ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК М ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК М ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



Содержание

Введение. 3

Глава 1. Временная перспектива как характеристика психологического времени личности. 10

1.1 Понятие времени в психологии. 10

1.2 Временная перспектива как характеристика психологического времени. 21

Глава 2. Особенности временной перспективы в ранней юности. 35

2.1 Психологическая характеристика ранней юности. 35

2.2 Формирование временной перспективы в юношеском возрасте. 43

Глава 3. Исследование взаимосвязи личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени. 60

3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования. 60

3.2 Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте. 63

3.3 Формирующий эксперимент. 70

Заключение. 79

Список использованных источников и литературы.. 82

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека (ее событий, развития) и не может переживаться объективно, в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

Время является и критерием общественных отношений, и социальной детерминантой всей человеческой деятельности, ее внутренним законом. Ранее существовавший описательный подход к пониманию социального времени как простой продолжительности, как простого течения событий во времени был опровергнут. Так как личность и ее труд были представлены в нем как жестко детерминированные общественным временем, как контролируемые во времени, как ускоряемые и ускоряющиеся. Тем самым коренным образом изменился подход, в рамках которого рассматривалась специфика времени личности. Личность уже не выступала как некий эпицентр, вокруг которого свободно и произвольно располагается прошлое, настоящее и будущее. Она стала рассматриваться как субъект времени своей жизни и ее организатор. При этом оптимальная регуляция, организация времени предполагают адекватное определение (оценку) личностью своих возможностей, выявление их соответствия или несоответствия внешним условиям их деятельности. Следовательно, принадлежность времени субъекту предполагает регуляцию, планирование,«использование» времени самой личностью.

Особенность субъекта времени проявляется в таком «перераспределении» времени, при котором личность осуществляет выбор адекватного (внешним и внутренним запросам) способа деятельности (в оо"щении, в образе жизни). При этом возможен выбор различных способов организации времени. Л. Сэв, например, определяет процесс регуляции времени как его «использование». В роли субъекта организации времени у него выступает «реальный базис личности», на основе которого и происходит это использование (или регуляция). Только выступая в качестве реального субъекта организации времени своей жизни, человек получает возможность своевременно и адекватно общественным задачам включаться в их решение, соотносить необходимое и свободное время своей жизни как основании социальных запросов, так и на основании собственных планов, перспектив и т.д. Поэтому оптимальное для личности решение вопросов организации времени невозможно вне субъекта, помимо него.

Социальное время, предъявляя свои требования человеку, четко обозначает, в какой период он должен уложиться, чтобы социально не отстать, «успеть». Оно может выступать как «движущей силой» развития субъекта времени (с точки зрения совершенствования способов управления временем), так и его тормозом, стрессогенным фактором (в случае несформированности личностью своего качества как субъекта времени). Желание и необходимость соответствовать социальному времени, не отстать, «идти в ногу со временим» обусловливают такую стратегию организации времени, когда для того чтобы не отстать, «нужно быть немного впереди». Стратегия «опережения» реального (хронологического) времени, планирование своих действий (событий) «наперед» является стратегией активного преобразования, «резервирования» или, наоборот, «использования» своего наличного времени, превращения его в условие своего развития, реализации своих задач и т.д.

Скорее закономерным следствием, нежели нарочитым (компромиссом), можно считать такой подход в понимании механизмов развития и структурирования личности, который включал бы в себя рассмотрение специфики сочетания личностного прошлого, настоящего и будущего как общей необходимой структуры формирования личности. В общем виде, выражая суть системного подхода в понимании биологических (и психологических) систем, П.К. Анохин писал, что мозг стал органом, который в каждый данный момент своей деятельности сочетает в себе прошлое, настоящее и будущее.

Логика личностного онтогенеза заключается в прогрессирующем «расширении» временного горизонта, в выходе за пределы «здесь-и-теперь», освоении личного и внеличного прошлого, ориентации на вероятное будущее. Специфика субъективных моделей прошлого, настоящего и оудущего оказывается зависимой не только от возраста, но и от половых, индивидуально-типологических, социально-психологических и других факторов (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984; В. И. Ковалев, 1988; и др.). В целом ряде экспериментальных и теоретических работ показано, что в определенные возрастные периоды имеются более или менее характерные структуры субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего, и, что особенно важно, эти структуры оказываются достаточно тесно связанными с разнообразными поведенческими, интеллектуальными и эмоциональноволевыми особенностями.

Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон.

Актуальность исследования заключается в том, что данная тема «Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени раннем юношеском возрасте» еще недостаточно исследована. Но разработка данной проблемы имеет важное социальное, научное и практическое значение, так как дает возможность найти наиболее эффективные пути для успешного самоопределения старшеклассника, что является одной из существенных задач всестороннего развития личности человека и подготовки его к оудущей самостоятельной жизни.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования – личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования – временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психолого-педагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы:

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Методологической основой исследования выступают представления о времени интуитивизма А. Бергсона, философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля, проблема времени в экзистенциализме М. Хайдеггера, а также концепция временной перспективы Ж. Ньюттена, взгляды Л.С. Выготского, проблема жизненного пути С.Л. Рубинштейна, концепция личностного времени К.А. Абульхановой-Славской, исследования временной перспективы И.С. Кона, причинно-целевая концепция психологического времени личности Е. И. Головахи и А.А. Кроник.

Для проведения исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за старшеклассниками; экспериментальная беседа; тестирование; формирующий психологический эксперимент.

Процедура исследования включала следующие методики:

1. Диагностика самооценки – по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики – иногофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе – методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие: несмотря на многочисленные исследования в области психологии личности и возрастной психологии, до сих пор нет комплексного исследования, направленного на изучение психологических условий формирования временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данное противоречие определило проблему исследования по разработке и апробации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данная проблема позволила сформулировать тему дипломной работы «Взаимосвязь личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени».

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в современной литературе проблема психологического времени – одна из менее рассмотренных и разработанных. Предложено психологическое исследование содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте с учетом таких личностных особенностей старшеклассника как интеллект и самооценка. В нашей работе основные акценты сделаны на изучении субъективной картины прошлого и настоящего, учтено то, что модель будущего человека определяется как реальными особенностями ретроспективы, так и спецификой осознания этих особенностей, субъективным отношением к ним.

Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о времени и тем самым формирования адекватных личностных характеристик старшеклассника. Также практическая значимость исследования определяется предлагаемой системой коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование временной перспективы. Программа формирующего эксперимента дает возможность корректировать временную перспективу старшеклассника, изменять отношение к времени своей жизни, помогает эффективно использовать свой временной потенциал.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.



Выводы

 

Подводя итог, выделим основные положения, на которые будем опираться в дальнейшем:

1) временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени;

2) временная перспектива включает в себя, на наш взгляд психологические прошлое, настоящее и будущее;

3) временная перспектива характеризуется ее протяженностью, насыщенностью, структурой и реалистичностью.

4) единицей временной перспективы, по нашему мнению, является событие, под которым подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро;

4) события можно классифицировать следующим образом:

- СД – события детства, в том числе – событие своего рождения;

- СО – события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание);

- СС – события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей);

- СР – события работы, профессиональный pocт;

- СДос. – события, связанные с изменением в сфере досуга (события отдыха, события - путешествия), общения (знакомства, дружба, любовь), интеллектуальных увлечений;

- СЦ – события, связанные с изменением в мыслях, ценностях;

- СМ – приобретение материальных благ, переезд на другое место жительство,

- СУ – события утраты (собственная смерть, смерть близких и события, отнесенные к разным).



Выводы

 

1. Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящем;

2. Подросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее - область предполагаемого;

3. В юности образ "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее.



Таблица 1. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

  кг ЭГ
Преобладание ретроспективы 36 % 44 %
Преобладание будущей перспективы 64 % 56 %

 

Диаграмма 1. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах


Анализируя результаты проведения методики Кеттела, можно отметить, что в контрольной и экспериментальной групп выделились три подгруппы:

- с низким уровнем интеллекта 36 % и 44 % соответственно;

- со средним уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно;

- с высоким уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно.

Для испытуемых подгрупп контрольной и экспериментальной групп с устремленностью в прошлое отмечается низкий и средний уровень интеллекта, для испытуемых подгрупп контрольной и экспериментальной групп с устремленностью в будушее - средний и высокий уровень интеллекта.


Таблица 2. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

  КГ (П)  КГ (Б)  ЭГ (П)  ЭГ (Б)
Низкий уровень интеллекта  32 % 0 %  36 %  О%
Средний уровень интеллекта  4%  32 %  8 %  28 %
Высокий уровень интеллекта  0%  32 %  0 %  28 %

 

Диаграмма 2. Соотношение ретроспективы (П) и будущей перспективы (Б) с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

НИУ- низкий уровень интеллекта

СУИ - средний уровень интеллекта

ВИУ - высокий уровень интеллекта


Таким образом, чем больше устремленность в будущее, тем выше уровень интеллекта. И чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже уровень интеллекта.

Рассматривая результаты теста самооценки Дембо-Рубинштейн можно выделить следующие подгруппы в контрольной и экспериментальной группах соответственно:

- с заниженной самооценкой 20% и 24 %;

- с адекватной самооценкой 64 % и 60%;

- с завышенной самооценкой 16 % и 16 %.

В подгруппах этих групп с ориентированностью в прошлое также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 16 и 20 %, с завышенной самооценкой – 12 и 12 % и адекватной самооценкой – 8 и 12 %.

В подгруппах этих групп с ориентированностью в будущее также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 4 и 4 %, с завышенной самооценкой – 4 и 4 % и адекватной самооценкой – 56 и 48 %.


Таблица 3. Соотношение ретросиективы и будущей п ерспективы с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

  КГ (П) КГ (Б) ЭГ (П) ЭГ (Б)
Заниженная самооценка 16 % 4 % 20 % 4 %
Адекватная самооценка 8 % 56 % 12 % 48 %
Завышенная самооценка 12 % 4 % 12 % 4 %

 



Диаграмма 3. Соотношение ретроснективы (П) и будущей перспективы (Б) с самооценкой в контрольной (КГ) и экснериментальной (ЭГ) группах

ЗнС - заниженная самооценка

АС - адекватная самооценка

ЗвС - завышенная самооценка

 

Таким образом, чем больше устремленность в будущее, тем самооценка адекватней. Чем больше значимость прошлого, тем завышенней или заниженней самооценка.

В итоге проведенного анализа данной работы можно сделать следующие выводы. Анализируя такие личностные характеристики, как интеллект самооценочная уверенность в себе, а затем, сопоставляя их с ориентированностью в прошлое и устремленностью в будущее получены следующие результаты: чем больше устремленность в будущее, тем выше интеллектуальный уровень и адекватней самооценка; чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже интеллект и завышенней или заниженней самооценка.

 

Формирующий эксперимент

 

Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустык, бездейственных фантазий.

Данные, полученные в результате эмпирического исследования, указывают на необходимость специальной работы по формированию адекватной будущей временной перспективы в юношеском возрасте.

В последнее время ведение тренинговых групп стало одной из распространенных форм психологической работы. Психологические тренинги считаются наиболее удобной формой работы, так как имеют ряд преимуществ, одним из которых является возможность работать сразу с несколькими клиентами.

Проводимый тренинг развития временной перспективы имел целью создание условий для личностного роста и формирования будущей временной перспективы.

Учитывая, что важным фактором эффективности является регулярность проведения занятий, тренинговые занятия проводились два раза в неделю: во вторник и четверг после окончания учебных занятий. Состав группы был закрытый. При проведении тренинга был создан и поддерживался благоприятный психологический климат в группе, способствующий возникновению чувства личной безопасности у участников на тренинговых занятиях.

Существенным элементом всех использованных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, - обычно это краткие записи, иногда рисунки, которые должны делать подростки. Именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу.

Участникам тренинга предлагалось проанализировать следующее: "Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем".

Теперь из всего того, о чем было написано, предлагалось выбрать четыре самых важных на этот год цели. "Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле "почему" намного важнее, чем "как".

Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить: 1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, 2) конкретна ли эта формулировка, 3) есть ли ясное представление о результате, 4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец, 5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

Цель упражнения – составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

"Опишите, что у вас уже есть, - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете, и т. п. Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое бы наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете".

Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. Каждому предлагалось представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.

Проделывалось следующее упражнение, вспоминался случай из жизни, когда переживался какой-то абсолютный успех. Представлялся идеальный день.

Через 1,5 месяца после окончания проведения тренинговых занятий была повторно проведена диагностическая работа в экспериментальной и контрольной группе по выше перечисленным методикам.

Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе изменилась структура временной перспективы, у 84 % оказалось преобладание будущего, в структуре временной перспективы были представлены практически все элементы, за исключением исторической респективы.



Таблица 4. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

  КГ до Эг до КГ после ЭК после
Преобладание ретроспективы 36 % 44 % 36 % 16 %
Преобладание будущей перспективы 64 % 56 % 64 % 84 %

 

Контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

 

Анализируя результаты проведения методики Кеттела, можно отметить, что в контрольной и экспериментальной группах выделились три подгруппы:

- с низким уровнем интеллекта 36 % и 40 % (36 % и 44 % до эксперимента соответственно);

- со средним уровнем интеллекта 32 % и 40 % (32 % и 28 % до эксперимента соответственно);

- с высоким уровнем интеллекта 32 % и 28 % соответственно.

Появилась незначительная тенденция к увеличению показателей интеллекта в экспериментальной группе.



Диаграмма 5. Соотношение ретроспективы (П) и будущей перспективы (Б) с интеллектом в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах

НИУ- низкий уровень интеллекта

СУИ - средний уровень интеллекта

ВУИ - высокий уровень интеллекта

 

Рассматривая результаты теста самооценки Дембо-Рубинштейн можно выделить следующие подгруппы в контрольной и экспериментальной группах соответственно:

- с заниженной самооценкой 20 и 12 % (20 % и 24 % до проведения эксперимента);

- с адекватной самооценкой 64 и 76 % (64 % и 60 % до проведения эксперимента);

- с завышенной самооценкой 12 и 4% (16 % и 16 % до проведения эксперимента).

В подгруппах этих групп с ориентированностью в прошлое также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 16 и 8 % (16 и 20 % до проведения эксперимента), с завышенной самооценкой – 12 и 8% (12 и 12 % до проведения эксперимента) и адекватной самооценкой – 8 и 0% (8 и 12 % до проведения эксперимента).

В подгруппах этих групп с ориентированностью в будущее также выделились три подгруппы: с заниженной самооценкой – 4 и 4% (4 и 4% до проведения эксперимента), с завышенной самооценкой – 4 и 4 % и адекватной самооценкой – 56 и 76 % (56 и 48 % до проведения эксперимента).

Таблица 4. Соотношение ретроспективы и будущей перспективы с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах после проведения эксперимента

  КГ (П) КГ (Б) ЭГ (П) ЭГ (Б)
Заниженная самооценка 16 % 4 % 8 % 4 %
Адекватная самооценка 8 % 56 % 0 % 76 %
Завышенная самооценка 12 % 4 % 8 % 4 %

 

Диаграмма 6. Соотношение ретроспективы (П) и будущей нерспективы (Б) с самооценкой в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группак до и после проведения эксперимента

ЗнС - заниженная самооценка

АС - адекватная самооценка

ЗвС - завышенная самооценка

 


Итак, можно сделать выводы, что в результате тренингов по формированию временной перспективы у старшеклассников изменились:

1) структура временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему);

2) протяженность временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем);

3) сфера принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях);

4) значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего;

5) можно отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий;

6) самооценка стала более адекватной.

Следовательно, можно говорить об эффективности формирующей программы.

 


Выводы

 

1. Анализируя такие личностные характеристики, как интеллект, зависимость и самооценочная уверенность в себе, а затем, сопоставляя их с ориентированностью в прошлое и устремленностью в будущее получены следующие результаты: чем больше устремленность в будущее, тем выше интеллектуальный уровень и адекватней самооценка; чем больше ориентированность в прошлое, тем ниже интеллект и заниженней или завышенней самооценка.

2. Структура временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему).

3. Протяженность временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем).

4. Сфера принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях).

5. Значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего;

6. Можно отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий.

7. Самооценка стала более адекватной.

8. Следовательно, можно говорить об эффективности формирующей программы.



Заключение

 

Временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.

Временная перспектива включает в себя психологические прошлое, настоящее и будущее и характеризуется ее протяженностью, насыщенностью, структурой и реалистичностью.

В структуру временной перспективы можно включить следующие категории: ретроспектива (прошлое отдаленное, среднее прошлое, прошлое близкое), открытое настоящее, будущая перспектива (ближайшее будущее, близкое будущее, отдаленное будущее и историческое будущее).

Единицей временной перспективы является событие, под которым подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро.

События можно классифицировать следующим образом:

СД – события детства, в том числе – событие своего рождения;

СО – события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание);

СС – события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей);

СР – события работы, профессионального роста;

СД – события, связанные с изменением в сфере досуга (отдыха, путешествия), события общения (знакомства, дружба, любовь), события интеллектуальных увлечений;

СЦ – события, связанные с изменением в мыслях, ценностях;

СМ – события приобретения материальных благ, переезда на другое место жительство,

СУ – события утраты (собственная смерть, смерть близких и т.д.); события, отнесенные к разным;

Субъективное время ребенка определяется как его образ себя в прошлом, настоящем и будущем. Временной аспект образа себя у ребенка качественно различается на разных этапах онтогенеза, и в основе этих различий лежит содержание центральных для возраста личностных новообразований ребенка и особенности его коммуникативного опыта.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящем; подросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее - область предполагаемого; в юности образ "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее; в молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на временную перспективу, сформировавшуюся в период от дошкольного детства до юности; взрослость связана с обретением нового чувства времени. Будущее приобретает границу, время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее; в старости резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого.

Временная перспектива в юношеском возрасте представлена всеми элементами структуры и всеми категориями событий. Значительная часть событий представлена важными, характерными и переломными событиями являющимися более значимыми по сравнению с яркими событиями. Но наряду с важными событиями еще значительно число ярких изолированных событий. Протяженность ретроспективы составляет 17-18 лет, а протяженность будущей перспективы до 100 лет. Таким образом, в юношеском возрасте характеристиками временной перспективы являются структурированность и протяженность, недостаточно формируется такой ее параметр как согласованность и значимость.

Исходя из выше изложенного материала, была подтверждена гипотеза исследования: развитие субъективных временных представлений тесно связано с формированием образа «Я» и умственным развитием. Ориентированность в прошлое связана с такими характеристиками личности, как нестабильность, подчиняемость, неуверенность в себе, ориентация в настоящее сочетается с уверенностью, эмоциональной уравновешенностью, ориентированность в будущее сочетается со стремлением к независимости, самостоятельности.

Подтвердились частные гипотезы исследования:

1.Ориентированность в прошлое связана с зависимостью и неуверенностью в себе.

2. Устремленность в будущее связана с интеллектуальным уровнем.

В результате проведения формирующей серии эксперимента у старшеклассников произошли следующие изменения временной перспективы: в структуре временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему); в протяженности временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем); в сфере принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общением, будущей работой, созданием семьи и изменением в мыслях). Значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего, можно также отметить увеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событий. Можно отметить формирование адекватной самооценки у старшеклассников, участвующих в тренинге.

Необходимо проведение планомерной психолого-педагогической работы по формированию временной перспективы в целом и отдельных ее параметров (структуры, согласованности, сферы принадлежности, протяженности). Для достижения наибольшего психотерапевтического эффекта нужно помочь старшекласснику овладеть способами позволяющими создавать, конструировать и изменять различные параметры временной перспективы, на что и направлена программа, апробированная нами.



ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК М ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



Содержание

Введение. 3

Глава 1. Временная перспектива как характеристика психологического времени личности. 10

1.1 Понятие времени в психологии. 10

1.2 Временная перспектива как характеристика психологического времени. 21

Глава 2. Особенности временной перспективы в ранней юности. 35

2.1 Психологическая характеристика ранней юности. 35

2.2 Формирование временной перспективы в юношеском возрасте. 43

Глава 3. Исследование взаимосвязи личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени. 60

3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования. 60

3.2 Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте. 63

3.3 Формирующий эксперимент. 70

Заключение. 79

Список использованных источников и литературы.. 82

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека (ее событий, развития) и не может переживаться объективно, в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

Время является и критерием общественных отношений, и социальной детерминантой всей человеческой деятельности, ее внутренним законом. Ранее существовавший описательный подход к пониманию социального времени как простой продолжительности, как простого течения событий во времени был опровергнут. Так как личность и ее труд были представлены в нем как жестко детерминированные общественным временем, как контролируемые во времени, как ускоряемые и ускоряющиеся. Тем самым коренным образом изменился подход, в рамках которого рассматривалась специфика времени личности. Личность уже не выступала как некий эпицентр, вокруг которого свободно и произвольно располагается прошлое, настоящее и будущее. Она стала рассматриваться как субъект времени своей жизни и ее организатор. При этом оптимальная регуляция, организация времени предполагают адекватное определение (оценку) личностью своих возможностей, выявление их соответствия или несоответствия внешним условиям их деятельности. Следовательно, принадлежность времени субъекту предполагает регуляцию, планирование,«использование» времени самой личностью.

Особенность субъекта времени проявляется в таком «перераспределении» времени, при котором личность осуществляет выбор адекватного (внешним и внутренним запросам) способа деятельности (в оо"щении, в образе жизни). При этом возможен выбор различных способов организации времени. Л. Сэв, например, определяет процесс регуляции времени как его «использование». В роли субъекта организации времени у него выступает «реальный базис личности», на основе которого и происходит это использование (или регуляция). Только выступая в качестве реального субъекта организации времени своей жизни, человек получает возможность своевременно и адекватно общественным задачам включаться в их решение, соотносить необходимое и свободное время своей жизни как основании социальных запросов, так и на основании собственных планов, перспектив и т.д. Поэтому оптимальное для личности решение вопросов организации времени невозможно вне субъекта, помимо него.

Социальное время, предъявляя свои требования человеку, четко обозначает, в какой период он должен уложиться, чтобы социально не отстать, «успеть». Оно может выступать как «движущей силой» развития субъекта времени (с точки зрения совершенствования способов управления временем), так и его тормозом, стрессогенным фактором (в случае несформированности личностью своего качества как субъекта времени). Желание и необходимость соответствовать социальному времени, не отстать, «идти в ногу со временим» обусловливают такую стратегию организации времени, когда для того чтобы не отстать, «нужно быть немного впереди». Стратегия «опережения» реального (хронологического) времени, планирование своих действий (событий) «наперед» является стратегией активного преобразования, «резервирования» или, наоборот, «использования» своего наличного времени, превращения его в условие своего развития, реализации своих задач и т.д.

Скорее закономерным следствием, нежели нарочитым (компромиссом), можно считать такой подход в понимании механизмов развития и структурирования личности, который включал бы в себя рассмотрение специфики сочетания личностного прошлого, настоящего и будущего как общей необходимой структуры формирования личности. В общем виде, выражая суть системного подхода в понимании биологических (и психологических) систем, П.К. Анохин писал, что мозг стал органом, который в каждый данный момент своей деятельности сочетает в себе прошлое, настоящее и будущее.

Логика личностного онтогенеза заключается в прогрессирующем «расширении» временного горизонта, в выходе за пределы «здесь-и-теперь», освоении личного и внеличного прошлого, ориентации на вероятное будущее. Специфика субъективных моделей прошлого, настоящего и оудущего оказывается зависимой не только от возраста, но и от половых, индивидуально-типологических, социально-психологических и других факторов (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984; В. И. Ковалев, 1988; и др.). В целом ряде экспериментальных и теоретических работ показано, что в определенные возрастные периоды имеются более или менее характерные структуры субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего, и, что особенно важно, эти структуры оказываются достаточно тесно связанными с разнообразными поведенческими, интеллектуальными и эмоциональноволевыми особенностями.

Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон.

Актуальность исследования заключается в том, что данная тема «Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени раннем юношеском возрасте» еще недостаточно исследована. Но разработка данной проблемы имеет важное социальное, научное и практическое значение, так как дает возможность найти наиболее эффективные пути для успешного самоопределения старшеклассника, что является одной из существенных задач всестороннего развития личности человека и подготовки его к оудущей самостоятельной жизни.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования – личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования – временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психолого-педагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы:

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Методологической основой исследования выступают представления о времени интуитивизма А. Бергсона, философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля, проблема времени в экзистенциализме М. Хайдеггера, а также концепция временной перспективы Ж. Ньюттена, взгляды Л.С. Выготского, проблема жизненного пути С.Л. Рубинштейна, концепция личностного времени К.А. Абульхановой-Славской, исследования временной перспективы И.С. Кона, причинно-целевая концепция психологического времени личности Е. И. Головахи и А.А. Кроник.

Для проведения исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за старшеклассниками; экспериментальная беседа; тестирование; формирующий психологический эксперимент.

Процедура исследования включала следующие методики:

1. Диагностика самооценки – по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики – иногофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе – методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие: несмотря на многочисленные исследования в области психологии личности и возрастной психологии, до сих пор нет комплексного исследования, направленного на изучение психологических условий формирования временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данное противоречие определило проблему исследования по разработке и апробации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данная проблема позволила сформулировать тему дипломной работы «Взаимосвязь личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени».

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в современной литературе проблема психологического времени – одна из менее рассмотренных и разработанных. Предложено психологическое исследование содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте с учетом таких личностных особенностей старшеклассника как интеллект и самооценка. В нашей работе основные акценты сделаны на изучении субъективной картины прошлого и настоящего, учтено то, что модель будущего человека определяется как реальными особенностями ретроспективы, так и спецификой осознания этих особенностей, субъективным отношением к ним.

Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о времени и тем самым формирования адекватных личностных характеристик старшеклассника. Также практическая значимость исследования определяется предлагаемой системой коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование временной перспективы. Программа формирующего эксперимента дает возможность корректировать временную перспективу старшеклассника, изменять отношение к времени своей жизни, помогает эффективно использовать свой временной потенциал.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 14215.