§ верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменён, отменён или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закреплёнными конституцией правового государства.
§ Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причём предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.
§ Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её осуществления. Государство путём издания законов берёт на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международном сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством.
§ Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.
§ Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.
Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создаёт разветвлённый механизм социально – правовой защищённости человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека – это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определённых прав и соответствующих обязанностей. Сущность правового государства заключается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека. Это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства: открытость государственной власти, её демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.
Для создания крепкого правового государства Россия должна преодолеть тяжелое наследие тоталитарной системы. В России гражданское общество лишь начинает формироваться, моральная деградация людей, неизбежная в посттоталитарном обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным и не способствует решению острых социальных проблем. Разрушение тоталитарного общества и переход к рыночным отношениям привели не только к развалу старых экономических структур, но и потере привычных духовных ориентиров – справедливости, равенства, нравственности. Всё это привело к тому, что в настоящее время у нас отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. Серьёзные ошибки, допущенные в процессе реформирования российского общества, привели к снижению экономического потенциала страны, к крайней поляризации общества, ухудшению жизненных условий большинства населения. И хотя по конституции Россия является правовым государством – это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная и напряжённая работа.
Гражданское общество ещё до конца не сформировалось в России. Многие его элементы предстоит создавать во многом заново. Можно выделить наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:
v Формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
v Появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
v Возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно – политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
v Обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.);
v Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
v Формирование и развёртывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.
В отличие от стран Запада современное российское государство имеет дело не со структурированным обществом, а, с одной стороны, с быстро формирующимися элитарными группами, с другой – с аморфным, атомизированным обществом, в котором преобладают индивидуальные потребительские интересы. Сегодня в России гражданское общество не развито, многие его элементы вытеснены или «заблокированы», хотя за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования.
Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений – потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, экологических групп, политических клубов и т. п. Однако многие из них, пережив на рубеже 80 – 90 – х гг. короткий период бурного подъёма, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность. Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее распространённым социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.