Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.6.1. Определение понятия маркетинга.

 

На сегодняшний день не существует единственного, признаваемого всеми определения маркетинга – ни классического коммерческого, ни политического. Одни авторы видят в маркетинге не столько технологию, сколько философскую концепцию, мировоззренческую ориентацию, «умонастроение, подвигающее применить к политическому действию методы и способы, которые так хорошо удались применительно к действию коммерческому. Речь идёт не о том, чтобы модернизировать пропаганду, а о том, чтобы заниматься политикой, как бизнесом». П. Друкер считал, что маркетинг является не специфическим видом предпринимательской деятельности, а охватывает всю ее целиком: «Это и есть бизнес, увиденный с точки зрения конечного результата, т.е. с точки зрения потребителя»; «маркетинг есть отличительная и единственная функция бизнеса». Маркетинг, таким образом, представляет собой сложносоставной и многоаспектный феномен, объединяющий философию и практику бизнеса и оперирующий технологиями определения потребностей рынка, адаптации продукта к этим потребностям, а также оказания стимулирующего воздействия на поведение потребителя. Необходимо подчеркнуть, что какой бы интерпретационной доминантой – философской или технологической – не был отмечен труд того или иного маркетолога, все согласны с тем, что современная концепция маркетинга включает в качестве его функций не только получение прибыли фирмой и удовлетворение непосредственного потребителя, но и достижение общественного блага, т.е. содержит элемент социальной ответственности.

Что же называется политическим маркетингом? Один из наиболее известных в данной области специалистов Д. Линдон предлагает следующее определение: “Политический маркетинг – это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан... Другими словами, политический маркетинг – определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.


1.6.2. Этапы развития маркетинга.

 

Западные специалисты выделяют четыре основных этапа развития маркетинга, находящих отражение в принципах постановки цели и решения задач. Все указанные ниже подходы использовались и используются в реальном бизнесе, но актуальность многих из них к настоящему времени значительно снизилась. Такие «устаревшие» принципы применяются лишь предприятиями, работающими на своеобразных рынках.

    Первый этап эволюции маркетинга получил название производственного - этап развития организации с ориентацией на производство. Цель существования предприятия, находящегося на данной стадии развития, заключается в постоянном увеличении объемов производства и снижении себестоимости изделия за счет экономии от масштабов. В данном случае мы опускаем утверждение, что основная цель любой коммерческой организации - прибыль. Так как она (цель) остается независимо от исповедуемого подхода к маркетингу. Приверженцы производственного подхода утверждают, что только за счет снижения цены можно увеличить объемы сбыта и удовлетворить потребителя. А так как цена очень сильно зависит от объемов производства, то, следовательно, объем производства и является основным фактором удовлетворенности рынка.                          

Второй подход к маркетингу гласит, что увеличения удовлетворенности, а, следовательно, и увеличения объема сбыта можно достичь лишь за счет улучшения качества производимой продукции. Такой подход получил название продуктовой или товарной концепции маркетинга. На данном этапе развития предприятие пытается улучшить качество выпускаемых товаров, вкладывая огромные средства в усовершенствование технологий и финансирование разработок новой, более качественной продукции. Естественно, чаще всего это происходит в ущерб цене.   

Третий этап становления маркетинга получил название сбытовой концепции. В данном случае организация ориентируется на активное продвижение производимых товаров, при этом упор делается на то, чтобы продать товар любой ценой, пусть даже и в ущерб будущему отношению с клиентами. Сторонники этого подхода утверждают, что потребитель никогда не приобретет товар, если его не заставить это сделать. В данном случае не имеет большого значения, что продавать, поэтому доминирующую роль в организации, так же как и в предыдущих двух, играют производственные подразделения. Этот этап связан с построением всевозможных сбытовых сетей, развитием агентской торговли (коммивояжерства), огромных вложений в рекламу. Почитатели данного подхода говорят - сбыт приносит деньги.                                                                                        

И, наконец, четвертый этап развития маркетинга базируется на таких принципах как «клиент всегда прав», «производить можно только то, что пользуется спросом на рынке» и т. п. Данный подход получил название «концепция маркетинга» и гласит, что, лишь изучая потребности рынка и производя товар по заказу клиентов, можно добиться высокого сбыта, а значит, и прибыли.

Приведенные выше этапы развития маркетинга не подразумевают обязательного и последовательного перехода от одной концепции к другой. В настоящее время существуют предприятия, строящие свою деятельность как на одних, так и на других подходах.

 

1.6.3. Основные принципы маркетинга.

 

На Западе первым человеком, который разработал принципы маркетинга и дал чёткое определение, что он является центральной функцией делового предприятия, был Сайрус Маккормик (1809 – 1884). Благодаря ему были созданы базовые инструменты современного маркетинга: исследование и анализ рынка, концепция рыночной позиции, политика цен, поставка запчастей, послепродажное обслуживание и продажа в кредит. Всё это он сделал к 1850 г., но даже на родине ему начали подражать только пятьдесят лет спустя.

Можно выделить следующие общие принципы маркетинга:

ü Тщательный учёт при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры.

Следование данному принципу предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношения к продуктам данной организации и её конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, чего именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одна из главных задач маркетинга – это понять, чего желают потребители.

ü Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно – техническая, производственная, сбытовая и т. д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе.

Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.

ü Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.

Величайшим заблуждением руководителей, ориентированных только на разработку и производство новых продуктов, является утверждение, используя образное сравнение, заключающееся в том, что если в лаборатории изобрели оригинальную, очень эффективную мышеловку, то рынок сам проторит дорогу к данной лаборатории. Разработка и производство эффективных новых продуктов, безусловно, является одной из главных задач большинства организаций. Однако не менее важной задачей является их успешное продвижение на рынок.

    Общие принципы маркетинга могут быть конкретизированы путём выделения частных принципов. К их числу можно отнести: следование целям и стратегиям деятельности организации при принятии маркетинговых решений; гибкость и способность адаптировать решения к меняющимся условиям внешней и внутренней среды; ориентацию на нововведения; соблюдение этических норм и принятие в расчёт культурных ценностей; комплексное использование инструментов и средств маркетинга.

 

1.6.4. Основные функции маркетинга.  

 

Функции маркетинга - отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации

Можно выделить следующие важнейшие функции маркетинга: анализ рынка, изучение его состояния и динамики; исследование поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деятельности конкурентов и посредников; сегментирование рынка, выделение целевых сегментов, субсегментов и покупателей; прогнозирование конъюнктуры рынка; разработка предложения о выпуске новых товаров и проектировании их коммерческих характеристик; управление ассортиментом выпускаемой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товаров; формирование стратегии и тактики изменения цен; расчет скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг; построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление оптовыми и розничными продажами; планирование товарооборота; реклама, персональные (личные) продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью; планирование маркетинговой деятельности; маркетинговый контроль.

Можно попытаться склассифицировать функции для политического маркетинга:

1. Коммуникативная (общение с избирателями, с помощью встреч и рекламных кампаний).

2. Сбытовая (формирование имиджа кандидата, его продвижение и PR).

3. Аналитическая (изучение и анализ политического рынка).

4. Координирующая (взаимодействие между кандидатами и избирателями в процессе продвижения и создания «товара». В качестве «товара» выступает кандидат, а избиратель – «потребитель»).

 

1.6.5. Перспективы развития маркетинга.

Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью (предприятий, фирм), выбором мест для различных розничных магазинов, изучением потребителей, оптовой и розничной торговлей, отношением с общественностью, рыночными исследованиями, планированием товаров и предоставлением гарантий.

Маркетинг содействует улучшению качества жизни. Например, специалисты в этой области стимулируют фирмы, предприятия, более безопасные товары, такие как сигареты с низким содержанием смол и безопасные для детей крышки для бутылок; разрабатываются обращения к общественности по вопросам экономии энергии, лечения болезней, безопасности вождения, злоупотребления алкоголем и др.; помогают признанию и распространению новых товаров, идей и услуг.

Знать маркетинг важно и тем, кто не связан с ним непосредственно. Например, его принципы могут быть использованы врачами, юристами, консультантами по управлению, финансистами, научными работниками и конструкторами, экономистами, статистиками, некоммерческими организациями и т. д. И многие из них в настоящее время проводят маркетинговые исследования, занимаются рекламой.

Интерес к такой многоаспектной и ныне столь актуальной теме как маркетинг, а надо отметить, что с каждым годом он становится все большим, если не сказать глобальным, растет не только в пределах отдельно взятой страны, но и в мире в целом. Это объясняется тем что, маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.




Заключение.

Предпринятый анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма. Любая система – в том числе и политическая – имеет следующие характеристики: состоит из многих частей; части составляют единое целое; система имеет границы.

2. Власть—это способность, воз­можность оказывать определенное воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Политическая власть выполняет функции господства; руководства; управления; контроля; руководства; организации и т. д; а также пддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества.

3. Государство — это организация суверенной по­литической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный ап­парат принуждения для обеспечения безопаснос­ти населения и прав граждан, для управления страной. Гражданское общество – это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В реальной жизни государство и гражданское общество тесно связаны между собой.

4. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят ещё о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе своего способа жизнедеятельности.   Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия). Выделяют три исторических типа демократии: первобытная, античная и американская.

5. Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Политические партии служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.  Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть u её осуществление. Выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

6. Политический маркетинг – определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата. Основные функции политического маркетинга: 1) коммуникативная (общение с избирателями, с помощью встреч и рекламных кампаний); 2) сбытовая (формирование имиджа кандидата, его продвижение и PR); 3)аналитическая (изучение и анализ политического рынка); 4)координирующая (взаимодействие между кандидатами и избирателями в процессе продвижения и создания «товара». В качестве «товара» выступает кандидат, а избиратель – «потребитель»).



Список использованной литературы.

 

1. Актуальные темы курса «Политология» / О. В. Голованя; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: АлтГТУ. – 2004. – 102 с.

2. Артемьев И. Ю. Мораль такова, что в результате преобразований в России быть честным стало невыгодно // Управление персоналом. – 2003. - №1. - С.23-25.

3. Балашова А. Н. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидата // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 2002. - №1. – С. 145-164.

4. Белов Г. А. Функции политической системы // Кентавр. – 1995. - № 2. – С. 150 – 160.

5. Борцов Ю. С. Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс. – 1998. – 448с.

6. В центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Право и экономика. – 2005. – №1. – С.11-17.

7. Владыкина И. К. Феномен доверия и политическая реклама // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 2000. - №1. – С.141-165.

8. Возьмитель А. А. Выборы и выбор России // Власть. – 2004. - №2. – С.13-16.

9. Галкин А. Глобальные изменения и политические институты // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №12. - С.108-114.

10. Голосов Г. В. Политические институты и мотивация законодательной деятельности в российском парламенте // Общественные науки и современность. – 2001. - №6. – С.84-100.

11. Джалагония В. В ХХI век нельзя ворваться на тачанке // Эхо планеты.– 2001. - №1.-    

С.16-18.

12. Джалагония В. Портрет России в цифровом изображении // Эхо планеты. – 2003. - №20. – С.5-9.

13. Динес В. А. От «Единства» к «Единой России»: эволюция идеологических установок // Власть. – 2002. - №5. – С.22-27.

14. Дубицкая В. П. Какого политика можно «продать»? // СоцИс.: Соц. исслед. – 1998.- №10. – С.118-127.

15. Дубов И. Г. Реклама в избирательных кампаниях // Реклама. – 1994.- №5.

16. Золотов В. И. Политология / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: АлтГТУ. – 2005. – 180 с.

17. Корольков Н. Обладает ли российская элита созидательным потенциалом? // Власть: Общенац. полит. журн. – 2005. - №7. – С.74-83.

18. Кравченко А. И. Политология / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект. – 2005. – 447 с.

19. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально – политический журнал. – 1994. - № 3. – С. 76–85.

20. Краснов Б. И. Политическая система // Социально – политический журнал. – 1995. - № 5. – С.67-80.

21. Леонова Л. С. Политические партии России: История и современность // Отечественная история. – 2001. - №2. – С.161-169.

22. Ляпина Т. В. Политическая реклама: общественно-политическая ситуация. Лидер. Массовые коммуникации. Медиапланирование. Материалы для СМИ / Киев: ВИРА-Р. – 2000. – 147 с.

23. Малинова О. Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Полис: Политические исследования. – 2001. - №5. С.97-104.

24. Марков С. PR России больше чем PR. Технологии и версии / М.: Астрель. – 2001. – 288 с.

25. Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, морали, технологии. / М.: Росспэн. – 1999. – 247 с.

26. Николаев А. Н. Народ и партия едины? // Власть. – 2004. -№2. - С.22-26.

27. Ольшанский Д. В. Политический PR / СПб: Питер. – 541 с.

28. Пак Санг Нам Партийная система современной России // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2003. – С.118-122.

29.  Пантин В. Политические партии и движения России о современных мировых процессах // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №10. – С.16-19.

30. Плетнева Н. А. Место социальной рекламы в системе рекламной деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №3. – С.41-53.

31. Политтехнологи, СМИ и общество// Свобод. мысль – ХХI. – 2003. - №11. – С.67-85.

32.  Пушкарева Г. В. Политология: краткий курс лекций // М.: Юрайт. - 2003. – 239 с.

33.  Пшизова С. Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем // Полис: Политические исследования. – 2002. - №2. – С.31-43.

34. Пшизова С. Н. Бизнес как группа интересов в политической современной России // Власть: Общенац. Полит. журн. – 2005. - №2. – С.26-29.

35. Работяжев Н. КПРФ: уроки политической географии // Свободная мысль – ХХI. – 2005. - №5. – С.150-163.

36. Ратиани Н. Российское! Отечественное! Единое! // Деловые люди. – 2001. - №11. – С.14-16.

37. Реклама: аспекты, проблемы, перспективы исследований. – 2002. – 110 с.

38. Российское электоральное пространство: структура и динамика («круглый стол») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. – 2000. - №4. – С.3-37.

39. Руднев В. Вся законодательная власть «Единой России» // Российская юстиция. – 2004. - №1. – С.1.

40. Рюмшина Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе / Ростов н/Д: МарТ. – 2004. – 238 с.

41. Савельева О. О. Живая история российской рекламы / М.: Гелла-принт. – 2004. – 263 с.

42. Селивончик А. В. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации // Закон и право. – 2005. - №4. - С.22-26.

43. Смирнов В. В. Концепции проектов Федерального закона о политических партиях // Государство и право. – 2001. - №9. – С.99-107.

44. Современные модели политических партий // Свободная мысль – ХХI. – 2003. - №3. – С.36-51.

45. Соловьев А. И. Электронный дефолт // Власть. – 2004. - №2. – С.9-12.

46. Соловьев А. И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. – 1999. - №3. – С.62-78.

47. Соловьев Э. Г. Российские партии власти: в поисках внешнеполитической стратегии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология: Науч. Журн. – 2005. - №2. – С. 37-56.

48. Структура и динамика российского электорального пространства // Полис. – 2000. - №2. – С.80-110.

49. Супрун А. П. Новый взгляд на исследование политического рейтинга // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 1999. - №4.

50. Супрун А. П. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг // СоцИс: Соц. исслед. – 2000. - №2. – С.51-61.

51. Телков А. С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. – 2002. - №5. – С.63-69.

52. Тихомиров А. Сведения особенного назначения. Информационные ресурсы для избирательной кампании // PR в России. – 2001. - №4. – С. 8-14.

53. Устименко С. В. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе // Власть. – 2005. - №4. – С.22-29.

54. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России / СПб.: Питер. – 2003.- 377 с.

55. Хорос В. Г. Гражданское общество: общие подходы // МЭМО. – 1995. - №11. – С.49 – 59.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.