В начале 1998 года подтвержденные запасы железных руд Швеции составили 3 млрд. т. Среднее содержание железа в руде - 51%. Отличительным качеством железной руды является высокое содержание магнетита, что удешевляет процесс обогащения. Швецию часто называют "домашней шахтой Европы". Эта страна является самым древним поставщиком железных руд в страны Западной Европы. Уже с середины XVII века она была главным экспортером железных руд в Англию, Францию и другие европейские страны.
Экспорт железорудного сырья стал быстро расти с 1890 года, когда была основана компания LKAB (Рис.1). Железная руда, наравне с высококачественной древесиной долгое время были основными продуктами экспорта Швеции, а железорудная отрасль доминировала в шведской экономике вплоть до середины 70-х. Это объясняется, не только, высоким содержанием железа в руде по сравнению с другими европейскими странами, но и близостью Швеции к потребителям сырья. В эпоху высоких транспортных издержек это было одним из определяющих факторов конкурентоспособности товара. Надо отметить, что во времена военных конфликтов в регионе спрос на шведскую железную руду всегда находился на высоком уровне, из-за перевода промышленности в военный режим. В то же время несколько изолированное положение страны уберегло ее от участия в большинстве из них. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года обеспечил неучастие в обеих мировых войнах, что не только сохранило производственный потенциал и трудовые ресурсы Швеции, но и обогатило страну за счет поставок воюющим сторонам. Так, например, Швеция поставляла железную руду в фашистскую Германию.
LKAB изначально была и остается монополистом в железорудной отрасли Швеции. Основанная в 1890 году как частная компания, в 1907 году она продала 50% своих акций государству. А еще через 50 лет государство выкупило оставшийся пакет. Для Швеции вообще свойственна концентрация производства и монополизации в ведущих отраслях на уровне компаний. На долю 200 крупнейших компаний приходится почти по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВВП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны (падение промышленного производства было ниже уровня 1925 года на 25%); и в начале 30-х гг., когда безработица среди членов профсоюзов достигала 30%. Как видно из рисунка в это время экспорт железных руд из Швеции резко сокращался. После второй мировой войны поставки железорудного сырья из этой страны имели крайне важное значение для восстановления экономики Западной Европы.
Особенностью экономики Швеции является политика "рыночного социализма" - доминирование двух основных целей: полная занятость и выравнивание доходов. В качестве результатов подобной политики рассматриваются исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) и активные манипуляции на высокоразвитом рынке труда. В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем около 5% в год в 1960-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. Государственная политика обеспечивала стабильное экономическое процветание страны до середины 70-х годов. Однако с середины 70-х гг. в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и энергетическим кризисом 1973-1975 гг. положение страны заметно усложнилось. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли пораженные кризисом - горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Экспорт железной руды всего за один год сократился с 34 млн.т. в 1974 г. до 21 млн.т. в 1975. В результате роста цен на нефть издержки на рабочую силу возросли в 1975-1976 гг. на 40%.
После некоторого экономического подъема в 1980-81 гг. мировая сталелитейная промышленность испытала жесткий кризис. Экспорт железной руды сократился в этот период до 13 млн.т. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно сказались на черной металлургии Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по середину 80-х предоставляло в значительных объемах субсидии пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии и горнодобы-вающей промышленности. С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 года. Кроме того, в железорудной промышленности наблюдался потрясающий рост производительности труда (за 1980-е гг. он превысил 100%). Из графика видно, что прежние объемы экспорта стране восстановить не удалось. С удешевлением транспортных перевозок на рынок железной руды вышли страны с дешевыми трудовыми ресурсами, богатыми и дешевыми железными рудами. В то же время рудники компании LKAB к 1990 году достигли глубины более 775 метров, их производительность снижалась, с учетом дорогих трудовых ресурсов это практически ликвидировало преимущество географического положения.
На протяжении 80-90-х гг. компания пошла на беспрецедентные финансовые затраты с целью снижения издержек на всех стадиях производства, увеличения производительности рудников и улучшение качества продукции. Важным направлением деятельности компании стала специализация на производстве высококачественных металлизированных окатышей (за 30 лет их доля в произведенной продукции выросла с 15,6% в 1970 году, до 76% в 2000 году). Сейчас окатыши составляют более 80% экспорта компании. Эта мера стала в какой-то мере вынужденной. Дело в том, что шведские руды содержат довольно много фосфора, и когда спрос на них начал падать, компания стала подвергать их дополнительному измельчению с целью снижения содержания этого элемента. Это дополнительное измельчение сделало возможным увеличить производство окатышей, особенно учитывая увеличение количества электропечей в Западной Европе.
В 1994 году, при вступлении в Европейский Союз Швеция была вынуждена привести нормативные документы, регулирующие горнодобывающую отрасль в соответствие с законами ЕС. Были отменены закон требующий от иностранных компаний получения специального разрешения на геологоразведочные работы, закон об обязательных государственных "золотых" акциях в предприятиях отрасли, отменено временное ограничение (25 лет) на владение месторождениями, отменены все налоги и отчисления кроме обычного корпоративного налога. В принципе, такие изменения должны были привести к демонополизации отрасли. Однако за исключением кратковременного приобретения 1,7% пакета акций LKAB никаких изменений не произошло. Пакет вскоре был вновь продан государству.
В настоящий момент компания LKAB разрабатывает два рудника - Кируна (среднее содержание железа - 60%) и Малмбергет (содержание железа около 50%), рудник Сваппаваара был закрыт в 1999 году. Оба рудника разрабатываются подземным способом, протяженность подземных выработок составляет около 20 км. В 1997 году на руднике Кируна был запущен в разработку горизонт 1045 м., в 1999 году на руднике Малмбергет введен горизонт 1000 м. Производственные издержки были снижены за счет высокой автоматизации производства, в частности был освоен метод дистанционного бурения и погрузки руды, что позволило ввести режим ночного бурения, которое ранее не проводилось по соображениям безопасности. Осваивается технология откачивания пустой породы непосредственно к месту захоронения. Она должна заменить сложную систему подъемных механизмов и грузовиков. Все вышеперечисленные меры ведут к снижению производственных издержек и повышению производительности рудников.
Обогащение руды производится на пяти принадлежащих компании заводах, расположенных в Малмбергете, Сваппавааре и Кируне. Новые технологии сделали рентабельной разработку гематитовых месторождений Малмбергета. На стадии обогащения также были достигнуты значительные успехи в снижении издержек, за счет уменьшения потребления электроэнергии и автоматизации процесса.
В течение 90-х гг. LKAB установила полный контроль над железнодорожной системой, связующей рудники и обогатительные заводы компании с морскими портами Нарвик (Норвегия) и Лулео (Швеция), путем создания компаний-операторов. Закупка новых вагонов и локомотивов позволила компании добиться снижения транспортных издержек в 1996-1998 гг. на 30%. Компания планирует модернизировать железнодорожное полотно, с целью увеличения его пропускной способности. В результате всех проведенных мероприятий ожидается увеличение производства товарных железных руд до 30 млн.т. к 2005 году.
Борьба компании с издержками превратилась для LKAB в борьбу за выживание. В результате LKAB стала передовой компанией по части технологий подземной добычи полезных ископаемых и в области качества металлизированных окатышей для производства продуктов прямого восстановления железа. Жесткая специализация на производстве высококачественного железорудного сырья, сделала возможным экспорт окатышей во многие страны по всему миру. В наиболее удаленных регионах основным продуктом экспорта компании являются окатыши для производства ППВ.
Кроме того, рудники компании LKAB являются своеобразным полигоном для отработки новых методов добычи полезных ископаемых, принадлежащие компании научные и технологические подразделения приносят ей стабильный доход, продавая технологии отработанные на рудниках корпорации.
Мавритания
Железорудная промышленность развивалась в этой стране довольно медленно. Первые месторождения были обнаружены в 1935 году в области Кедиа д'Иджиль (содержание железа около 68%), однако первые исследования о потенциальной добыче были проведены лишь в 1948. Через 4 года была создана компания Mauritanian Company of Iron Mines (MIFERMA) начались подготовительные работы к добыче. В 1960 году Мавритания обрела независимость, и лишь в 1963 году первый корабль с железной рудой был отправлен во Францию.
В 70-е годы добыча железной руды велась на месторождении Кедиа д'Иджиль. По мере выработки верхних, богатых слоев этого месторождения его рентабельность начала снижаться. В условиях сокращения спроса на руду на мировом рынке в этот период стало невозможным компенсировать падение рентабельности за счет повышения цен. В 1974 году компания MIFERMA была национализирована и переименована в SNIM. Около 20% уставного капитала было внесено арабскими инвесторами. В сложившихся обстоятельствах компания SNIM приступила к освоению новых месторождений в рамках национального проекта "Гельб". В 1984 году началась промышленная разработка месторождения Гельб Рейн. Несмотря на то, что среднее содержание железа в рудах этого месторождения составляло около 38%, его эксплуатация была признана рентабельной. Был построен завод по обогащению руды и производству концентрата с содержанием железа 66%. Следующим важным этапом стала разработка в 1994 году месторождения Маудат (содержание железа около 66%), обнаруженное в 1987 году, что позволило компании поддерживать производство и экспорт железорудного концентрата на уровне 11-12 млн.т. в год. Вся произведенная железная руда отправляется на экспорт. Основными потребителями мавританской железной руды являются Италия и Франция (примерно по 27%), Бельгия - 15%, Германия - 10% и Великобритания - 8%. На другие страны (США, Япония, Тунис, Финляндия, Нидерланды) приходится около 5% экспортных поставок компании.
Подтвержденные запасы железных руд Мавритании оцениваются в 400 млн.т. (общие - 700 млн.т.), при среднем содержании железа 50%. Компании принадлежит 5 железорудных шахт (Сеяла, Роэсса и Тазадит - на месторождении Кедиа д'Иджиль, Рейн - месторождение Гельб Рейн и Маудат на одноименном месторождении). На четырех шахтах имеются заводы по первичному измельчению железной руды. В Рейне также существует обогатительная фабрика мощностью 4 млн.т. (планируется модернизировать до 6 млн.т. к 2002 году). Также компания SNIM разрабатывает проект строительства в Рейне фабрики окатышей. Месторождения компании связаны с рудным портом в Нуадибу единственной в стране железной дорогой, пропускной способностью около 15 млн.т.
Особенностью Мавритании является то, что железорудная отрасль в этой стране не получила бурного развития, несмотря на то, что эта страна вполне могла бы претендовать на роль второй "домашней шахты" Европы. Тем не менее экспорт железной руды имеет для Мавритании крайне важное значение, формируя в отдельные годы до 40% доходов национального бюджета. С учетом большого внешнего долга такая ситуация ставит страну в прямую зависимость от кредиторов. Возможно именно этим и объясняются факты заключения первого контракта в 1993 и 2000 годах.
Другие страны
США и Канада
Между этими двумя странами сформировались двусторонние потоки железной руды. Это произошло в связи с тем, что около 1/3 компаний, занятых в черной металлургии в обеих странах связаны общим акционерным капиталом.
Австралия
Территориальная организация железорудной отрасли в этой стране аналогична Бразилии, и также как в Бразилии ростом экспорта Австралия обязана огромным внешним инвестициям (прежде всего из Японии) и большими запасами высококачественных железных руд. Однако в отличие от Бразилии, производство стали в Австралии не развивается, оставаясь на уровне 5-7 млн.т./год.
Индия
Несмотря на высокое качество железных руд и большие запасы месторождений, разрабатываемых открытым способом, а также выгодное географическое положение между двумя главными рынками сбыта экспорт железной руды из Индии практически не растет. Это связано с очень низкой степенью автоматизации добычи (так, например на руднике Чирия осуществляется селективная ручная добыча кусковой руды) и низкой развитостью инфраструктуры (на втором по величине руднике Гуа скопилось около 30 млн.т. рудной мелочи, разработка месторождения ведется селективно: в первую очередь разрабатываются лучшие участки). Российская компания "Тяжпромэкспорт" подала заявку на покупку индийской компании IISCO (запасы руды на принадлежащих компании месторождениях оцениваются более чем в 2 млрд.т.).
ЮАР
Экспортные возможности ЮАР обладают большим потенциалом. Наиболее перспективным считается месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать открытым способом на протяжении еще 35 лет. Другие железорудные месторождения страны либо исчерпаны, либо труднодоступны.
Китай
В Китае многочисленные (около 2000) месторождения железных руд расположены в восточной и юго-восточной частях страны. Однако, по оценочным данным, около 1700 железорудных месторождений в стране не подлежат освоению из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого содержания вредных примесей - алюминия и фосфора в рудах. Проведенная ревизионная оценка этих месторождений показала, что на каждые 100т. руды лишь 48 т. пригодны для использования в металлургическом процессе, и то после обогащения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.