Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Даже, проработав несколько лет учителем в школе, трудно оставаться в стороне от чего-то нового, не творить, «вариться в собственном соку». Время заставляет идти в ногу, а иногда даже и экспериментировать. Тем не менее каждый учитель должен знать, что определяет характер современного урока? Но каким бы он не был, в первую очередь он для учеников. Поэтому урок должен включать: 1) состав содержания, которое выносится на урок и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания; 2) выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе; 3) выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к обучению в целом и к предмету географии в частности; 4) объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам сообщается в начале урока; 5) создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель.

Таким требованиям отвечают уроки 9,10-х классов по географии.

В 9 классе учащиеся расширяют свои географические знания, знакомятся с отдельными ее ветвями, тем самым накапливают необходимые знания, умения и навыки для работы в 10-ом классе, который является последним в получении знаний по географии.

В теме «Природные ресурсы России» учащиеся знакомятся с классификацией природных ресурсов и узнают, что они различаются и поделены на группы: а) те, которые непосредственно использует человек (в потреблении), т. е. для жизни; б) используемые в производстве материальных благ; в) используемые для отдыха, т. е. рекреационные.

Есть и различия по принципу исчерпаемости; они делятсяна две группы – исчерпаемые и не исчерпаемые; в свою очередь исчерпаемые бывают невозобновимые и возобновимые. Применив такую характеристику, учащиеся должны сделать вывод, что сырье я черной металлургии, т. е. полезные ископаемые – исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Следовательно, при их использовании используются независимо от объемов их потребления, например железные руды много или мало, все равно ее запасы будут только истощатся. Поэтому задача рационального использования в данном случае заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию разработки конкретных месторождений.

Дальнейшее знакомство происходит при изучении металлургического комплекса России, один из уроков посвящен черной металлургии, где знакомятся с составом комплекса, определяют ее значение; выявляют особенности, проблемы.

Что должно остаться в памяти у 9-ти классников к 10-му классу. Во-первых, что является сырьем для черной металлургии; во-вторых, факторы, влияющие на размещение предприятий черной металлургии; в-третьих, типы металлургических предприятий; в-четвертых, головная ее продукция; в-пятых, география черной металлургии России (крупнейшие центры).

При изучении природных ресурсов в 10-омклассе учащиеся выполняют практическую работу по ресурсообеспеченности мира отдельными видами сырья, где собирают данные ресурсов по их запасам и добыче, оформив в виде таблицы. На основе этих данных определить на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, железной руды и обосновывают актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.

 

Ресурсы Запасы Добыча РД
Уголь      
Нефть      
Железная руда (млн. т) 63400 527  

Далее необходимо рассмотреть проблему истощения минеральных ресурсов и пути их решения.

Знакомясь с географией промышленности в 10 классе, учащиеся определяют, что отрасль относится к старым.

Разработка урока, посвященная географии отраслей мировой промышленности (черной металлургии).

Цель: продолжать знакомить учащихся с отраслями промышленности, сформировать у десятиклассников представление о черной металлургии мира, о значении и роли отрасли в МХ. Составе. Связи с другими отраслями МХ; проанализировать особенности взаимосвязи металлургических предприятий по поставкам сырья, топлива, энергии; познакомить с особенностями размещения предприятий черной металлургии; продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Оборудование: политическая карта мира, карта «Черная металургия мира», атласы, учебник, коллекция полезных ископаемых и металлов, таблица «Мировая выплавка стали».

Организация деятельности на уроке:

1. Организационный момент.

2. Беседа по воспроизведению знаний за 9 класс.

- Что такое металлургический комплекс?

- Что собой представляет сырьевая база для получения черных металлов?

- Какие вы помните типы предприятий черной металлургии?

- Что такое металлургическая база?

- Какие факторы оказывают влияние на размещение предприятий данной промышленности?

- Какое значение имеет черная металлургия в МХ?

- С какими другими отраслями промышленности имеет тесные связи?

Обобщение и переход к изучению нового материала.

3. Черная металлургия – родна из самых «географичных» отраслей МХ, рассмотрение которой должно способствовать развитию географического мышления учащихся. Поэтому ее желательно характеризовать по развернутому плану, который указан на стр. 159 учебника.

О значении отрасли в МХ – длительное время она определяла едва ли не в первую очередь экономическую мощь любой страны, но в 70х- годах темпы развития металлургии как одной из типичных старых отраслей довольно резко замедлились.

- Назовите главные причины снижения темпов развития отрасли. (этому способствовали энергетический и сырьевой кризисы).

Проанализируйте данные таблицы «Мировая выплавка стали» и объясните причины нейстойчивого производства стали в 90-е годы?

 

Год Мировая выплавка стали (млн. т)
1950 200
1960 350
1970 600
1980 700
1985 720
1990 765
1992 700
1993 725
1999 800

 

Такое замедление объясняется многими причинами, но в первую очередь – сырьевой и энергетический кризис – резкий спад в добыче, переработке и потреблении сырья и энергоресурсов; уменьшение металлоемкости производства в эпоху НТР и снижение расхода стали на единицу готовой продукции, повышение требований к качеству металла, снижение общего спроса на черные металлы (вытесняются пластмассами и экологический фактор) и др.

2) Сырьевую и топливную базу отрасли составляют бассейны железной руды и коксующегося каменного угля, важнейшие из которых обозначены на картах атласа (стр. 4,17).

3) Представление о мировой добыче железной руды и выплавке отражает таблица 5 на стр. 123 учебника, данные позволяют, во-первых, составить 2 перечня (по убывающей), а во-вторых рассчитать долю отдельных регионов в мировой добыче и выплавке (рис. 29).

4) Первая десятка стран по размерам добычи железной руды определяется по рис. 28 на стр. 122. При этом желательно подвести учащихся к выводу о том, что 2/3 всей мировой добычи приходится на Россию, Украину, Китай, Бразилию и Австралию.

5) Главные металлургические районы (и центры0 определяются по карте в атласе (стр. 17). Конечно, они могут быть названы только в виде отдельных примеров: Чикагский район в США; Рурский и Верхне-Силезский в Западной Европе; Токайский и Осакский в Японии; Южный на Украине. Главным вопросом остаются факторы, оказывающие влияние на размещение предприятий черной металлургии:

а) Ориентация на территориальное сочетание бассейнов коксующегося каменного угля и железной руды – примеры Китай (Аньшань), Индия (Дамодар) – 2 примера на дом привести.

Б) Ориентация на каменного угольные бассейны (Донбасс) Украина; Кузбасс (россия) – 2 примера привести самостоятельно.

Лидерами по производству кокса является Западная Европа% страны СНГ, США, Япония, Китай

В) Ориентация на железорудные бассейны – Магнитогорск, Липецк (Россия); Кривой Рог (Украина); Лотарингия (Франция); - 2 примера привести самостоятельно.

Г) Ориентация на грузопотоки коксующеогося угля и железной руды – Череповец (Россия); Краков (Польша), Косице (Словения), Таранто (Италия). – 2 примера привести самостоятельно.

Сильно заметен сдвиг к морю (Западная Европа, Япония, США) – назовите центры.

Д) Ориентация на потребителя – определяется переходом от сооружения огромных комбинатов к строительству специлизированных минизаводов, имеющих более свободное размещение. (США, Япония, Италия, Испания, Бразилия, Мексика, Корея, Тайвань)

6) Заслушивается сообщение на тему: «Черная металлургия и окружающая среда».

7) Главные страны – экспортеры и страны – импортеры железной руды показаны на рис. 28 и на карте атласа (стр. 17). Рисунок позволяет определить, какая часть общей руды направляется на экспорт; наиболее велика она в Либерии, Венесуэле, Швеции, Австралии. Экспорт и мипорт стального проката показана на рис. 29.

8) Перспективы развития и размещения отралси объясняет учитель.

3.Закрепление изучаемого материала.

1. Какая тенденция размещения черной металлургии оказывает все большее влияние на ее географию?

2. Какие изменения в размещении черной металлургии происходят в настоящее время?

3. Чем объяснить, что от создания комбинатов черной металлургии в настоящее время все больше переходят к созданию заводов малой мощности?

4. Домашнее задание: выучить Т. Б. §1, п. 7, стр. 120-121. На контурной карте нанести страны лидеры по добыче железной руды; страны – экспортеры и импортеры железной руды. Выполнить таблицу: «Страны производители рудного сырья для черной металлургии в мире».

 

Страна

Добыча, в млн. т.

Уголь Мерганцевая руда Железная руда

 

В школьном курсе географии, начиная еще с природоведения, учащиеся впервые знакомятся с горными породами и минералами. В 6-ом классе в теме «Литосфера» есть еще одна возможность познакомится с минеральными ресурсами. Расширяют свои знания школьники и в 7-ом классе, изучая отдельные материки и океаны, где неоспоримым вопросом является рельеф и полезные ископаемые.

В 8-ом классе учащиеся более подробно знакомятся с минеральными ресурсами России. Поэтому поэтапно можно знакомить учащихся с материалом, которого нет в учебнике, но знания необходимы для дальнейшей работы.

Приведу небольшие примеры таких дополнений по теме «Минеральные ресурсы».

В 5-ом классе ребят можно заинтересовать вопросом: «А как ищут руду?». Ответ можно найти в различных энциклопедиях, а урок от этого только выиграет.

Уже давно разрабатываются основные месторождения полезных ископаемых. Но геологи не прекращают поиски новых, хотя находить месторождения становится все труднее: выходящие на поверхность руды большей частью уже давно открыты. И только в слабоизученных, отдаленных районах еще можно найти руду на поверхности.

Поисковое дело – трудная наука. Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. В геологической разведке сейчас используются новые методы: геологические, геофизические и даже космические. Но в силе остаются и старые приемы. Геолог должен много ходить. Не зря в песне поется, что геологи – работяги, геологи – коняги. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, пробираться сквозь дремучие леса, а иногда и сплавлятся по рекам на плоту. И надо все время внимательно смотреть и прямо под ногами.

Найдя что-то интересное, геолог проводит шлиховую съемку: на лотке рыхлых отложений долины. После смыва легких частиц остается тяжелый осадок (шлих), а в нем – рудные минералы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание различных минералов на разных участках. По тому много или мало того или иного элемента в породах, определяют вероятные расстояния до основного рудного тела: чем ближе к нему, тем выше содержание рудных элементов а породах. Дальше всего от жилы «улетают» очень подвижные пары ртути. Ртутный ореол – первый признак наличия рудного тепла. Ближе к руде обнаруживается серебро, свинец, цинк, медь и, наконец, олово. Это обычный набор металлов в полиметаллическом месторождении. Сейчас геологи используют геофизические методы: например, магнитные исследования могут указать на присутствие железной руды. Так, Курская магнитная аномалия была открыта по отклонению стрелки компаса.

Обнаружить руды помогает изучение электрической проводимости толщи горных пород и сейсмические исследования, т. е. измерения скорости прохождения через породы волн, вызванных сильным ударом (при землетрясениях) или специально произведенными взрывом. Волны движутся с разной скоростью в зависимости от свойств пород и прежде всего их плотности. Так можно «узнать в лицо» ту или иную породу, содержащую руду.

В 7-ом или 8-ом классах разнообразить урок можно, включив в его сообщение о том, что самая главная руда – железная и ее спутник марганец. Эти два элемента – соседи в таблице Д. И, Менделеева, а в природе они спутники.

Слово «железо» произошло от санкритского слова «джальжа» (металлическая руда). Люди впервые овладели железом за 4-5 тысячелетий до н. э. На поверхности они находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда и охоты. Их сейчас находят при археологических раскопках всех континентах. На некоторых языках железо именуется»небесным камнем». И это справедливо, потому что первое железо, с которым познакомились люди, было железо метеорита. У этого железа неизменным спутником является никель.

Полярная экспедиция Д. Росса в 1818 г. обнаружила, что эскимосы Баффиновой Земли делали ножи и наконечники гарпунов из железа, отделенного ими с большим трудом от крупного метеорита, лежащего на берегу бухты Мелвил. В Аргентине видели метеорит, весивший примерно 15 т. Местные жители отпилили от него 6 больших кусков железа. В Мексике был найден большой метеорит с глубокой щелью, в которой сохранился сломанный конец медного лезвия.

Самый древний предмет из железа – бусы из полых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений конца 4 в. до н. э. В этом железе – 7,5% никеля. А вот в колонне, изготовленной в Дели в 415 г. из чистого железа, массой 6,5 т. никеля нет. Древние индийские металлурги получили чистое железо, растирая руду в порошок, т. применили метод порошковой металлургии, возрожденной только в 20 в.

В мире разведано около 800 млрд. т. железных руд – этих запасов хватит человечеству примерно на 400 лет. Но, конечно, будут найдены новые месторождения.

У железной руды есть постоянный спутник – марганец. Только на дне Тихого океана оказалось 1500 млрд. т. железо-марганцевых конкреций. Их разработка – дело будущего.

Месторождения марганцевых руд образуются также в прибрежных частях морских бассейнов. Марганец открыл в 1774 г. в минерале пиролюзит шведский химик, аптекарь Карл Шееле, тот самый, что открыл кислород, хлор, вольфрам и молибден. Марганец знают по известной «марганцовке». При изготовлении лекарств его использовали еще до н. э. В чистом виде марганец в природе не встречается. В рудах присутствует в соединении с кислородом и углеродом. Это, например, силикат марганца (соединение с кремнием) – родонит, розовый или малиновый, им отделаны колонны станции «Маяковская» в Московском метро.

Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащимся разобраться в том, что они знают, а чего не знают. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ. Можно утверждать, что выполнение тестовых заданий в определенной мере способствует формированию мотива учения.

Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило индивидуально, это дает возможность составлять различные по уровню трудности варианты заданий, измерять время на выполнение каждого из них, т. е. использовать элементы дифференцированного подхода. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов.

Существует несколько видов тестов, которые можно применять на уроках, посвященных черной металлургии, среди них тесты на нахождение соответствия. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения, например:

Центр Страна

1. Волта-Редонда а) Румыния

2. Авилес б) Польша

3. Краков в) Бразилия

4. Галац г) Испания

Это могут быть тесты с множеством выбора, где правильный ответ выделяется из нескольких предложенных вариантов.

1. С магматическими породами связаны месторождения полезных ископаемых

а) полиметаллов

б) железных руд

в) марганцевых руд

г) фосфоритов

Тесты – альтернативы, когда даются один правильный, а другой неправильный. Учащимся предлагается выбрать верный ответ и его аргументировать

А) Таранто – металлургический центр Италии;

Б) Бхилаи – крупнейший металлургический центр Пакистана.

Тесты дают большую экономию времени, они позволяют за несколько минут закрепить существенные признаки многих понятий, выявить причинно-следственные связи. Закономерности. Они освобождают учащихся от трудоемкой письменной работы. При выполнении тестовых заданий учащиеся мало пишут, но зато больше думают, сравнивают, делают обобщения. Тесты облегчают труд учителя при проверке заданий. Использование тестов в учебном процессе позволяет вносить разнообразие в методические приемы, повышает интерес школьников к географии.

Один из вариантов тестовых заданий при тематическом контроле знаний учащихся в теме: «Металлургия мира».

1. Какие из перечисленных ниже стран занимают 2 первых места а мире по добыче железной руды?

А) Россия, б) США, в) Китай, г) Бразилия.

2. Долго лидером по выплавке стали была Япония, выберите страну, которая сейчас ее обогнала по этому показателю.

А) США, б) Китай, в) Россия, г) Бразилия.

3. Добыча железной руды в 2000 году составила (млн. т)

А) 900, б) 980, в) 1100, г) 2000

4. Выплавка стали в 2000 году в мире составила (млн. т.)

А) 350, б) 820, в) 770, г) 600

5. Наиболее богаты минеральными ресурсами:

А) Росси, США, Канада, Австралия, Китай

Б) Япония, Швейцария, Великобритания

В) Ближний Восток

Г) ЮАР, Канада, Австралия

6. Главными импортерами железной руды в мине являются

а) Япония, б) США, в) Австралия, г) Западная Европа.

7. Какие природные ресурсы относятся к категории исчерпаемых и невозобновимых:

а) плодородие почв, б) энергия ветра, в) марганцевые руды, г) энергия приливов и отливов

8. Какое из высказываний верно:

Крупнейшим экспортером железной руды в западном полушарии является: а) Мексика, б) Канада, в) США, г) Бразилия.

9. Какая общая черта объединяет города Шеффилд, Таранто, Питсбург, Череповец?

А) они относятся к числу крупнейших городов мира

Б) расположены на побережье морей Атлантического океана

В) являются крупнейшими центрами черной металлургии.

10. Какое из утверждений верно:

а) марганцевые и хромовые руды – сырье для черной металлургии

б) титановые и алюминевые руды – сырье для черной металлургии.

11. Какие страны практически полностью экспортируют добываемую железную руду: а) Австралия, Либерия, б) Индия, Китай, в) Украина, Германия, г) Бразилия, Канада.



Заключение

Исторически, география месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Однако по мере истощения месторождений и роста потребления металла, потребности в металле быстро росли. В XX веке уже сама сталеплавильная промышленность определила географию железорудной отрасли путем геологической разведки и разработки новых месторождений. Однако, обретя независимость от территориальной близости источников железорудного сырья, через формирование централизованного рынка, сталеплавильная промышленность, похоже, утратила контроль над этой отраслью. Современные рыночные механизмы, определяющие взаимоотношения производителей и потребителей железной руды, обладают рядом специфических черт, тормозящих дальнейшее развитие рынка.

Австралия и Бразилия представляли интерес для сталеплавильных компаний прежде всего благодаря богатейшим месторождениям железной руды. Однако крупнейшими экспортерами железорудного сырья эти страны стали благодаря громадным инвестициям со стороны этих же компаний, в том числе в виде долгосрочных контрактов, гарантирующих сбыт независимо от конъюнктуры рынка. Именно внешние инвестиции в инфраструктуру, и производственные мощности позволили им снизить производственные издержки и увеличить экспорт.

Если рассматривать географическую структуру направлений экспорта железной руды, то невольно приходишь к выводу о том, что многие экономические и географические факторы, уже не имеют прежнего значения. Австралия и Бразилия поставляют железную руду как в страны Атлантического сегмента рынка, так и в страны Тихоокеанского, причем в объемах составляющих около 20% общего объема экспорта этих стран. Разница в расстояниях Бразилии и Австралии до Японии составляет более 7000 морских миль. Бразильские руды стоят на японском рынке в среднем на $5 за тонну дороже. Даже скидки, предоставляемые бразильскими производителями японским потребителям по сравнению с европейскими, компенсируют эти повышенные транспортные затраты лишь отчасти. Если принять во внимание, какие битвы происходят каждый год во время ценовых переговоров за каждые 0,5-1$ то становится неясным экономическая выгода от этих поставок. Причина же такого несоответствия рыночной схеме довольно проста. Ни Япония, ни Западная Европа не желают зависеть от поставок одного крупного поставщика железных руд, даже если географически это получается выгоднее.

Зависимость основных производителей и потребителей железной руды друг от друга еще больше увеличивается, если принять во внимание концентрацию экспорта в руках небольшого количества промышленных групп и активное участие в акционерном капитале добывающих компаний их непосредственных потребителей. По многочисленным прогнозам суммарная доля Австралии и Бразилии в мировом экспорте железных руд возрастет в ближайшие 10 лет до 70%

Действительно, транспортные издержки Бразилии при доставке железной руды в Японию существенно выше, однако у Бразилии заключены долгосрочные контракты со сталеплавильными комбинатами Японии и Западной Европы, также как и у Австралии. Роль системы долгосрочных контрактов была крайне важна для Западной Европы и особенно для Японии в 60-х гг. Однако ее закрепление создало ряд условий, усложняющих конкурентную борьбу на мировом рынке железной руды. Когда производитель стали знает свой график закупок железной руды на несколько лет вперед, то новой добывающей железную руду компании гораздо сложнее выйти на рынок, и найти спрос.

На основе проделанной работы можно выделить следующие факторы, определяющие современную организацию железорудной промышленности мира:

· наличие месторождений железной руды

· система долгосрочных контрактов, фактически блокирующая появление новых участников на рынке железной руды и ослабляющая конкуренцию

· концентрация производительных сил в руках узкого круга компаний

· политические мотивы стран-импортеров

Мировой рынок железорудным сырьем представляет собой отлаженную систему, устойчивую к любым изменениям. Реальными новыми игроками на рынке могут выступить лишь образовавшиеся после распада СССР новые государства и другие бывшие коммунистические государства. Однако, ресурсная база Китая делает экономически невыгодной добычу железной руды в этой стране, а из пост советских государств значительными запасами железных руд обладают лишь Россия, Украина и Казахстан. Казахстан, в силу своего географического внутриматерикового положения, может рассчитывать на потребление своей железорудной продукции лишь со стороны России и прилежащих государств, а потому не может оказывать влияние на мировой рынок железорудного сырья.

Проведенная работа доказывает, что при налаживании экспорта железных руд из Украины и России компании не смогут найти существенного спроса на свою продукцию на мировом рынке, прежде всего из-за глубоких исторических и экономических связей между сталеплавильными компаниями и экспортерами железной руды, а также системы долгосрочных контрактов. Между тем, географическое положение Украины и России является существенным конкурентным преимуществом национальных производителей железной руды.

Украина и Россия не могут претендовать на лидирующие позиции на мировом рынке железной руды, однако занять место в первой пятерке экспортеров вполне способны. Для осуществления этой цели необходима заинтересованность потребителя железной руды в ее добычи на территории этих стран, которой может стать финансовое участие в акционерном капитале добывающих компаний. Только в этом случае становится возможными инвестиции и реализация экспортно-ориентированной схемы производства.

Такое развитие событий может обеспечить лишь четко сформулированная государственная политика, способная привлечь инвестиции на национальный рынок.



Список литературы

 

1. Максаковский В.П. "Историческая география мира", Экопрос, Москва, 1999

2. Волков А.М. "Швеция: социально-экономическая модель", Москва, "Мысль", 1991

3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001.

4. "Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1988года)", Министерство Геологии СССР, 1988

5. "Минеральные ресурсы мира на начало 1998 года", Министерство природных ресурсов РФ, Москва, 1999

6. "Черные металлы" №11/12, 1998, "Технико-экономическое сравнение агломерации железных руд и производства окатышей"

7. "Черные металлы" №4, 1999 "Под знаком глобализации: сотрудничество между экономическими регионами в области черной металлургии"

8. "Черные металлы" №6, 1999 "Современное положение и перспективы Бразилии как производителя стали"

9. AME Mineral Economics, Iron Ore Outlook, February 2000

10. Duoglas. A. Irwin "How did the United States become a net exporter of Manufactured goods"

11. Jose E. Galdon Sanchez, James A. Schmitz, Jr "Threats to Industry Survival and Labor Producivity: World Iron-ore Markets in the 1980's" , Federal Reserve Bank of Minneapolis, Report 263

12. Mining Annual Review 1994 - 1998

13. Sweden in figures 2000, официальный статистический сервер Швеции

14. William S.Kirk, "Significant Events affecting iron ore prices since 1958"

15. William S.Kirk "Iron Ore", U.S. Geological Survey

16. University of Oxford Centre for Brazilian Studies, Working Papers (Germano Mendes de Paula, "The Export Perfomance of the Brazilian Minerals Sector")

17. Официальный сайт компании Broken Hill Proprietary

18. Официальный сайт компании Companhia Vale do Rio Doce

19. Официальный сайт компании Ferteco

20. Официальный сайт компании Iron Ore Canada

21. Официальный сайт компании Luossavaara Kiirunavaara AB

22. Официальный сайт компании Mineracao Brasileiras Reunidas

23. Официальный сайт промышленной группы Rio Tinto

24. Официальный сайт компании Robe River

25. Официальный сайт компании Hamersley Iron

26. Официальный сайт компании Societe Nationale Industriele et Miniere

27. Статистический сервер Канады

28. Также использованы материалы Металл-Информ, Metal Bulletin, Financial Times, Reuters, УНIАН, ПРОМЕТАЛЛ, Металл Украины, Metalfond, Interfax, MetalTorg, www.rusmet.ru, www.rumet.ru, и др.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 286.