Рассматриваемая норма устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностного лица с использованием своего служебного положения – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.
Реализация закрепленного в ст. 36 Конституции РФ права граждан и их объединений – иметь в частной собственности землю, связана с постепенным формированием рынка земли. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования отношений частной земельной собственности с тем, чтобы обеспечить рациональное использование земли и ее охрану, а также создание условий для защиты права собственности на землю.
Общественная опасность этого преступления состоит в том, что его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, распространению спекуляции земельными участками, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.
Непосредственный объект – составляют общественные отношения по поводу рационального использования и оборота земли, а также установленный государственный порядок регистрации сделок с землей.
С объективной стороны преступление характеризуется рядом незаконных действий, совершенных должностными лицами в нарушение требований земельного законодательства и Государственного земельного кадастра. В ст. 170 УК предусмотрены три самостоятельных состава:
1. Регистрация незаконных сделок с землей;
2. Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра;
3. Занижение размеров платежей за землю. Объединяет их то, что все они связаны с отношениями по поводу земли.
Таким образом, объективную сторону деяния образуют регистрация незаконных сделок с землей (купли-продажи, мены, дарения и т.п.), например, когда известно о наличии земельных споров по продаже земли: участка или иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки; регистрация сделки купли – продажи земли, целевое назначение и режим использование которой необоснованно изменены продавцом или покупателем; регистрация сделки купли-продажи, если в результате ее совершения в собственности гражданина или юридического лица будут находиться земельные участки, суммарная площадь которых превышает установленные максимальные размеры и т.п.
Государственный земельный кадастр является систематизированным сводом сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель в России. Он включает данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земли. Его ведение на всей территории страны возложено на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра может выражаться в занижении или завышении сведений о наличии сельхозугодий, о распределении их по видам и землепользователям, о землях, отведенных предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам для несельскохозяйственных нужд и т.п.
Занижение размеров платежей за землю выражается в уменьшении предусмотренных законом РФ «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями) от 11.10.91 г. ставок земельного налога, арендной платы или нормативной цены земли. Например, объективную сторону преступления образуют взимание земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота по поставкам ниже средних ставок налога за землю сельскохозяйственного назначения администрации района; взимание земельного налога на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, которые ниже ставок, установленных для государственных земель и т.п.
По своей конструкции состав преступления – формальный. Его следует считать оконченным с момента совершения любого деяния, содержащегося в диспозиции (бланкетной) данной нормы, независимо от наступления результата этих действий каких-либо последствий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив – корыстная или иная личная заинтересованность (является обязательным признаком объективной стороны).
Под корыстью следует понимать стремление субъекта преступления получить материальные блага противоправным путем.
Под иной личной заинтересованностью может пониматься целый комплекс побуждений, связанных с личными целями получения каких-либо материальных услуг.
Субъект – специальный. Им в зависимости от указанных в диспозиции деяний могут быть:
- должностное лицо, осуществляющее регистрацию сделок с землей или ведение Государственного земельного кадастра;
- должностное лицо предприятия, учреждения или организации, в функции которого входит представление в налоговые органы отчетности по взимаемым размерам платежей на землю;
- должностное лицо государственной налоговой службы, уполномоченное начислять земельный налог.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.