Ст. 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.

Право на свободный труд в России (ст. 37 Конституции РФ) ограничено для государственных или муниципальных служащих, являющихся должностными лицами. Им разрешена только педагогическая, научная и иная творческая деятельность.

Это специальный вид злоупотребления должностными полномочиями. Лицо является в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Если же они не связаны, по смыслу этой статьи – занятие предпринимательской деятельностью должностного лица – возможно.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что оно затрагивает не только деятельность государственных и муниципальных органов, но и нормальное функционирование экономической сферы.

Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие и охраняющие интересы государственной службы, нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Объективная сторона преступления выражается в двух различных действиях:

1) должностное лицо вопреки запрету, установленному законом, учредило организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность;

2) должностное лицо вопреки запрету, установленному законом, участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если эти деяния связаны с представлением:

а) такой организации льгот и преимуществ;

б) с покровительством в иной форме.

Состав преступления по своей конструкции – формальный.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности, совершенное должностным лицом за вознаграждение в виде оплаты его труда в коммерческой организации, должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.

Мотив и цель не предусмотрены, хотя на практике они чаще всего корыстные побуждения.

Субъект преступления – специальный, должностное лицо. К рядовым служащим при совершении таких же действий может быть применена ст. 288 УК РФ.

Ст. 292. Служебный подлог.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.

В России за год совершается 4-5 тысяч служебных (должностных) подлогов. Это опасное явление, поскольку такие подлоги представляют универсальный способ совершения различных преступлений: хищений и злоупотреблений должностными полномочиями, уклонений от уплаты налогов, преступлений против правосудия и т.д.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с официальными документами, а также государственный и общественный интерес.

Предмет – официальные документы. Хотя, по выражению А. Рарога и Л. Букалеровой, приведенная норма не охватывает значительного объема информресурсов.1

Документ – это специально изготовленный в результате целенаправленной волевой деятельности человека предмет материального мира, который посредством системы условных знаков (символов, обоз­начений, сигналов) удостоверяет своим содержанием факты и события, имеющие юридическое значение.

Официальный документ – материальный носитель информации, письменные акты, дискеты, выдаваемые государственными органами и органами местного самоуправления, предоставляющие права или освобождающие от обязанности, удостоверяющие факты и события, которые имеют юридическое значение и определенные правовые последствия в виде возникновения, изменения или отмены правоотношений.

Обычно официальный документ имеет определенную форму, реквизиты и должен издаваться в соответствии с установленной процедурой. Он содержит информацию о том, кто его создал (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет регистрация данного документа. Официальные документы регистрируются в журналах исходящей и входящей корреспонденции, в специальных книгах, с помощью отрывного талона, корешка, в необходимых случаях в делах остаются копии. Особые требования в ряде случаев предъявляются к месту регистрации, местонахождению и срокам хранения копий документов или учетной документации.

Документ в широком уголовно-правовом смысле может существовать в виде кино-, видео-, магнитофонной, компьютерной записи, зафиксирован с помощью соответствующих носителей информации. Однако официальный документ должен быть доступен его пользователю, распознаваем (расшифрован), идентифицирован.

В соответствии с ФЗ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном российским законодательством. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Причем сила такой подписи признается при наличии в системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи.

Круг официальных документов, являющихся предметом служебного подлога, ограничивается документацией, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, различных военизированных подразделений и формирований. Это вытекает из особенностей субъекта служебного подлога. Соответственно этому, различные документы, исходящие от негосударственных предприятий, коммерческих или иных организаций могут быть предметом подлога лишь тогда, когда они поступили и находятся в обороте соответствующего органа, в котором субъект подлога занимает определенную должность. Сообразуясь с этим положением, следует признать предметом служебного подлога также и различные частные документы (заявления, соглашения, расписки и т.п.), если они находятся в ведении соответствующего государственного органа или учреждения.

Объективная сторона преступления выражается в действиях:

а) внесения в официальный документ при сохранении его основных признаков и реквизитов заведомо ложных сведений (например, завышение показателей выполненных работ), не соответствующих действительности (хотя часть сведений может быть и правдивой);

б) внесение в официальный (подлинный) документ исправлений, искажающих его действительное содержание (путем подчистки, дописки, подтирки и др.). Важно установить, что указанные действия были совершены лицом с использованием своего служебного положения.

В научной литературе выделяются два вида служебного подлога по способу его совершения – интеллектуальный, состоящий во внесении ложных сведений, и материальный, заключающийся в физическом воздействии на документ путем подчисток, вытравления текста, вклеивания, использования компьютера и т.п.

По своей конструкции состав преступления – формальный. Внесе­ние в документ заведомо ложной информации или каких-либо исправлений образует оконченный состав преступления. Дальнейшее использование фальсифицированного документа, направление его в ту или иную инстанцию лежит за пределами состава преступления и, как правило, требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 292 и 327 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины и наличием корыстной или иной личной заинтересованностью.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного извлечь из подлога документов какую-либо имущественную выгоду, незаконное безвозмездное изъятие имущества или денежных средств в свою собственность, получение материальных льгот, ссуды, беспроцентного кредита, освобождение от имущественных обязательств и т.д.

Иная личная заинтересованность предполагает широкий диапазон мотивов субъекта служебного подлога, которые могут быть выражены в карьеристских побуждениях, тщеславии, протекционизме, семейственности, мести, стремлениях скрыть неблагополучное состояние дел, приятельских соображениях, желании получить выгоды и преимущества для других лиц и т.д.

Субъект преступления – специальный: должностное лицо; государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностным лицом (ответственность 16 лет).

К должностным лицам относятся соответствующие работники (служащие) только государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, воинских подразделений и формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

При определении указанных лиц следует, прежде всего, исходить из понятия государственный служащий, предусмотренного в ст. 3 ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации. Принадлежность лица к государственным служащим определяется на основании Реестра государственных должностей в Российской Федерации.

Муниципальными служащими в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются те, кто служит на должностях в органах местного самоуправления. Обязательной принадлежностью такого лица к муниципальной службе является включение его в перечень должностных лиц органа местного самоуправления, отраженных в уставе муниципального образования, а также получение денежного вознаграждения за свою работу из бюджета этого органа.

Признаки субъекта должностного подлога являются главным критерием разграничения данного преступления и подделки документов, предусмотренной ст. 327 УК. При отсутствии данных признаков уголовная ответственность наступает по ст. 327 УК РФ. Однако сказанное не означает принижения важности установления признаков специального субъекта подлога документов. Правильная квалификация подлогов документов требует точного соответствия всех фактических свойств (сторон) деяния с законодательно определенными признаками состава преступления.

Следует учитывать, что, если в результате служебного подлога, совер­шенного должностным лицом, будут существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций, общества, государства, то содеянное надлежит квалифицировать только по ст. 285 УК. Если рассматриваемые действия совершаются лицом, не являющимся должностным, то квалифицировать его деяния следует по ст. 327 УК РФ.

Если служебный подлог совершается с целью похитить чужое имущество или для сокрытия совершенного хищения, то действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 292 и по статьям, предусматривающим ответственность за хищение. Точно также по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 182 УК).

Часть вторая – те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – законодатель относит к категории преступлений средней тяжести.

Объективная сторона выражается в ряде деяний, перечисленных в части первой, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государств.

По конструкции состав преступления материальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив и цели различные.

Субъект – специальный: должностное лицо либо государственный служащий.

Ст. 2921. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

Незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должност­ным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заве­домо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести, а по части второй за не исполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, – к менее тяжким.

Общественная опасность данного деяния выражается в том, что данный вид преступных действий способствует незаконной миграции, подготовке ряда тяжких преступлений, наносит вред авторитету власти.

До появления состава преступления, описанного в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, подобные действия квалифицировались по ст. 292 УК РФ (Служебный подлог). К примеру, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 290 и ст. 292 УК РФ, привлекалась к уголовной ответственности гражданка К. — инспектор по паспортной работе паспортно-визовой службы ОВД Дзержинского района г. Оренбурга. Выполняя просьбу Ч. о получении гражданства РФ, а также паспорта нового образца и используя ложные сведения о проживании Ч., она подготовила документы на восстановление Ч. в гражданстве РФ. На основании этих документов паспортно-визовым отделом УВД по Оренбургской области было составлено заключение о восстановлении Ч. в гражданстве РФ, в результате чего ему был выдан паспорт гражданина РФ. За совершение описанных действий К. получила незаконное вознаграждение.

Таким образом, законодатель посчитал необходимым выделить в самостоятельный состав преступления специальную разновидность служебного подлога, указав в ст. 292 УК РФ, что она подлежит применению при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

Из анализа Пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что предлагаемые его авторами изменения направлены на повышение эффективности профилактических мероприятий в сфере борьбы с терроризмом и усиление наказания лицам, способствовавшим своими действиями (бездействием) совершению преступлений.

В ч. 1 ст. 292.1 УК РФ предусматривается ответственность за незаконную выдачу должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Непосредственный объект – охраняемые, общественные отношения по поводу соблюдения установленного порядка получения гражданства РФ, т.е. общественные отношения, складывающиеся е сфере осуществления служебной деятельности лицами, в компетенцию которых входит решение вопросов о выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства и документов, требуемых для приобретения гражданства РФ.

Предметы преступления — паспорт гражданина РФ или документы, необходимые для приобретения гражданства РФ.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.97 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской федерации на территории Российской Федерации» (далее — Указ № 232) паспорт гражданина РФ — это основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Он был введен в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ.

Во исполнение этого Указа Правительство РФ 08.07.97 приняло постановление № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее — Положение о паспорте). Кроме того, приказом МВД РФ от 28.12.2006 1105 утвержден административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

В п. 1 Положения о паспорте, во-первых, еще раз подчеркивается статус паспорта гражданина РФ, установленный в Указе № 232. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Помимо этого в п. 1-3 указывается, что бланки паспорта изготавливаются по единому для всей РФ образцу и оформляются на русском языке; образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Федеральной миграционной службой РФ. Во-вторых, в разделе II определяются основания выдачи, замены паспортов и пользования ими. В-третьих, в специальной части приводится подробное описание бланка паспорта.

На основании ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — ФЗ № 62) документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Так, в ст. 7 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — ФЗ № 114) к числу таких документов отнесены паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В ст. 32 и 33 ФЗ № 62 регламентируется общий порядок производства по делам о гражданстве РФ. По вопросам гражданства РФ заинтересованное лицо должно обратиться в специализированные органы с соответствующим заявлением. При этом в ч. 4 ст. 33 ФЗ № 62 отмечается, что форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждаемым Президентом РФ.

В п. 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, введенного в действие Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (далее — Положение о гражданстве), закрепляется, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве РФ, представляется документ, свидетельствующий об этом.

В п. 5 Положения о гражданстве определяется, что вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства РФ, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление, а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора. В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

При этом перечень документов, требуемых для приобретения гражданства РФ, зависит от порядка получения гражданства.

Так, в соответствии со ст. 13 ФЗ № 62 прием в гражданство РФ может осуществляться в общем порядке. При этом в п. 10,11 Положения о гражданстве указывается, что вместе с заявлением должны быть представлены:

1) вид на жительство;

2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

3)документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя;

4) документ, подтверждающий владение заявителем русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной формах в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

- документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 01.09.91 — на территории государства, входившего в состав СССР; после 01.09.91 — на территории РФ; сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории РФ или за рубежом, которому (которой) Министерством образования и науки РФ разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

- документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании;

5) заявитель, являющийся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содей­ст­вия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», также представляет выданное в установленном порядке свидетельство участника Государственной программы. Члены семьи такого заявителя, переселяющиеся совместно с ним на постоянное место жительства в РФ, также представляют копии свидетельства участника Государственной программы.

Кроме того, важно отметить, что по общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке, в частности, при условии, если они проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 01.07 2002 и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства (п. «а» ч. 1 ст. 13Ф31Ф62).

Вместе с тем указанный срок проживания на территории РФ сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;

б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом ( ч. 2 ст. 13ФЗ № 62).

В этом случае наряду с названными документами должны быть предоставлены:

а) лицом, имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;

б) лицом, которому предоставлено политическое убежище на территории РФ, свидетельство о предоставлении ему политического убежища;

в) лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательством РФ, документ, подтверждающий признание его беженцем (п. 11 Положения о гражданстве).

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 13 ФЗ №62, и без представления вида на жительство (ч. 4 ст. 13 ФЗ № 62). Такие лица вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке должны предоставить:

а) ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливаются Министерством обороны РФ;

б) один из перечисленных в п. 10 Положения о гражданстве документов, подтверждающих владение русским языком;

в) обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удо­стоверенной командиром воинской части (п. 12.1 Положения о гражданстве).

В п. 17-21 Положения о гражданстве оговариваются особенности приема в гражданство РФ детей и недееспособных лиц. Так, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или ли­цами без гражданства, принимаются в гражданство РФ на основании ч. 6 ст. 14, ч. 1 ст. 24, ч. 1-4 ст. 25, ч. З. ст. 26, ч. 1-3 ст. 27 ФЗ № 62 по заявлениям этих лиц. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство РФ, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющим гражданство РФ, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем, а также о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, одновременно с опекуном или попечителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ соответственно родителей, одного из родителей либо единственного родителя, опекуна или попечителя. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, находящегося на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, подается руководителем учреж­дения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо. Заяв­ле­ние о приеме в гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — иностранным гражданином, подается обоими усыновителями.

Вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство РФ ребенка, проживающего на территории РФ, представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания);

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ. При приобретении ребенком, проживающим на территории РФ, гражданства РФ на основании ч. 4 ст. 25 ФЗ № 62 к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство РФ. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Наряду с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство РФ ребенка, проживающего за пределами РФ, представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя (при приобретении гражданства на основании п. «а» ч. 6 ст. 14, ч. 2-4 ст. 25 ФЗ № 62);

- документ, удостоверяющий статус лица без гражданства другого родителя (при приобретении гражданства на основании п. «а» ч. 6 ст. 14 и ч. 3 ст. 25 ФЗ № 62);

- документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами РФ; согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство РФ, представляется также письменное согласие другого родителя, имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства РФ (при приеме в гражданство РФ на основании п. «а» ч. 6 ст. 14 ФЗ № 62). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью. При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя предоставляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При восстановлении в гражданстве РФ на основании ст. 15 ФЗ № 62 представляются документы, указанные в п. 10 Положения о гражданстве, а также справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства РФ или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве РФ (п. 22 Положения о гражданстве).

При подаче заявления о приобретении гражданства РФ на основании международных договоров РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию РФ, предоставляются документы, установленные соответствующими международными договорами РФ, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию РФ:

- миграционная карта и отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в РФ;

- подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию РФ с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина) (п. 22.1 Положения о гражданстве).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется действиями, выражающимися: 1) в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства или 2) во внесении заведомо ложных сведений в документы, повлекших незаконное приобретение гражданства РФ. Незаконность выдачи паспорта характеризуется нарушением требований, предъявляемых к порядку выдачи этого документа и закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Внесение заведомо ложных сведений представляет собой различные действия, выражающиеся в подделке документа (например, изменение даты рождения, фамилии, имени, отчества и т. п.). При этом в первом случае преступление признается оконченным с момента выдачи паспорта, а во втором — с момента, когда на основании ложных документов было незаконно приобретено гражданство РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ — это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Субъекты данного преступления — должностное лицо, государственный служащий и служащий органа местного самоуправления. Поня­тие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Государственные служащие — это федеральный государственный служащий (гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета) и государственный гражданский служащий субъекта РФ (гражданин, осуществляющий профессио­нальную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ) (ст. Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»). Для обозначения последнего субъекта рассматриваемого преступления законодатель не совсем обоснованно использует терминологию, которая не соответствует закону. В ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не говорится о служащем органа местного самоуправления, а о муниципальном служащем, которым является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Субъективная сторона данного преступления, исходя из его законодательного описания, характеризуется прямым умыслом. При этом в отличие от служебного подлога обязательным признаком рассматриваемого состава не является наличие корыстной или иной личной заинтересованности

В случае совершения этого деяния должностным лицом за получение взятки требуется квалификация преступлений по совокупности.

В ч. 2 ст. 2921 УК предусматривается ответственность за специальную разновидность халатности (применительно к ответственности должностных лиц), а именно: за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ. Поэтому его субъективная сторона выражается в форме неосторожности. Интересно отметить, что законодатель исключил из числа субъектов этого преступления муниципального служащего.1

Ст. 293. Халатность.

Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части 2 – к средней и по части 3 – к тяжким преступлениям.

Халатность – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо законных интересов общества или государства.

Общественная опасность заключается в том, что в результате халатного исполнения должностным лицом своих обязанностей совершается существенное нарушение охраняемых уголовным законом прав и законных интересов, подрывается авторитет публичной власти и управления.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечи­вающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Дополнительный – права и законные интересы граждан, организаций, учреждений, собственность, экономические интересы и т.п.

Объективная сторона выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей. Состав преступления по своей конструкции – материальный.

Для объективной стороны характерно действие или бездействие должностного лица вследствие невыполнения или ненадлежащего выпол­нения своих обязанностей, небрежное или недобросовестное отношение к службе.

Неисполнение – означает бездействие должностного лица при нали­чии обязанности выполнять определенные функции, вытекающие из его служебного положения.

Ненадлежащее выполнение обязанностей является недобросо­вестное, неполное, несвоевременное, неправильное, неточное их исполнение.

Указанные действия могут быть как неоднократными, систематическими, так и однократными, разовыми. Они, прежде всего, долж­ны определяться пределами служебных функций. Последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов общества или государства составляют, как правило, имущественный ущерб в виде реального уменьшения наличного фонда чужого имущества.

Таким образом, при бездействии должностное лицо не выполняет свои служебные обязанности, не совершает действий, которые оно по долгу службы должно было совершать (не ведет учета поступающих и отпускаемых материальных ценностей, не осуществляет контроль за их движением, не обеспечивает работу подчиненных лиц).

Действие лица образует халатность, когда оно выполняется нерадиво, небрежно, безответственно. Для привлечения к уголовной ответственности за халатность необходимо сочетание двух условий:

1) обязательность должным образом выполнять свои служебные функции;

2) реальная возможность эти функции выполнять.

К объективным факторам обычно относятся внешние условия, в которые поставлено данное должностное лицо (исправность весового хозяйства, наличие транспорта, обеспечение сохранности материальных ценностей и т.п.). Для факторов субъективных характерны личные особенности данного лица (квалификация, опыт работы и т.д.).

Выявленные по делу объективные и субъективные факторы, не позволяющие должным образом выполнять должностному лицу свои служебные обязанности и функции, должны исключать ответственность за халатность.

По конструкции состав преступления – материальный. Здесь требуется наступление крупного ущерба (сумма, превышающая 100 тысяч рублей). Хотя из анализа правоприменительной практики следует вывод, что общественно опасные последствия имеют как материальный, так и нередко нематериальный характер.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. В том и другом случае (небрежности или легкомыслия) необходимо обосновать, что должностное лицо могло не допустить (предотвратить) наступление вредных последствий. Если по делу установлено, что лицо не должно было и не могло предвидеть последствия в форме существенного нарушения законных интересов, состав халатности отсутствует.

Субъект преступления – специальный, должностное лицо.

Квалифицированные составы:

По части второй – то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Этот вид халатности возможен лишь в том случае, когда действие или бездействие лица по службе повлекли по неосторожности смерть или иные тяжкие последствия.

Деяние, повлекшее смерть – в результате халатности можно вменить лицу в ответственность, если:

1) смерть наступила в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом своих должностных функций, т.е. она находится в прямой связи с его деянием;

2) вина лица по отношению к смерти может быть только неосторожной.

Иные тяжкие последствия – это оценочная категория. Они определяются исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела. Они могу выражаться в особо крупном имущественном ущербе, причинении тяжкого вреда здоровью людей, срыве или полной остановке производственного процесса и т.д.

По части третьей – деяние, предусмотренное ч.ч. 2 и 3, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

 

Преступления, связанные со взяточничеством

Современный российский строй многие называют, по мнению Н. Косяковой, криминалократией,1 и такому определению начинаешь верить, видя тенденцию сегодняшней уголовной политики. Мы много говорим о коррупции, шумим о необходимости борьбы с наиболее характерным, опасным и распространенным ее проявлением – взяточничеством. При этом наполовину снижаем наказание за получение взятки, исключаем конфискацию имущества. Одновременно включаем в санкцию альтернативное более мягкое, чем лишение свободы, наказание – штраф, позволяя тем самым взяткополучателю практически откупиться от ответственности.

Ст. 290. Получение взятки.

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, – законодателем отнесено к категории преступлений средней тяжести, а по части второй и третьей – к тяжким, по четвертой – к особо тяжким преступлениям.

Получение взятки – самое тяжкое из анализируемых преступлений. Его особая общественная опасность состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, указанных в законе, органов власти и управления и создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие отдельные сферы деятельности органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления, официальные представители которых совершают преступные посягательства на государственные интересы.

Предмет преступления, как указывает законодатель и Пленум Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., составляют: деньги, ценные бумаги, на момент совершения преступления, не изъятые из обращения, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Выгоды имущественного характера – это оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (путевки, проездные билеты, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ и т.д.), т.е. занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользованием банковскими ссудами.

Безвозмездность получения взятки может быть полной или частичной (получение ценной вещи за бесценок, по минимальной стоимости, чем действительная). Кроме того, приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий на льготных условиях и т.п. – также составляют предмет взятки.

За совершение должностным лицом действий в пользу взяткодателя ему открывают счета в зарубежных банках, приобретают на его имя или его близких людей недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуются престижные выезды в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

В теории уголовного права взятка имеет две формы:

1) Открытая, при которой взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки;

2) Завуалированная, при которой ситуация облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии, хотя работа не выполнялась и для нее не было оснований).

Виды взятки: взятка – подкуп; взятка – вознаграждение и взятка на всякий случай.

Взятка – подкуп – это передача взяткополучателю предмета взятки за совершение в пользу дающего взятку определенных действий либо воздержаться от их совершения.

Взятка – вознаграждение – это передача взяткополучателю предмета взятки за совершенные в пользу взяткодателя определенных действий либо воздержание от их совершения.

Взятка на всякий случай – передача предмета взятки взяткополучателю на предмет его хорошего отношения к взяткодателю, чтобы были благоприятные условия в будущем, за покровительство или попустительство и т.д.

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Использование должностным лицом служебного положения, по мнению Б. Здравомыслова, выражается в одной из трех форм:

1) Действия (бездействия), входящее в круг его служебных полномочий. Суть ее в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, распоряжение денежными средствами и кредитами, взыскания и поощрения, не проведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.);

2) Способствование таким действиям (очевидно, со стороны иных должностных лиц) – использование должностных полномочий в широком смысле слова, т.е. возможностей воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг и т.п.);

3) Общее покровительство или попустительство по службе – это способ злоупотребления служебными полномочиями составит признак данного преступления, если покровительство (или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии и другие поощрения, продвижение по службе, отпуск конкретным организациям и фирмам дефицитных товаров и т.п.).1

Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостачи материальных ценностей, не реагирование на правонарушения, прогулы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.).

Состав преступления по своей конструкции – формальный. Преступление считается оконченным с момента получения должностным лицом хотя бы части взятки. Пленум Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. считает состав преступления оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Случаи взятки-благодарности необходимо отличать от взятки – на всякий случай или за покровительство. Здесь, по мнению Б.В. Волженкина: «Когда вознаграждение передается должностному лицу за его правомерное и не обусловленное вознаграждением действие (бездействие) в размере не превышающим 5 МРОТ, такое вознаграждение в силу ст. 575 ГК РФ должно считаться обычным подарком, а не взяткой».2

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В законе корыстный мотив не указан как обязательный субъективный признак, но по сути данного преступления он является таковым.

Субъект преступления, как считает вышеназванный Пленум Верховного Суда РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Пленум дает предметное толкование всех видов субъекта получения взятки. Так, к представителям власти – следует отнести лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом, использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены действия, связанные с незаслуженным поощрением, необоснованным внеочередным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует отнести непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, не реагирование на его неправомерные действия.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от форм собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получе­ния ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по ст. 204 УК РФ.

Квалифицированные составы:

По части второй – получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за деяния, которые сами по себе являются незаконными и должны быть пресечены. Суть этого признака может выражаться двояко:

- взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие преступление;

- за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, сокрытие преступления и др.).

В первой ситуации содеянное охватывается составом ч. 2 ст. 290 УК РФ и дополнительной квалификации не требуется. Во второй – налицо совокупность преступлений.

По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно большим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а, следовательно, и большей ответственностью.

По части четвертой – деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- с вымогательством взятки;

- в крупном размере (превышающий 150 тысяч рублей).

Выше названный Пленум считает, что взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовало два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения.

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными лицами, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ, как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных ст. 204, 290 и 291 УК РФ.

Дача либо получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого результата, а равно дача взятки группе должностных лиц, совершаю­щих преступление по предварительному сговору или в составе организованной группы, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе – следует проверять, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признака неоднократности такие действия следует квалифицировать как продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291 УК РФ. Равным образом при отсутствии признака неоднократности систематическое получение указанных ценностей в виде взятки подлежит квалификации по ч. 1 ст. 290 УК РФ, а при наличии к тому оснований – по ч.ч. 3 или 4 той же статьи.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Крупным размером законодатель считает сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Пленум разъясняет также некоторые моменты. Так, ответственность за дачу и получение взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях – содеянное деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений: ч. 2 ст. 290 и соответствующей статье УК РФ.

Получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намеривалось этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалась передать взятку.

Следует считать, что субъектом провокации взятки может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки переда­чи денег или иных материальных ценностей. Решая вопрос о наличии состава данного преступления, суду надлежит проверять, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки. При отсутствии такой договоренности и отка­зе принять предмет взятки лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, подлежит ответственности по ст. 304 УК РФ.

Не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки. Если провокация взятки совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 УК РФ.

Ст. 291. Дача взятки.

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по ч. 2 – к тяжким преступлениям.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что способствует расширению коррупции в стране и подрывает авторитет публичной власти.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Предметом деяния являются: деньги, ценные бумаги и иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона преступления выражается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника.

Состав преступления по своей конструкции – формальный. Сам факт дачи взятки (хотя бы ее части) образует оконченный состав преступления. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности как соучастия в соответствующем преступлении, если эти последствия охватывались или должны были охватываться умышленной или неосторожной виной или двумя формами вины. Если же предполагаемая взятка не была принята, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки (ст. 30 и 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что незаконно вручает должностному лицу или через посредника взятку за выполнение или невыполнение им в своих интересах или интересах представляемых им лиц какого-либо действия, и желает, чтобы должностное лицо приняло взятку, а затем совершит в пользу взяткодателя определенные действия или воздержится от их совершения.

Мотив и цель, как правило, корыстные, но не являются обязательными признаками и на квалификацию не влияют.

Субъект преступления: физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лицо, передавшее по поручению, может быть привлечено к уголовной ответственности только в том случае, если ему заведомо известно о том, что оно участвует во взяточничестве.

Квалифицированный состав – дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие).

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) – понимается двояко:

1) Взятка может даваться за неправомерные, но не преступные действия (за сокрытие прогулов, брака, получения чего-либо вне очереди, на что взяткодатель не имеет права). Такие действия охватываются полностью ч. 2 ст. 291 УК РФ;

2) Если взятка дается за совершение преступных действий (служебный подлог, не передачи материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы и т.д.) содеянное образует совокупность преступлений: дача взятки и соучастие в преступлении, совершенном за взятку взяткополучателем.

Основания освобождения от уголовной ответственности:

1. Если в отношении взяткодателя взяткополучатель проявил вымогательство. Здесь речь идет лишь о законных действия (например, получение квартиры без постановки на очередь). Если же действия носят незаконный характер (прекратить уголовное дело), – это не освобождает взяткодателя от уголовной ответственности.

2. Добровольное заявление им было сделано о факте дачи взятки и заключается в сообщении об этом в органы власти, имеющими право возбуждать уголовное дело, по собственной инициативе, добровольно, без всякого внешнего принуждения и воздействия со стороны органа, имеющего право возбуждать уголовное дело.

Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных ему в виде взятки.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.