Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.
Особенностью данного деяния является присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Характер общественной опасности этого деяния определяется не формальным признаком (наличие у виновного форменной одежды, документа), а именно действиями виновного как представителя власти или иного должностного лица, т.е. фактическим осуществлением должностных полномочий либо совершением каких бы то ни было противоправных действий путем использования звания должностного лица.
Непосредственный объект преступления составляет совокупность общественных отношений, регулирующих интересы государственной службы и местного самоуправления, их авторитет, т.е. это преступление посягает на законный порядок служебной деятельности должностных лиц, на общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прав и законных интересов граждан или организаций и авторитет публичной власти.
Дополнительным объектом могут быть – законные права и интересы граждан или организаций.
Объективная сторона преступления выражается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Присвоить – значит завладеть, самовольно взять в свою собственность. Временный разрыв, как считает Н. Егорова, между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен: фактическое совершение действий, которые вправе совершать только должностные лица, и означает присвоение полномочий этого должностного лица. Здесь виновный совершает действия, которые при совершении должностным лицом могут содержать признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). В отличие от должностного злоупотребления, присвоение полномочий должностного лица возможно только в форме активных действий. По сравнению с собственно должностным злоупотреблением присвоение полномочий должностного лица характеризуется большим разнообразием действий. Все они охватываются ст. 288 УК РФ.
Если присвоение полномочий должностного лица сопряжено с действиями, не образующими состава злоупотребления должностными полномочиями, например с хищением, в этом случае квалификация должна быть по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и статьями, предусмотренными гл. 21 УК РФ.
Если виновный предварительно фальсифицирует документацию (удостоверение, приказ о назначении на должность), создавая видимость юридической основы своей «должностной» деятельности, его действия образуют также состав служебного подлога (ст. 292 УК РФ). Использование виновным заведомо подложного документа, который он сам не изготовлял, дополнительно квалифицируется по ч. 3 ст. 327 УК РФ; похищение или сокрытие официального документа для его последующего использования, а равно уничтожение или повреждение официальных документов – по ст. 325 УК РФ.
Не имеет значения, действует ли виновный за конкретное должностное лицо государственного органа или органа самоуправления или осуществляет полномочия должностного лица независимо от их принадлежности должностному лицу. Тем не менее, эти полномочия должны быть «ограничены» компетенцией должностных лиц того же ведомства (например, подведомственных государственных или муниципальных учреждений).
Присваиваемые должностные полномочия – это только указанные в примечании к ст. 285 УК РФ в п. 1 функции представителя власти, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные. Не образует состава рассматриваемого преступления присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. То же необходимо сказать и о действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который самовольно присваивает полномочия другого служащего, не являющегося должностным лицом.
Присвоение полномочий должностного лица должно быть сопряжено с совершением в связи с этим действий, которые повлекли последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Свойственное данному преступлению общественно опасное деяние может быть выражено только в форме действия – принятие на себя должностных функций ради «чистого» бездействия бессмысленно, да и не возможно. При этом действия виновного должны совершаться «вопреки интересам службы», т.е. присвоенные полномочия должностного лица должны использоваться во вред интересам организации, граждан, общества или государства. Иначе, если служащий выполняет чужие должностные обязанности, но в строгом соответствии с законодательством, его деятельность не является общественно опасной, так как не может причинить никакого вреда.
И так, присвоение полномочий возможно в двух случаях:
1. Когда государственный служащий выдает себя за должностное лицо;
2. Когда служащий, не называя таковым, по существу берется за выполнение функций должностного лица.
В отличие от последствий злоупотребления должностными полномочиями, последствиями присвоения полномочий должностного лица может быть существенное нарушение прав и законных интересов только граждан или организаций (за рамками диспозиции остается авторитет публичной власти).
Состав преступления по своей конструкции – материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель в законе не предусмотрены и они не влияют на квалификацию.
Субъектом преступления может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом и присвоивший полномочия должностного лица.
Нет состава присвоения полномочий должностного лица в действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который по ошибке, или вследствие незнания, неопытности вышел «за рамки» собственных прав и совершил действия, входящие в компетенцию должностного лица.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.