Понятие государства и гражданского общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.3.1. Происхождение и признаки государства.

 

Происхождение: Государство появилось на исторической сцене 5—6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно эволюционировало. Почему же раньше, причем очень долго, люди могли обходиться без раздутого госаппа­рата, полиции и армий? Причин тому много. Одна из них очевид­на — небольшая плотность населения. В первобытное время неболь­шие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным тер­риториям в поисках провианта. Они встречались лишь тогда, когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории.

За 10—15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, людям труднее стало жить в переполненном пространстве, и они придумали государство.

Государство — это организация суверенной по­литической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный ап­парат принуждения для обеспечения безопаснос­ти населения и прав граждан, для управления страной. Его признаки:

1) отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов - управленцев;

2) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории;

3) суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов;

4) монополия на легальное применение силы или физическое принуждение, для чего у государства имеются специальные средства и органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура;

5) право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленной рати служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6) обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения;

7) представительство от имени общества в международных организациях и событиях.

    Государство выступает субъектом международных отношений. В международном праве выделяются три минимальных признака государства:                     

* территория;

* объединенный правовым союзом народ (граждане, гражданство);

* суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны.

Государство считается существующим, если у него есть:

* особая система органов и учреждений, выполняющих функ­ции государственной власти;

* право, закрепляющее определенную систему норм, санкцио­нированных государством;

* определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. 

1.3.2. Исторические формы и функции государства.  

Исторические формы государства: Существует много классификаций выделения исторических форм государства. Но самой лучшей признана типология Аристотеля. Он выделял три основные формы: монархию, аристократию, демократию и три извращённые, означающие упадок или искажение первых – тиранию (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию), олигархию (неограниченная аристократия), охлократию (неограниченная демократия, анархия).

Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.

Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии правительство – это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берётся с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет.

Три правильные (основные) формы правления – монархию, аристократию, демократию – можно объединить в одну и назвать её республикой.  

Под республикой понимается форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает всё или большинство народа (демократия). В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе.

Коротко охарактеризуем извращенные формы правления. Автократия – форма государственного устройства, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, то есть полновластием. Олигархия – режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.). Охлократия – в древнегреческих учениях о государстве – господство «толпы». Это вид демократии, при которой государственное управление основано не на законах, а исключительно на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влиянием демагогов.

Функции государства: Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние.

 К внутренним функциям относятся:

А) защита сущёствующего способа производства, экономической и социальной систем;

Б) подавление классовых противников (в об­ществах, разделенных на классы с противоположными интереса­ми);

В) управление экономикой (в странах социализма) либо регули­рование хозяйственной деятельности (в капиталистических стра­нах);

Г) охрана общественного порядка и поддержание дисциплины;

Д) регулирование социальных отношений;

Е) культурно-воспитатель­ная, идеологическая деятельность и т. п.

Внешние функции со­ставляют:

- защита интересов данного государства в его взаимо­отношениях с другими государствами на международной арене;

- обеспечение обороны страны либо военной и политической экс­пансии в отношении других государств;

- развитие нормальных от­ношений с другими государствами;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

 

 1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.

Понятие: Гражданское общество – это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.   

В теоретических исследованиях гражданского общества его сущность интерпретируется по – разному. Одни авторы используют понятие «гражданское общество» в качестве характеристики определённого состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нём как об определённой сфере социума – сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создаёт те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на её жизнь.

История развития: Термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима. Однако самого этого явления в античном мире не было, и быть не могло – «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т. д. Первые гильдии появляются в Европе около 1100 г. Основными принципами, их скреплявшими, были солидарность, взаимопомощь, чувство профессиональной и групповой чести, общее понимание справедливости.

В рамках западного ареала происходило уникальное взаимодействие, взаимоналожение нескольких исторических тенденций и культурных традиций античности и христианства (55, 52). В результате гражданское общество на Западе сложилось как «система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей».

При применении понятия гражданского общества к неевропейским социумам распространены два подхода. В соответствии с первым процесс формирования гражданского общества в незападных странах целиком приписывается западному влиянию, рассматривается как часть процесса вестернизации. Согласно второму подходу, вообще не имеет смысла говорить о гражданском обществе вне западного мира, поскольку оно является уникальным продуктом западной цивилизации. Хотя на Западе и Востоке происходили сходные процессы, только имели они разную степень интенсивности и различающиеся формы. Семья, община, конфессиональные объединения, профессиональные группы, неформальные коллективы и т. п. существовали в традиционных обществах Востока точно так же, как в средневековой Европе. Они стремились защищать свои групповые или корпоративные интересы в принципе теми же способами, что и европейские города, гильдии или коммуны.

Для периода европейского средневековья было характерно сравнительно «мягкое» государство, что объяснялось кризисом римской имперской традиции и римского универсалистского наследия. Попытки создать «второй Рим» (Карл Великий, Гогенцоллерны) не увенчались успехом. Отсюда - специфика европейского феодализма, определённая фрагментарность европейских обществ, борьба пап с императорами, возможность автономии городов и т. п. Неевропейские общества не отличались столь широким плюрализмом. Государство играло в них гораздо более значительную роль, стесняя самодеятельность общества. Империи на Востоке в позднем средневековье и новом времени существовали не только в «идее», но и в реальности. Тем не менее, процессы, параллельные вызреванию гражданского общества в Европе, в незападных регионах всё же происходили – Япония, Китай, Индия (55, 56). По характеру доминирующей роли государства Россия ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена ещё рельефнее, чем в других странах (55, 57 -59).

 

1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества.

 

Существуют две основные дистинкции о взаимодействии государства и гражданского общества.

Ø Гражданское общество как сфера, отличная от государства. Это разграничение сопровождается различными оценками. Скажем, у Гегеля гражданское общество находится где – то «посередине между семьёй и государством». Государство представляет собой более высокую ступень, нежели институты гражданского общества. Примерно такой же подход у И. Бентама, Ж. Сисмонди, Л. фон Штейна.

Ø  Но существует и другая тенденция – возвышение гражданского общества над государством (Т. Спенс, Т. Ходжскин, Т. Пейн). Она особенно ярко выражена у Томаса Пейна, для которого государство есть просто необходимое зло, и чем меньше будет сфера его воздействия, тем лучше. В умеренной форме эта позиция характерна также для А. Токвиля и Дж. С. Милля.

Но в реальной жизни государство и гражданское общество как были, так и остаются достаточно тесно связанными.    Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Также гражданское общество осуществляет действенный контроль над государством, но и государство умеряет частные или корпоративные интересы гражданского общества. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.

 

1.3.5. Государство и гражданское общество в России.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Как раз эти положения и закреплены в конституции Российской Федерации во второй и третьей статьях.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.