Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок железной руды сильно сконцентрирован. На девять стран приходится около 95% мирового экспорта железой руды. Рынок считается крайне стабильным, за последние десять лет основным постоянным изменением было уменьшение доли России и Украины в мировом экспорте железорудного сырья. Доля этих стран в мировом экспорте железной руды уменьшилась с 9% в 1990 году до 5% в 1998 г. За этот период суммарная доля Бразилии и Австралии выросла более чем на 10% - до 67% мирового экспорта.

Концентрация рынка железной руды в еще большей степени видна при анализе взаимосвязей компаний ее производящих. 9 компаний в 1997 году обеспечивали около 77% экспортных поставок железной руды, однако если учитывать состав акционерного капитала этих компаний, то количество крупных производителей значительно уменьшается. Третьей по величине горнодобывающей компании мира Rio Tinto принадлежит 53% австралийской компании Robe River и 59,3% акций канадской Iron Ore Canada (IOC) а также 100% акций австралийской компании Hamersley. Бразильской торговой компании-оператору Caemi принадлежит 84,7% акций компании MBR и 50% акций канадской QCM. Бразильская компания Samitry владеет 51% пакетом акций компании Samarco, а 42% акций Samitry владеет бразильская компания Belgo-Minera. Эта компания контролируется одной из пяти крупнейших европейских компаний-производителей стали Arbed. Компания Ferteco (третий по величине экспортер железных руд в Бразилии) принадлежит крупнейшей немецкой сталеплавильной компании Thyssen-Krupp Stahl. Крупнейшему экспортеру железных руд Австралии, компании BHPIO принадлежит 49% акций бразильской Samarco. В свою очередь одна из крупнейших японских торговых компаний-операторов Mitsui владеет пакетами акций в австралийских BHPIO и Robe River а также бразильской Caemi. В 2000 году произошла новая волна слияний между компаниями, производящими железную руду. Подобная структура владения сосредотачивает мощности по добыче железной руды в руках 3-4 промышленных групп, которые и оказывают влияние на рынок. Немалая доля акционерного капитала добывающих компаний в итоге принадлежит непосредственным потребителям железорудного сырья.

Из числа общих характеристик экспортно-ориентированных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:

· 1) Общая схема системы экспорта представляет собой цепочку месторождение - железнодорожный транспорт - морской порт - потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки.

· 2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.

· 3) Все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающиеся исключительно экспортом железорудного сырья. Чаще всего этот морской порт принадлежит компании, или близким к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта

· 4) Некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.

 

Железорудная отрасль в некоторых странах мира

 

Данная глава посвящена подробному анализу территориальной организации железорудной отрасли в некоторых странах-экспортерах железной руды. Каждая страна экспортер характеризуется своими особенностями, однако подробно мы рассмотрим лишь самые различные из них. Для остальных - отметим лишь общие особенности.

 

Бразилия

В Бразилии подтвержденные запасы железных руд оцениваются в 11 млрд.т. (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс (среднее содержание железа - 30%, однако добываются и руды с содержанием железа более 60%) и Пара (месторождение Караджас - содержание железа более 60%). Крупный железорудный бассейн (Морру ду Урукум) расположен также в штате Мату-Гроссу.

Конституцией Бразилии от 1891 года было утверждено положение о том, что владелец земли является также и владельцем природных ресурсов, содержащихся в ней. Также было определено разрешение на их разработку иностранными компаниями. В 1981 году Бельгия, Франция, Великобритания и США скупили множество месторождений железной руды практически за бесценок. Была основана английская компания Itabira Iron Ore Co., которая купила месторождения железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс и железную дорогу, ведущую от месторождений к порту Витория. Компания была выкуплена американским предпринимателем Персивалем Фаркухаром в 1919 году. Железная руда была впервые экспортирована из Бразилии в США в 1930 году. Однако регулярный характер экспорт железной руды стал приобретать лишь к концу 30-х годов. В 1930 году президент Бразилии Хетулио Варгас выступил за национализацию природных ресурсов страны. С 1940 года компания Itabira Mineracao начала стабильные поставки железной руды в США. Однако в 1942 году она была национализирована и переименована в CVRD (Compahnia Vale do Rio Doce). Уже к 1949 году на эту компанию приходилось около 80% всего экспорта железных руд из Бразилии. В 1952 году операции компании поставлены под прямой контроль правительства Бразилии. В 40-е гг. были основаны большинство современных добывающих компаний Бразилии. Рост экспорта потребовал наращивания пропускной способности порта в Витории - компанией CVRD были построены два рудных причала. В 1962 году компания заключает первые долгосрочные контракты на поставку железной руды. К этому времени она уже занимает 6-е место в списке крупнейших экспортеров железной руды. В 1966 году CVRD строит собственный рудный порт Тубарао. В 1969 году CVRD строит первый завод для производства металлизированных окатышей в порту Тубарао. На протяжении 70-х гг. компанией организуется геологическое подразделение и проводятся семилетние поиски новых месторождений железной руды (совместно с USGS). В это же время в порту Тубарао совместно с испанскими, японскими, итальянскими компаниями строятся заводы по производству металлизированных окатышей (суммарная мощность выросла до 22 млн.т. окатышей в год). В 1975 году CVRD стала самой крупной компанией в мире по объемам экспорта железных руд (доля рынка - 16%). В 1976 г. дублируется железная дорога Итабира-Витория, в 1978 г. начинается строительство железной дороги к месторождению Караджас в штате Пара, в 1985 г. начинается его промышленная разработка.

В настоящий момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает не только месторождения железных руд, но является также крупным производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого концерна достигают $900 млн. в год. В 1997 году компания CVRD была приватизирована. Условия аукциона были очень жесткими: суммарное количество акций принадлежащих производителям и потребителям железной руды не должно превышать 45% голосующих акций, ни один покупатель не мог приобрести более 45% голосующих акций. Кроме того, количество акций принадлежащих сталеплавильной компании производящей более 8 млн.т. в год или торговой компании-оператору с оборотом более 30 млн.т. в год не может превышать 10%. Победителем стал консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим производителем стали в Бразилии - корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего пакета). Остальные акции были приобретены группой пенсионных фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%), американским Nation's Bank и фондом Investvale. Правительство оставило за собой "золотую акцию", гарантирующую право вето.

Территориально, деятельность компании в области железорудного сырья делится на две не связанные системы - Северную и Южную. Северная система включает в себя месторождение Караджас в штате Пара, одноколейную железную дорогу (900 км.) от месторождения до принадлежащих компании морского порта Понта да Мадейра и завода окатышей (см. карту). Месторождение Караджас является уникальным по запасам железных руд при высоком содержании железа. В первый год работы (1985) добыча составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т., в третий - 35 млн.т. Северная система работает на полную мощность (около50 млн.т. в год). В ближайшем будущем производство железной руды увеличить будет невозможно из-за полной загрузки железнодорожной трассы и морского порта. Компания планирует модернизацию железной дороги, что позволит увеличить ее пропускную способность на 5 млн.т. в год.

Южная система создана на основе железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс. В нее входит несколько шахт в районе одноименного города (на карте не нанесены шахты Тимбопеба - производство железной руды 10 млн.т. в год, Брукуту - 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т. и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный завод мощностью 20 млн.т. в год и железная дорога E.V.F.M. от шахт до принадлежащего компании морского порта Тубарао (пропускная способность 80 млн.т.). В порту Тубарао расположены 7 заводов по производству металлизированных окатышей, суммарной мощностью 26 млн.т. в год. (2 завода принадлежит CVRD, остальные находятся в совместном владении с компаниями Японии, Испании, Италии и Южной Кореи). Южная система производит около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985 году на нее приходилось около 70 млн.т., однако в связи с началом разработки месторождения Караджас и истощением месторождений производительность шахт снизилась. СVRD планирует увеличить производство железных руд на южных месторождениях до 61 млн.т. к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит около 100 млн.т. товарных железных руд, около 70% которых поставляется на экспорт (Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по 9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и Великобритания и США - по 3%, другие страны Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань, Филиппины, Бахрейн и др.).

Вторым по величине производителем железных руд в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 млн.т. железной руды. Компания была основана в 1965 году на основе месторождений штата Минас-Жерайс (шахты Агуас Кларас и Мутука). В настоящий момент компании принадлежит 6 железорудных шахт к юго-востоку от города Белу-Оризонти. Этот район является основным районом добычи для большинства добывающих железную руду компаний. Компания MBR экспортирует около 85% добываемой железной руды через принадлежащий ей порт Гуаиба недалеко от Рио-де-Жанейро. Пропускная способность морского порта около 25 млн.т. в год. Компании MBR принадлежит 33% акций железнодорожной компании MRS, такой же пакет акций принадлежит металлургической компании CSN, которая также ведет добычу железной руды в этом районе (около 7 млн.т. в год), 21% акций контролируют добывающие компании Ferteco и Usiminas. Компанией MBR владеют международная торговая компания-оператор Caemi Mineracao e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько сталеплавильных компаний Японии (10%). Компания компенсировала потери, связанные с истощением месторождений Агуас-Кларас и Мутука вводом рудников Капао-Шавьер, Тамандуа и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что увеличило ее производственные мощности до 32 млн.т. в год.

Компания Ferteco произвела в 2000 году около 20 млн.т. железной руды, в 1999 году закончила строительство морского порта Сепетиба недалеко от Рио-де-Жанейро пропускной способностью 25 млн.т. в год. До этого Ferteco использовала железную дорогу CVRD до порта Тубарао, что увеличивало транспортные издержки компании. Теперь компания отгружает через порт Тубарао около 10 млн.т. в год, главным образом с шахты Фабрика, которая подсоединена к дороге CVRD. Вторая шахта компании использует новый порт. Экспорт компании составляет около 12 млн.т. (главным образом в Германию, на металлургический комбинат Thyssen Krupp Stahl - 6,7 млн.т.).

Компания Samarco ежегодно производит около 11 млн.т. товарной железной руды. Компании принадлежат два завода по производству окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т. в год) в порте Понта-ду-Убу и рудник Эрмано, связанные рудопроводом. Кроме того, компании принадлежит обогатительная фабрика мощностью 9,5 млн.т. в год. 49% акций компании принадлежит австралийскому концерну BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция компании идет на экспорт.

Компания Samitry производит около 12 млн.т. железной руды в год, около 90% произведенной продукции идет на экспорт (преимущественно в Бельгию).

Сталеплавильная компания CSN добывает руду на собственной шахте Каса до Педро (около 7 млн.т. в год) только для внутреннего потребления.

В Бразилии также ведет добычу железных руд консорциум Rio Tinto. На единственной шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится около 1,7 млн.т. железной руды в год.

Особенностью развития железорудной отрасли Бразилии является огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран. Так, например, стоимость разработки месторождения Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 млн.т. в год. На все бразильские компании в 1998 году приходилось 33,1% мирового экспорта железной руды. Сама территориальная организация отрасли очень похожа на типично колониальную структуру с сетью дорог, ведущих от месторождений полезных ископаемых к морским портам, откуда они отправляются на экспорт. Доля доходов страны от экспорта железной руды снизилась по сравнению с 1980 годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако все равно продолжает оставаться довольно высокой.

Правда, за последние два года производство стали в Бразилии выросло с 26,5 млн.т. в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году (за период с 1985 года по 1998 год производство стали в Бразилии выросло всего на 6,8 млн.т.). Если подобные темпы роста в сталеплавильной промышленности продолжатся, то Бразилия, возможно превратится в крупного экспортера стали, железная руда станет сырьем внутреннего потребления. Возможно некоторое уменьшение доли Бразилии на мировом рынке железной руды.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.