Цели, задачи, гипотеза и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью исследования является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования – личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования – временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психологопедагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы:

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Процедура исследования включала следующие методики:

1. Диагностика самооценки - по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики - многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе - методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

Исследование проведено с учащимися десятых классов средней школы №20 г. Тулы. Средний возраст исследуемых 15,5 лет. Всего в исследовании приняло участие 50 человек. Время проведения исследования октябрь-декабрь 2003 г.

Эмпирическое исследование было разбито на три этапа: предварительная диагностика самооценки и зависимости; диагностика интеллектуального уровня; выявления содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе.

Диагностика самооценки проводилась по методике Дембо-Рубинштейн в качестве низкой самооценки рассматривались результаты, выраженные от 0 до 30 баллов, средней – от 31 до 60 баллов, высокой – более 61 балла.

Диагностика зависимости и интеллектуального уровня измерялись при помощи методики многофакторного исследования личности Р.Кеттела (№187).

При диагностике при помощи теста Кеттелла рассматривался фактор В - интеллект, измеряемый в стенах от 0 до 10, был также переведен в проценты, в результате измерений были выделены три группы: в качестве минимальной оценки брались результаты, выраженные от 0 до 30 %; в качестве средней независимости – от 31 до 60 %; в качестве максимальной – более 61 %.

Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе использовалась методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника, модифицированная для раннего юношеского возраста. Ситуативная каузометрия включает в себя ряд методических процедур, одни из которых общи с традиционной каузометрией, а другие специфичны.

Испытуемым был предложен так называемый «циклический тест времени», предполагающий изображение с помощью трех кругов представления о времени испытуемого. Помимо поверхностного описания структуры временных представлений личности, этот тест выполняет разминочную функцию: вводит человека в ситуацию исследования.

Следующим этапом стало формирование списка событий, которое начинается с детального объяснения значения понятия «событие». В исследовании список состоял из 15 событий, причем опрашиваемому предлагалось сначала 5 пронумерованных карточек (№ 1-5), на которых он пишет названия события в той последовательности, в которой они приходят ему в голову. Затем предлагаются следующие 5 карточек (№ 6-10), а затем еще 5 (№ 11-15).

Следующим этапом опрашиваемому предлагалось указать на карточках реальную или предполагаемую дату каждого события. После датировки событий опрашиваемых упорядочивает их в хронологической последовательности, проставляя соответствующий номер (1 – самое раннее, 15 – самое позднее). Далее предлагалось определить к какому времени относятся события, к прошлому, настоящему или будущему и соответственно отметить на карточке (П, Н, Б).

Личная значимость событий измерялась с помощью их прямой ранжировки опрашиваемым, его просили разложить карточки по мере значимости событий для него и оценить их от 15 до 1 балла (15 – самое значимое, 1 – самое менее значимое).

Был проведен анализ соотношения и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего по данным «циклического теста» и по интерпретации списка событий, а также хронологической удаленности событий и принадлежности их к различным сферам. В зависимости от целей исследования может быть использована та или иная классификаиия событий. В данном исследовании применялась следующая: СД – события детства, в том числе – событие своего рождения; СО – события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание), СС – события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей), СР – события работы, профессиональный pocr, СД – события, связанные с изменением в сфере досуга (события отдыха, события – путешествия), общения (знакомства, дружба, любовь), интеллектуальных увлечений; СЦ – события, связанные с изменением в мыслях, ценностях; СМ – приобретение материальных благ, переезд на другое место жительство, СУ – события утраты (собственная смерть, смерть близких и т.д.) и события, отнесенные к разным.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.