли: |
Универсам Супермаркет Гастроном Продовольственный магазин (продукты) Специализированный магазин | Универмаг Дом торговли (торговый дом) Торговый центр Специализированный магазин Комиссионный магазин |
Таблица 2 Сводная классификация объектов розничной торговой сети:
Розничная торговая сеть | ||
Стационарные объекты розничной торговли: магазины; павильоны, имеющие торговый зал |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 195.