Контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах
Анализируя результаты проведения методики Кеттела, можно отметить, что в контрольной и экспериментальной группах выделились три подгруппы:
- с низким уровнем интеллекта 36 % и 40 % (36 % и 44 % до эксперимента соответственно);
- со средним уровнем интеллекта 32 % и 40 % (32 % и 28 % до эксперимента соответственно);
- с высоким уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно.
Появилась незначительная тенденция к увеличению показателей интеллекта в экспериментальной группе.
Диаграмма 5. Соотношение ретроспективы (П) и будущей перспективы (Б) с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах
НИУ- низкий уровень интеллекта
СУИ - средний уровень интеллекта
ВУИ - высокий уровень интеллекта
Рассматривая результаты теста самооценки Дембо-Рубинштейн можно выделить следующие подгруппы в контрольной и экспериментальной группах соответственно:
- с заниженной самооценкой 20 и 12 % (20 % и 24 % до проведения эксперимента);
- с адекватной самооценкой 64 и 76 % (64 % и 60 % до проведения эксперимента);
- с завышенной самооценкой 12 и 4% (16 % и 16 % до проведения эксперимента).
В подгруппах этих групп с ориентированностью в прошлое также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 16 и 8 % (16 и 20 % до проведения эксперимента), с завышенной самооценкой – 12 и 8% (12 и 12 % до проведения эксперимента) и адекватной самооценкой – 8 и 0% (8 и 12 % до проведения эксперимента).
В подгруппах этих групп с ориентированностью в будущее также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 4 и 4% (4 и 4% до проведения эксперимента), с завышенной самооценкой – 4 и 4 % и адекватной самооценкой – 56 и 76 % (56 и 48 % до проведения эксперимента).
Таблица 4. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах после проведения эксперимента
КГ (П) | КГ (Б) | ЭГ (П) | ЭГ (Б) | |
Заниженная самооценка | 16 % | 4 % | 8 % | 4 % |
Адекватная самооценка | 8 % | 56 % | 0 % | 76 % |
Завышенная самооценка | 12 % | 4 % | 8 % | 4 % |
Диаграмма 6. Соотношение ретроспективы (П) и будущей нерспективы (Б) с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группак до и после проведения эксперимента
ЗнС - заниженная самооценка
АС - адекватная самооценка
ЗвС - завышенная самооценка
Итак, можно сделать выводы, что в результате тренингов по формированию временной перспективы у старшеклассников изменились:
1) структура временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему);
2) протяженность временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем);
3) сфера принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях);
4) значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего;
5) можно отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий;
6) самооценка стала более адекватной.
Следовательно, можно говорить об эффективности формирующей программы.
Выводы
1. Анализируя такие личностные характеристики, как интеллект, зависимость и самооценочная уверенность в себе, а затем, сопоставляя их с ориентированностью в прошлое и устремленностью в будущее получены следующие результаты: чем больше устремленность в будущее, тем выше интеллектуальный уровень и адекватней самооценка; чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже интеллект и заниженней или завышенней самооценка.
2. Структура временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему).
3. Протяженность временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем).
4. Сфера принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях).
5. Значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего;
6. Можно отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий.
7. Самооценка стала более адекватной.
8. Следовательно, можно говорить об эффективности формирующей программы.
Заключение
Временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.
Временная перспектива включает в себя психологические прошлое, настоящее и будущее и характеризуется ее протяженностью, насыщенностью, структурой и реалистичностью.
В структуру временной перспективы можно включить следующие категории: ретроспектива (прошлое отдаленное, среднее прошлое, прошлое близкое), открытое настоящее, будущая перспектива (ближайшее будущее, близкое будущее, отдаленное будущее и историческое будущее).
Единицей временной перспективы является событие, под которым подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро.
События можно классифицировать следующим образом:
СД – события детства, в том числе – событие своего рождения;
СО – события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание);
СС – события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей);
СР – события работы, профессионального роста;
СД – события, связанные с изменением в сфере досуга (отдыха, путешествия), события общения (знакомства, дружба, любовь), события интеллектуальных увлечений;
СЦ – события, связанные с изменением в мыслях, ценностях;
СМ – события приобретения материальных благ, переезда на другое место жительство,
СУ – события утраты (собственная смерть, смерть близких и т.д.); события, отнесенные к разным;
Субъективное время ребенка определяется как его образ себя в прошлом, настоящем и будущем. Временной аспект образа себя у ребенка качественно различается на разных этапах онтогенеза, и в основе этих различий лежит содержание центральных для возраста личностных новообразований ребенка и особенности его коммуникативного опыта.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящем; подросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее - область предполагаемого; в юности образ "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее; в молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на временную перспективу, сформировавшуюся в период от дошкольного детства до юности; взрослость связана с обретением нового чувства времени. Будущее приобретает границу, время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее; в старости резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого.
Временная перспектива в юношеском возрасте представлена всеми элементами структуры и всеми категориями событий. Значительная часть событий представлена важными, характерными и переломными событиями являющимися более значимыми по сравнению с яркими событиями. Но наряду с важными событиями еще значительно число ярких изолированных событий. Протяженность ретроспективы составляет 17-18 лет, а протяженность будущей перспективы до 100 лет. Таким образом, в юношеском возрасте характеристиками временной перспективы являются структурированность и протяженность, недостаточно формируется такой ее параметр как согласованность и значимость.
Исходя из выше изложенного материала, была подтверждена гипотеза исследования: развитие субъективных временных представлений тесно связано с формированием образа «Я» и умственным развитием. Ориентированность в прошлое связана с такими характеристиками личности, как нестабильность, подчиняемость, неуверенность в себе, ориентация в настоящее сочетается с уверенностью, эмоциональной уравновешенностью, ориентированность в будущее сочетается со стремлением к независимости, самостоятельности.
Подтвердились частные гипотезы исследования:
1.Ориентированность в прошлое связана с зависимостью и неуверенностью в себе.
2. Устремленность в будущее связана с интеллектуальным уровнем.
В результате проведения формирующей серии эксперимента у старшеклассников произошли следующие изменения временной перспективы: в структуре временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему); в протяженности временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем); в сфере принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях). Значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего, можно также отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий. Можно отметить формирование адекватной самооценки у старшеклассников, участвующих в тренинге.
Необходимо проведение планомерной психолого-педагогической работы по формированию временной перспективы в целом и отдельных ее параметров (структуры, согласованности, сферы принадлежности, протяженности). Для достижения наибольшего психотерапевтического эффекта нужно помочь старшекласснику овладеть способами позволяющими создавать, конструировать и изменять различные параметры временной перспективы, на что и направлена программа, апробированная нами.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 254.