Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии

История возникновения и развития черной металлургии

Общая характеристика черной металлургии

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Территориальная дифференциация черной металлургии мира

Глава 2. География мирового рынка железной руды

Формирование мирового рынка железной руды

Структура современного рынка железной руды

Роль ТНК на мировом рынке железной руды

Железорудная отрасль в некоторых странах мира

Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии

Заключение

Список литературы



Введение

 

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения мировой черной металлургии.

Актуальность темы. Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Целью работы является характеристика территориальной организации черной металлургии мира, как одной из ведущих отраслей промышленного производства.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Проанализировать историю развития черной металлургии.

2. Рассмотреть территориальные сдвиги в размещении отрасли в связи с развитием мирохозяйственных и связей и возрастающей ролью НТП в технологии выплавки черных металлов.

3. Рассмотреть технико-экономические процессы пирометаллургического цикла, с учетом особенностей размещения добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

4. Проанализировать основные тенденции мирового рынка железной руды и продукции сталелитейных компаний.

5. Предложить новые методические подходы к изучению данной темы в школьном курсе географии.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Историко-географический метод нами применялся для выделения этапов развития и размещения предприятий черной металлургии.

2. Сравнительно-географический метод был использован для анализа территориальной дифференциации запасов железорудного сырья и объемов выпускаемой металлургической продукции по регионам мира.

3. Статистико-математический метод позволил проанализировать основные тенденции экономической эффективности черной металлургии и составить краткосрочный прогноз дальнейшего развития изучаемой отрасли.

4. Картографический метод использовался для визуализации полученных результатов работы.

Объектом исследования является мировая черная металлургия.

В качестве предмета выступает территориальная дифференциация добывающих и обрабатывающих отраслей, участвующих в производстве сталелитейной продукции.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка используемой литературы. Первая глава посвящена территориальной организации мировой черной металлургии. Во второй главе раскрываются основные тенденции формирования мирового рынка железорудной продукции. В третьей главе предложены новые методические подходы к преподаванию данной темы в школьном курсе географии.



Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии

Изменившаяся технология производства, типы используемого оборудования, характер спроса на продукцию отрасли сопровождался широкомасштабной реконструкцией и модернизацией предприятий; в доменном производстве сооружение гораздо более мощных домен; в сталелитейном — отказ от бессемеровского и мартеновского процессов выплавки стали, старого оборудования по ее разливу. Это способствовало формированию нового состава предприятий. Традиционное комбинирование всех металлургических переделов стало испытывать все большее воздействие процессов специализации металлургических заводов.

Особенно сильное воздействие на состав предприятий оказало со­здание мини- и миди-заводов мощностью в 0,1-1,0 млн. т металлопродукции в год. Эти предприятия малой и средней мощности менее капиталоемки, сроки их строительства короче, инфраструктура проще, занятых на них меньше, у них лучше экологические условия производства. Такие узкоспециализированные заводы неполного металлургического цикла обычно вырабатывают качественные стали и разнообразный сложный прокат. Они для своих электродуговых печей обычно используют ресурсы местного металлолома, а выпускаемый ими прокат высокой стоимости расходится в стране и за ее пределами

В черной металлургии всегда господствовали крупные компании обладающие необходимыми средствами для инвестиций в строительство новых предприятий и техническое перевооружение старых. Они легче преодолевают неустойчивость мирового рынка черных металлов, его затоваривание, быстрее внедряют инновационные виды продукции. Предприятия отрасли в разных странах имеют неодинаковую форму собственности. В одних они полностью принадлежат частным владельцам, акционерным компаниям, в других — государству. Имеются и смешанные государственно-частные. Нередко ими владеют совместно национальный и иностранный капиталы.

Черная металлургия исторически складывалась как отрасль индустрии с очень большой мощностью оборудования. Особенно велик, концентрация в выплавке чугуна и стали, где сам характер производства определяет очень крупные агрегаты, мощность которых продолжает расти. В прокатном производстве, особенно на заключительных стадиях четвертого передела, она значительно меньше. Именно в нем быстро растет количество малых и средних предприятий, которые создают фирмы, мало связанные организационно с крупнейшими металлургическими монополиями.

В эпоху НТР снижение металлоемкости народного хозяйства за счет существенного повышения качества металла, конкуренции пластмасс и синтетических смол, ряда цветных металлов оказало сильное воздействие на все развитие черной металлургии и изменение всех ее отраслевых структур.

 

Бразилия

В Бразилии подтвержденные запасы железных руд оцениваются в 11 млрд.т. (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс (среднее содержание железа - 30%, однако добываются и руды с содержанием железа более 60%) и Пара (месторождение Караджас - содержание железа более 60%). Крупный железорудный бассейн (Морру ду Урукум) расположен также в штате Мату-Гроссу.

Конституцией Бразилии от 1891 года было утверждено положение о том, что владелец земли является также и владельцем природных ресурсов, содержащихся в ней. Также было определено разрешение на их разработку иностранными компаниями. В 1981 году Бельгия, Франция, Великобритания и США скупили множество месторождений железной руды практически за бесценок. Была основана английская компания Itabira Iron Ore Co., которая купила месторождения железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс и железную дорогу, ведущую от месторождений к порту Витория. Компания была выкуплена американским предпринимателем Персивалем Фаркухаром в 1919 году. Железная руда была впервые экспортирована из Бразилии в США в 1930 году. Однако регулярный характер экспорт железной руды стал приобретать лишь к концу 30-х годов. В 1930 году президент Бразилии Хетулио Варгас выступил за национализацию природных ресурсов страны. С 1940 года компания Itabira Mineracao начала стабильные поставки железной руды в США. Однако в 1942 году она была национализирована и переименована в CVRD (Compahnia Vale do Rio Doce). Уже к 1949 году на эту компанию приходилось около 80% всего экспорта железных руд из Бразилии. В 1952 году операции компании поставлены под прямой контроль правительства Бразилии. В 40-е гг. были основаны большинство современных добывающих компаний Бразилии. Рост экспорта потребовал наращивания пропускной способности порта в Витории - компанией CVRD были построены два рудных причала. В 1962 году компания заключает первые долгосрочные контракты на поставку железной руды. К этому времени она уже занимает 6-е место в списке крупнейших экспортеров железной руды. В 1966 году CVRD строит собственный рудный порт Тубарао. В 1969 году CVRD строит первый завод для производства металлизированных окатышей в порту Тубарао. На протяжении 70-х гг. компанией организуется геологическое подразделение и проводятся семилетние поиски новых месторождений железной руды (совместно с USGS). В это же время в порту Тубарао совместно с испанскими, японскими, итальянскими компаниями строятся заводы по производству металлизированных окатышей (суммарная мощность выросла до 22 млн.т. окатышей в год). В 1975 году CVRD стала самой крупной компанией в мире по объемам экспорта железных руд (доля рынка - 16%). В 1976 г. дублируется железная дорога Итабира-Витория, в 1978 г. начинается строительство железной дороги к месторождению Караджас в штате Пара, в 1985 г. начинается его промышленная разработка.

В настоящий момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает не только месторождения железных руд, но является также крупным производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого концерна достигают $900 млн. в год. В 1997 году компания CVRD была приватизирована. Условия аукциона были очень жесткими: суммарное количество акций принадлежащих производителям и потребителям железной руды не должно превышать 45% голосующих акций, ни один покупатель не мог приобрести более 45% голосующих акций. Кроме того, количество акций принадлежащих сталеплавильной компании производящей более 8 млн.т. в год или торговой компании-оператору с оборотом более 30 млн.т. в год не может превышать 10%. Победителем стал консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим производителем стали в Бразилии - корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего пакета). Остальные акции были приобретены группой пенсионных фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%), американским Nation's Bank и фондом Investvale. Правительство оставило за собой "золотую акцию", гарантирующую право вето.

Территориально, деятельность компании в области железорудного сырья делится на две не связанные системы - Северную и Южную. Северная система включает в себя месторождение Караджас в штате Пара, одноколейную железную дорогу (900 км.) от месторождения до принадлежащих компании морского порта Понта да Мадейра и завода окатышей (см. карту). Месторождение Караджас является уникальным по запасам железных руд при высоком содержании железа. В первый год работы (1985) добыча составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т., в третий - 35 млн.т. Северная система работает на полную мощность (около50 млн.т. в год). В ближайшем будущем производство железной руды увеличить будет невозможно из-за полной загрузки железнодорожной трассы и морского порта. Компания планирует модернизацию железной дороги, что позволит увеличить ее пропускную способность на 5 млн.т. в год.

Южная система создана на основе железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс. В нее входит несколько шахт в районе одноименного города (на карте не нанесены шахты Тимбопеба - производство железной руды 10 млн.т. в год, Брукуту - 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т. и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный завод мощностью 20 млн.т. в год и железная дорога E.V.F.M. от шахт до принадлежащего компании морского порта Тубарао (пропускная способность 80 млн.т.). В порту Тубарао расположены 7 заводов по производству металлизированных окатышей, суммарной мощностью 26 млн.т. в год. (2 завода принадлежит CVRD, остальные находятся в совместном владении с компаниями Японии, Испании, Италии и Южной Кореи). Южная система производит около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985 году на нее приходилось около 70 млн.т., однако в связи с началом разработки месторождения Караджас и истощением месторождений производительность шахт снизилась. СVRD планирует увеличить производство железных руд на южных месторождениях до 61 млн.т. к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит около 100 млн.т. товарных железных руд, около 70% которых поставляется на экспорт (Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по 9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и Великобритания и США - по 3%, другие страны Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань, Филиппины, Бахрейн и др.).

Вторым по величине производителем железных руд в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 млн.т. железной руды. Компания была основана в 1965 году на основе месторождений штата Минас-Жерайс (шахты Агуас Кларас и Мутука). В настоящий момент компании принадлежит 6 железорудных шахт к юго-востоку от города Белу-Оризонти. Этот район является основным районом добычи для большинства добывающих железную руду компаний. Компания MBR экспортирует около 85% добываемой железной руды через принадлежащий ей порт Гуаиба недалеко от Рио-де-Жанейро. Пропускная способность морского порта около 25 млн.т. в год. Компании MBR принадлежит 33% акций железнодорожной компании MRS, такой же пакет акций принадлежит металлургической компании CSN, которая также ведет добычу железной руды в этом районе (около 7 млн.т. в год), 21% акций контролируют добывающие компании Ferteco и Usiminas. Компанией MBR владеют международная торговая компания-оператор Caemi Mineracao e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько сталеплавильных компаний Японии (10%). Компания компенсировала потери, связанные с истощением месторождений Агуас-Кларас и Мутука вводом рудников Капао-Шавьер, Тамандуа и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что увеличило ее производственные мощности до 32 млн.т. в год.

Компания Ferteco произвела в 2000 году около 20 млн.т. железной руды, в 1999 году закончила строительство морского порта Сепетиба недалеко от Рио-де-Жанейро пропускной способностью 25 млн.т. в год. До этого Ferteco использовала железную дорогу CVRD до порта Тубарао, что увеличивало транспортные издержки компании. Теперь компания отгружает через порт Тубарао около 10 млн.т. в год, главным образом с шахты Фабрика, которая подсоединена к дороге CVRD. Вторая шахта компании использует новый порт. Экспорт компании составляет около 12 млн.т. (главным образом в Германию, на металлургический комбинат Thyssen Krupp Stahl - 6,7 млн.т.).

Компания Samarco ежегодно производит около 11 млн.т. товарной железной руды. Компании принадлежат два завода по производству окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т. в год) в порте Понта-ду-Убу и рудник Эрмано, связанные рудопроводом. Кроме того, компании принадлежит обогатительная фабрика мощностью 9,5 млн.т. в год. 49% акций компании принадлежит австралийскому концерну BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция компании идет на экспорт.

Компания Samitry производит около 12 млн.т. железной руды в год, около 90% произведенной продукции идет на экспорт (преимущественно в Бельгию).

Сталеплавильная компания CSN добывает руду на собственной шахте Каса до Педро (около 7 млн.т. в год) только для внутреннего потребления.

В Бразилии также ведет добычу железных руд консорциум Rio Tinto. На единственной шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится около 1,7 млн.т. железной руды в год.

Особенностью развития железорудной отрасли Бразилии является огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран. Так, например, стоимость разработки месторождения Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 млн.т. в год. На все бразильские компании в 1998 году приходилось 33,1% мирового экспорта железной руды. Сама территориальная организация отрасли очень похожа на типично колониальную структуру с сетью дорог, ведущих от месторождений полезных ископаемых к морским портам, откуда они отправляются на экспорт. Доля доходов страны от экспорта железной руды снизилась по сравнению с 1980 годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако все равно продолжает оставаться довольно высокой.

Правда, за последние два года производство стали в Бразилии выросло с 26,5 млн.т. в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году (за период с 1985 года по 1998 год производство стали в Бразилии выросло всего на 6,8 млн.т.). Если подобные темпы роста в сталеплавильной промышленности продолжатся, то Бразилия, возможно превратится в крупного экспортера стали, железная руда станет сырьем внутреннего потребления. Возможно некоторое уменьшение доли Бразилии на мировом рынке железной руды.



Мавритания

Железорудная промышленность развивалась в этой стране довольно медленно. Первые месторождения были обнаружены в 1935 году в области Кедиа д'Иджиль (содержание железа около 68%), однако первые исследования о потенциальной добыче были проведены лишь в 1948. Через 4 года была создана компания Mauritanian Company of Iron Mines (MIFERMA) начались подготовительные работы к добыче. В 1960 году Мавритания обрела независимость, и лишь в 1963 году первый корабль с железной рудой был отправлен во Францию.

В 70-е годы добыча железной руды велась на месторождении Кедиа д'Иджиль. По мере выработки верхних, богатых слоев этого месторождения его рентабельность начала снижаться. В условиях сокращения спроса на руду на мировом рынке в этот период стало невозможным компенсировать падение рентабельности за счет повышения цен. В 1974 году компания MIFERMA была национализирована и переименована в SNIM. Около 20% уставного капитала было внесено арабскими инвесторами. В сложившихся обстоятельствах компания SNIM приступила к освоению новых месторождений в рамках национального проекта "Гельб". В 1984 году началась промышленная разработка месторождения Гельб Рейн. Несмотря на то, что среднее содержание железа в рудах этого месторождения составляло около 38%, его эксплуатация была признана рентабельной. Был построен завод по обогащению руды и производству концентрата с содержанием железа 66%. Следующим важным этапом стала разработка в 1994 году месторождения Маудат (содержание железа около 66%), обнаруженное в 1987 году, что позволило компании поддерживать производство и экспорт железорудного концентрата на уровне 11-12 млн.т. в год. Вся произведенная железная руда отправляется на экспорт. Основными потребителями мавританской железной руды являются Италия и Франция (примерно по 27%), Бельгия - 15%, Германия - 10% и Великобритания - 8%. На другие страны (США, Япония, Тунис, Финляндия, Нидерланды) приходится около 5% экспортных поставок компании.

Подтвержденные запасы железных руд Мавритании оцениваются в 400 млн.т. (общие - 700 млн.т.), при среднем содержании железа 50%. Компании принадлежит 5 железорудных шахт (Сеяла, Роэсса и Тазадит - на месторождении Кедиа д'Иджиль, Рейн - месторождение Гельб Рейн и Маудат на одноименном месторождении). На четырех шахтах имеются заводы по первичному измельчению железной руды. В Рейне также существует обогатительная фабрика мощностью 4 млн.т. (планируется модернизировать до 6 млн.т. к 2002 году). Также компания SNIM разрабатывает проект строительства в Рейне фабрики окатышей. Месторождения компании связаны с рудным портом в Нуадибу единственной в стране железной дорогой, пропускной способностью около 15 млн.т.

Особенностью Мавритании является то, что железорудная отрасль в этой стране не получила бурного развития, несмотря на то, что эта страна вполне могла бы претендовать на роль второй "домашней шахты" Европы. Тем не менее экспорт железной руды имеет для Мавритании крайне важное значение, формируя в отдельные годы до 40% доходов национального бюджета. С учетом большого внешнего долга такая ситуация ставит страну в прямую зависимость от кредиторов. Возможно именно этим и объясняются факты заключения первого контракта в 1993 и 2000 годах.

 

Другие страны

США и Канада

Между этими двумя странами сформировались двусторонние потоки железной руды. Это произошло в связи с тем, что около 1/3 компаний, занятых в черной металлургии в обеих странах связаны общим акционерным капиталом.

 

Австралия

Территориальная организация железорудной отрасли в этой стране аналогична Бразилии, и также как в Бразилии ростом экспорта Австралия обязана огромным внешним инвестициям (прежде всего из Японии) и большими запасами высококачественных железных руд. Однако в отличие от Бразилии, производство стали в Австралии не развивается, оставаясь на уровне 5-7 млн.т./год.

 

Индия

Несмотря на высокое качество железных руд и большие запасы месторождений, разрабатываемых открытым способом, а также выгодное географическое положение между двумя главными рынками сбыта экспорт железной руды из Индии практически не растет. Это связано с очень низкой степенью автоматизации добычи (так, например на руднике Чирия осуществляется селективная ручная добыча кусковой руды) и низкой развитостью инфраструктуры (на втором по величине руднике Гуа скопилось около 30 млн.т. рудной мелочи, разработка месторождения ведется селективно: в первую очередь разрабатываются лучшие участки). Российская компания "Тяжпромэкспорт" подала заявку на покупку индийской компании IISCO (запасы руды на принадлежащих компании месторождениях оцениваются более чем в 2 млрд.т.).

 

ЮАР

Экспортные возможности ЮАР обладают большим потенциалом. Наиболее перспективным считается месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать открытым способом на протяжении еще 35 лет. Другие железорудные месторождения страны либо исчерпаны, либо труднодоступны.

 

Китай

В Китае многочисленные (около 2000) месторождения железных руд расположены в восточной и юго-восточной частях страны. Однако, по оценочным данным, около 1700 железорудных месторождений в стране не подлежат освоению из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого содержания вредных примесей - алюминия и фосфора в рудах. Проведенная ревизионная оценка этих месторождений показала, что на каждые 100т. руды лишь 48 т. пригодны для использования в металлургическом процессе, и то после обогащения.



Заключение

Исторически, география месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Однако по мере истощения месторождений и роста потребления металла, потребности в металле быстро росли. В XX веке уже сама сталеплавильная промышленность определила географию железорудной отрасли путем геологической разведки и разработки новых месторождений. Однако, обретя независимость от территориальной близости источников железорудного сырья, через формирование централизованного рынка, сталеплавильная промышленность, похоже, утратила контроль над этой отраслью. Современные рыночные механизмы, определяющие взаимоотношения производителей и потребителей железной руды, обладают рядом специфических черт, тормозящих дальнейшее развитие рынка.

Австралия и Бразилия представляли интерес для сталеплавильных компаний прежде всего благодаря богатейшим месторождениям железной руды. Однако крупнейшими экспортерами железорудного сырья эти страны стали благодаря громадным инвестициям со стороны этих же компаний, в том числе в виде долгосрочных контрактов, гарантирующих сбыт независимо от конъюнктуры рынка. Именно внешние инвестиции в инфраструктуру, и производственные мощности позволили им снизить производственные издержки и увеличить экспорт.

Если рассматривать географическую структуру направлений экспорта железной руды, то невольно приходишь к выводу о том, что многие экономические и географические факторы, уже не имеют прежнего значения. Австралия и Бразилия поставляют железную руду как в страны Атлантического сегмента рынка, так и в страны Тихоокеанского, причем в объемах составляющих около 20% общего объема экспорта этих стран. Разница в расстояниях Бразилии и Австралии до Японии составляет более 7000 морских миль. Бразильские руды стоят на японском рынке в среднем на $5 за тонну дороже. Даже скидки, предоставляемые бразильскими производителями японским потребителям по сравнению с европейскими, компенсируют эти повышенные транспортные затраты лишь отчасти. Если принять во внимание, какие битвы происходят каждый год во время ценовых переговоров за каждые 0,5-1$ то становится неясным экономическая выгода от этих поставок. Причина же такого несоответствия рыночной схеме довольно проста. Ни Япония, ни Западная Европа не желают зависеть от поставок одного крупного поставщика железных руд, даже если географически это получается выгоднее.

Зависимость основных производителей и потребителей железной руды друг от друга еще больше увеличивается, если принять во внимание концентрацию экспорта в руках небольшого количества промышленных групп и активное участие в акционерном капитале добывающих компаний их непосредственных потребителей. По многочисленным прогнозам суммарная доля Австралии и Бразилии в мировом экспорте железных руд возрастет в ближайшие 10 лет до 70%

Действительно, транспортные издержки Бразилии при доставке железной руды в Японию существенно выше, однако у Бразилии заключены долгосрочные контракты со сталеплавильными комбинатами Японии и Западной Европы, также как и у Австралии. Роль системы долгосрочных контрактов была крайне важна для Западной Европы и особенно для Японии в 60-х гг. Однако ее закрепление создало ряд условий, усложняющих конкурентную борьбу на мировом рынке железной руды. Когда производитель стали знает свой график закупок железной руды на несколько лет вперед, то новой добывающей железную руду компании гораздо сложнее выйти на рынок, и найти спрос.

На основе проделанной работы можно выделить следующие факторы, определяющие современную организацию железорудной промышленности мира:

· наличие месторождений железной руды

· система долгосрочных контрактов, фактически блокирующая появление новых участников на рынке железной руды и ослабляющая конкуренцию

· концентрация производительных сил в руках узкого круга компаний

· политические мотивы стран-импортеров

Мировой рынок железорудным сырьем представляет собой отлаженную систему, устойчивую к любым изменениям. Реальными новыми игроками на рынке могут выступить лишь образовавшиеся после распада СССР новые государства и другие бывшие коммунистические государства. Однако, ресурсная база Китая делает экономически невыгодной добычу железной руды в этой стране, а из пост советских государств значительными запасами железных руд обладают лишь Россия, Украина и Казахстан. Казахстан, в силу своего географического внутриматерикового положения, может рассчитывать на потребление своей железорудной продукции лишь со стороны России и прилежащих государств, а потому не может оказывать влияние на мировой рынок железорудного сырья.

Проведенная работа доказывает, что при налаживании экспорта железных руд из Украины и России компании не смогут найти существенного спроса на свою продукцию на мировом рынке, прежде всего из-за глубоких исторических и экономических связей между сталеплавильными компаниями и экспортерами железной руды, а также системы долгосрочных контрактов. Между тем, географическое положение Украины и России является существенным конкурентным преимуществом национальных производителей железной руды.

Украина и Россия не могут претендовать на лидирующие позиции на мировом рынке железной руды, однако занять место в первой пятерке экспортеров вполне способны. Для осуществления этой цели необходима заинтересованность потребителя железной руды в ее добычи на территории этих стран, которой может стать финансовое участие в акционерном капитале добывающих компаний. Только в этом случае становится возможными инвестиции и реализация экспортно-ориентированной схемы производства.

Такое развитие событий может обеспечить лишь четко сформулированная государственная политика, способная привлечь инвестиции на национальный рынок.



Список литературы

 

1. Максаковский В.П. "Историческая география мира", Экопрос, Москва, 1999

2. Волков А.М. "Швеция: социально-экономическая модель", Москва, "Мысль", 1991

3. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001.

4. "Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1988года)", Министерство Геологии СССР, 1988

5. "Минеральные ресурсы мира на начало 1998 года", Министерство природных ресурсов РФ, Москва, 1999

6. "Черные металлы" №11/12, 1998, "Технико-экономическое сравнение агломерации железных руд и производства окатышей"

7. "Черные металлы" №4, 1999 "Под знаком глобализации: сотрудничество между экономическими регионами в области черной металлургии"

8. "Черные металлы" №6, 1999 "Современное положение и перспективы Бразилии как производителя стали"

9. AME Mineral Economics, Iron Ore Outlook, February 2000

10. Duoglas. A. Irwin "How did the United States become a net exporter of Manufactured goods"

11. Jose E. Galdon Sanchez, James A. Schmitz, Jr "Threats to Industry Survival and Labor Producivity: World Iron-ore Markets in the 1980's" , Federal Reserve Bank of Minneapolis, Report 263

12. Mining Annual Review 1994 - 1998

13. Sweden in figures 2000, официальный статистический сервер Швеции

14. William S.Kirk, "Significant Events affecting iron ore prices since 1958"

15. William S.Kirk "Iron Ore", U.S. Geological Survey

16. University of Oxford Centre for Brazilian Studies, Working Papers (Germano Mendes de Paula, "The Export Perfomance of the Brazilian Minerals Sector")

17. Официальный сайт компании Broken Hill Proprietary

18. Официальный сайт компании Companhia Vale do Rio Doce

19. Официальный сайт компании Ferteco

20. Официальный сайт компании Iron Ore Canada

21. Официальный сайт компании Luossavaara Kiirunavaara AB

22. Официальный сайт компании Mineracao Brasileiras Reunidas

23. Официальный сайт промышленной группы Rio Tinto

24. Официальный сайт компании Robe River

25. Официальный сайт компании Hamersley Iron

26. Официальный сайт компании Societe Nationale Industriele et Miniere

27. Статистический сервер Канады

28. Также использованы материалы Металл-Информ, Metal Bulletin, Financial Times, Reuters, УНIАН, ПРОМЕТАЛЛ, Металл Украины, Metalfond, Interfax, MetalTorg, www.rusmet.ru, www.rumet.ru, и др.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии

История возникновения и развития черной металлургии

Общая характеристика черной металлургии

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Территориальная дифференциация черной металлургии мира

Глава 2. География мирового рынка железной руды

Формирование мирового рынка железной руды

Структура современного рынка железной руды

Роль ТНК на мировом рынке железной руды

Железорудная отрасль в некоторых странах мира

Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии

Заключение

Список литературы



Введение

 

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения мировой черной металлургии.

Актуальность темы. Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Целью работы является характеристика территориальной организации черной металлургии мира, как одной из ведущих отраслей промышленного производства.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Проанализировать историю развития черной металлургии.

2. Рассмотреть территориальные сдвиги в размещении отрасли в связи с развитием мирохозяйственных и связей и возрастающей ролью НТП в технологии выплавки черных металлов.

3. Рассмотреть технико-экономические процессы пирометаллургического цикла, с учетом особенностей размещения добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

4. Проанализировать основные тенденции мирового рынка железной руды и продукции сталелитейных компаний.

5. Предложить новые методические подходы к изучению данной темы в школьном курсе географии.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Историко-географический метод нами применялся для выделения этапов развития и размещения предприятий черной металлургии.

2. Сравнительно-географический метод был использован для анализа территориальной дифференциации запасов железорудного сырья и объемов выпускаемой металлургической продукции по регионам мира.

3. Статистико-математический метод позволил проанализировать основные тенденции экономической эффективности черной металлургии и составить краткосрочный прогноз дальнейшего развития изучаемой отрасли.

4. Картографический метод использовался для визуализации полученных результатов работы.

Объектом исследования является мировая черная металлургия.

В качестве предмета выступает территориальная дифференциация добывающих и обрабатывающих отраслей, участвующих в производстве сталелитейной продукции.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка используемой литературы. Первая глава посвящена территориальной организации мировой черной металлургии. Во второй главе раскрываются основные тенденции формирования мирового рынка железорудной продукции. В третьей главе предложены новые методические подходы к преподаванию данной темы в школьном курсе географии.



Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии

Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.