Основные подходы к оценке бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С теоретической точки зрения, оценка означает определение в денежном выражении стоимости объекта, отражающей его свойства как товара - полезность и затраты, необходимые для этой полезности. Она учитывает также совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, а также макро - и микроэкономическую среду.

Определение стоимости осуществляется с помощью нескольких оценочных подходов: затратного, доходного, сравнительного. [7, с. 98] В зависимости от цели оценки, вида определяемой стоимости и качества доступной информации эксперт применяет тот или иной подход.

Доходный подход к оценке бизнеса дает надежный результат для уже сложившегося, относительно стабильного и, следовательно, предсказуемого рынка. Доходный подход является основным при определении стоимости производственного комплекса. Данный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в производственный комплекс покупает не набор активов, состоящих из зданий, сооружений, машин и оборудования, нематериальных активов и т, д., а поток будущих доходов, позволяющих ему окупить вложенные средства и получить прибыль. В ходе расчета стоимости доходным подходом оперируют такими понятиями, как денежный поток, стоимость денег во времени и ставка дисконта (дохода). В эту группу входят методы, основанные на дисконтировании будущих доходов, т. е. приведении стоимости будущих доходов к их стоимости на дату оценки: [12, с.71]

а) дисконтирование будущей прибыли или денежного потока;

б) капитализация нормализованной прибыли или денежного потока;

в) метод периода окупаемости и т. д.

Методика дисконтирования денежных потоков основана на предположении, что стоимость предприятия или его части определяется будущими денежными потоками, которые можно получить (извлечь) от оцениваемого предприятия в течение срока владения. Эти будущие денежные потоки приводятся (дисконтируются) к эквивалентной текущей (на дату) оценки стоимости с помощью подходящей ставки дисконтирования (ставки дохода). Можно сказать, что стоимость оцениваемого предприятия - это текущая стоимость будущих денежных потоков, ожидаемого от этого предприятия.

При оценке время владения предприятием разбивается на два периода: прогнозный и остаточный. В прогнозный период можно на основе анализа технико-экономических показателей, тенденций их изменения и маркетинговых исследований рынков сбыта и сырья просчитать достаточно надежные вероятные денежные потоки предприятия на ближайшие 3-4 года.

Для остаточного периода строится одна из моделей изменения денежных потоков: [5, с. 14]

1. Предприятие оценивается на основе стоимости активов на дату tост методом накопления активов.

2. Предполагается, что дальнейший денежный поток будет постоянным.

3. Предполагается, что денежные потоки будут слабо изменятся.

В первом варианте потоки в остаточный период заменяются одним единственным потоком, равным стоимости предприятия на дату tост – Пост.

Во втором варианте стоимость предприятия на дату tост определяется по формуле:

 

, (1.2)

 

где Пд – денежный поток за последний прогнозный период,

i – ставка дисконтирования.

В третьем и четвертом вариантах стоимость предприятия на дату tост определяется по формуле:

 

(1.3)


при g<i,

где g - ежегодный темп изменения денежного потока.

После определения величин денежных потоков переходят к процессу дисконтирования:

 

(1.4)

 

Для оценки ставок дисконтирования для собственного капитала применяют два метода:[6, с. 22]

· метод цены капитальных активов (модель оценки капитальных активов);

· метод кумулятивного построения.

Модель капитальных активов предполагает следующую формулу расчета индивидуальных дисконтирования (i), называемую основной:

 

,(1.5)

 

где Rn - номинальная безрисковая ставка, учитывающая возможную инфляцию;

Rm- средняя доходность по акциям на фондовом рынке;

(Rm-Rn) – базовая рыночная премия за риск вложения в акции;

 - показатель систематического риска, определяется следующим образом:

 

,(1.6)

 

где Ri – средняя квадратичная амплитуда колебания цены акций конкретной кампании от своего среднего значения за анализируемый период;

Rср – средняя квадратичная амплитуда колебания усредненных цен акций на фондовом рынке от своего среднего значения за анализируемый период;

х – премия за риск вложения в малые предприятия;

у – премия за страновой риск.

 

,(1.7)

 

где r – реальная (без учета компенсации на инфляцию) безрисковая ставка;

s – ожидаемая инфляция;

Rm находится путем анализа состояния рынка;

х – определяется в основном недостаточной кредитоспособностью и равен  0,75 Rn.

Премия за страновой риск обусловлена вероятностью конфискации (или ущемления прав владения) и изменения законодательства. Эта величина определяется международными рейтинговыми организациями: Россия – 15%.

Метод кумулятивного построения индивидуальной ставки дисконтирования отличается от модели оценки капитальных активов лишь тем, что в структуре этой ставки к номинальной безрисковой ставке прибавляется совокупная премия за инвестиционные риски, которая состоит из премий за отдельные несистематические, относящиеся именно к данному проекту риски: [7, с. 52]

 

, (1.7)

 

где j=1,…, j – множество учитываемых в данном инвестиционном проекте факторов риска;

g – премия за отдельный риск по фактору j.

При расчете денежных потоков для собственного капитала окончательная оценка производится по формуле:

 

,(1.8)

 

где PVост – приведенная стоимость;

НФА – стоимость нефункционирующих активов.

При расчете денежных потоков по бездолговой модели окончательная оценка производится по формуле:

 

,(1.9)

 

где ДЗ - величина долгосрочной задолженности.

Из-за трудностей составления прогнозов, достаточно надежных для получения результата с помощью подхода дисконтирования будущей прибыли или дисконтированного денежного потока, в оценке бизнеса широкое распространение получил ряд подходов с использованием ретроспективных данных. Однако ретроспективные данные используются как «заменитель» ожидаемых будущих результатов. Эти методы предпочтительны из-за своей относительной простоты и достаточной надежности. Основным критерием применимости этих методов является небольшая динамика изменения денежных потоков за анализируемый период. Подходы, использующие ретроспективные данные могут быть разделены на четыре группы: [12, с.76]

1. Капитализация потенциальной прибыли или денежного потока.

2. Капитализация дивидендов.

3. Использование мультипликаторов валовых доходов, физического объема или мощности.

4. Подходы к оценке стоимости активов

Основной среди методов, использующих ретроспективные данные - метод капитализации прибыли или денежного потока. Как и другие варианты доходного подхода, он основан на базовом предположении, в соответствии с которым стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой:

 

(1.10)

 

В качестве потока доходов могут быть использованы показатель прошлого года, простая средняя или средневзвешенная величина за несколько прошлых лет, трендовая величина, прогнозная оценка следующего года. Главным при этом является четкое определение капитализируемого потока доходов, а также достижение соответствия между последним и выбранным коэффициентом капитализации.

Коэффициент капитализации означает превращение потока дохода в показатель стоимости путем деления или умножения определенного некоторым образом потока на некий фактор, называемый коэффициентом капитализации.

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на предположении о том, что наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого комплекса может быть реальная цена продажи аналогичного объекта, зафиксированного на рынке. При расчете стоимости сравнительным подходом используются реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия или их акции. [4, с.37]

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой данного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной, являются следующие базовые положения:

Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли - продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

Во-вторых, рыночный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов. [5, с. 48]

Другим достоинством рыночного является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем рыночный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу похожих, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

В третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.

Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб накапливающих ценовую и финансовую информацию.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов: [11, с.50]

· Метод компании - аналога, или метод рынка капитала.

· Метод сделок.

· Метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основан на использовании рыночных цен акций сопоставимых предприятий. Используя принцип замещения, согласно которому покупатель не заплатит больше, чем за аналогичное предприятие, можно по данным о ценах по сопоставимым предприятиям после соответствующих корректировок получить стоимость оцениваемого предприятия.

Этапы реализации метода:

1. Выбор предприятий аналогов.

2. Финансовый анализ и сопоставление.

3. Выбор и расчет оценочных мультипликаторов.

4. Применение мультипликаторов к оцениваемому предприятию,

5. Внесение поправок в итоговую стоимость предприятия.

1.Выбор предприятий-аналогов. Этот этап состоит из двух частей:

а) сбор информации;

б) отбор, кандидатов в аналоги.

Отбор производится по следующим критериям сопоставимости:

· номенклатура производимой продукции (отрасль);

· объем и качество производимой продукции;

· период анализа;

· стадия развития и объем производственных мощностей;

· стратегия развития предприятия;

· климат и территориальные особенности

· финансовые характеристики предприятий.

2. Финансовый анализ предприятия. В зависимости от целей и применяемых методов оценки должны меняться:

1) направленность анализа - анализ тенденций и анализ состояния на дату оценки;

2) показатели и критерии анализа: а) для целей налогообложения (структура имущества, рентабельность); б) для продажи (платежеспособность, ликвидность, динамика рентабельности); в) для реорганизации (деловая активность, структура капитала).

Информационным источником для финансового анализа служат данные бухгалтерской финансовой отчетности – бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма№2).

3. Выбор и расчет оценочных мультипликаторов.

На этом этапе определяются ценообразующие параметры предприятия, т.е. те параметры финансовой - хозяйственной деятельности предприятия, которые в основном и определяют величину стоимости предприятий из данного сектора экономики. Их может быть несколько.

Для каждого из этих параметров в дальнейшем рассчитывается соответствующий мультипликатор. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

В оценочной практике используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. [11, с.54]

К интервальным мультипликаторам относятся:

1) цена/прибыль;

2) цена/денежный поток;

3) цена/дивидендные выплаты;

4) цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся:

1) цена/балансовая стоимость активов;

2) цена/чистая стоимость активов.

Ориентация на мультипликатор цена/денежный поток предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора цена/прибыль. Оптимальная сфера применения мультипликатора цена/балансовая стоимость оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций.

4. Применение мультипликаторов к оцениваемому предприятию.

Стоимость оцениваемого предприятия определяется по следующей формуле:

 

(1.11)

 

5.Внесение поправок в итоговую стоимость предприятия.

К стоимости действующего предприятия, определенной методом рынка капитала и методом сделок, необходимо добавить стоимость нефункционирующих активов (выведенных за баланс неиспользуемых объектов недвижимости и законсервированных производственных мощностей). К рассчитанной стоимости следует добавить избыток оборотных средств или вычесть их недостаток. Затем следует вычесть величину поправки, которая учитывает обязательства, связанные с охраной окружающей среды.

Метод сделок (метод продаж) - это частный случай метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или на анализе цен приобретения предприятий целиком.

Затратный подход отражает стоимость активов предприятия и применяется как основной при определении ликвидационной стоимости, а также в качестве вспомогательного при оценке рыночной стоимости производственного комплекса. Основным недостатком затратного подхода является то, что при расчете стоимости предприятия не учитывается его перспективное развитие, финансово-хозяйственная деятельность, возможность получения доходов в будущем. Поэтому при оценке предприятия как производственного комплекса на результаты, полученные затратным подходом, можно опираться как на ориентировочные. [5, с. 91]

Затратный подход к оценке предприятий объединяет следующие методики: накопления активов предприятия; скорректированной балансовой стоимости (или методика чистых активов); замещения; расчета ликвидационной стоимости предприятий. Все эти методики оценки объединены в имущественный подход по одному основному признаку: они основаны на определении в текущих ценах стоимости отдельных видов имущества предприятия или затрат на строительство аналогичного предприятия (методике замещения) и вычитании задолженностей предприятия. Все методики имущественного подхода базируются на одной информационной базе - балансе предприятия и позволяют рассчитать различные иды стоимости предприятия: методика накопления активов - рыночную стоимость; методика замещения - стоимость замещения; методика ликвидационной стоимости - ликвидационную стоимость предприятия.

Основное преимущество этих методик - все они основываются в большей части на достоверной фактической информации о состоянии имущественного комплекса и поэтому менее умозрительны. Основной недостаток - они не учитывают будущие возможности предприятия в получении чистого дохода.

Базовой формулой в затратном подходе является:

 

(1.12)

 

Метод чистых активов. Расчет включает несколько этапов:

1.Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости.

2.Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.

3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.

4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных.

5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6. Оценивается дебиторская задолженность.

7. Оцениваются расходы будущих периодов.

8.Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость

9. Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.