Ст. 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.

Право на свободный труд в России (ст. 37 Конституции РФ) ограничено для государственных или муниципальных служащих, являющихся должностными лицами. Им разрешена только педагогическая, научная и иная творческая деятельность.

Это специальный вид злоупотребления должностными полномочиями. Лицо является в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Если же они не связаны, по смыслу этой статьи – занятие предпринимательской деятельностью должностного лица – возможно.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что оно затрагивает не только деятельность государственных и муниципальных органов, но и нормальное функционирование экономической сферы.

Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие и охраняющие интересы государственной службы, нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Объективная сторона преступления выражается в двух различных действиях:

1) должностное лицо вопреки запрету, установленному законом, учредило организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность;

2) должностное лицо вопреки запрету, установленному законом, участвует в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если эти деяния связаны с представлением:

а) такой организации льгот и преимуществ;

б) с покровительством в иной форме.

Состав преступления по своей конструкции – формальный.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности, совершенное должностным лицом за вознаграждение в виде оплаты его труда в коммерческой организации, должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.

Мотив и цель не предусмотрены, хотя на практике они чаще всего корыстные побуждения.

Субъект преступления – специальный, должностное лицо. К рядовым служащим при совершении таких же действий может быть применена ст. 288 УК РФ.

Ст. 292. Служебный подлог.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.

В России за год совершается 4-5 тысяч служебных (должностных) подлогов. Это опасное явление, поскольку такие подлоги представляют универсальный способ совершения различных преступлений: хищений и злоупотреблений должностными полномочиями, уклонений от уплаты налогов, преступлений против правосудия и т.д.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с официальными документами, а также государственный и общественный интерес.

Предмет – официальные документы. Хотя, по выражению А. Рарога и Л. Букалеровой, приведенная норма не охватывает значительного объема информресурсов.1

Документ – это специально изготовленный в результате целенаправленной волевой деятельности человека предмет материального мира, который посредством системы условных знаков (символов, обоз­начений, сигналов) удостоверяет своим содержанием факты и события, имеющие юридическое значение.

Официальный документ – материальный носитель информации, письменные акты, дискеты, выдаваемые государственными органами и органами местного самоуправления, предоставляющие права или освобождающие от обязанности, удостоверяющие факты и события, которые имеют юридическое значение и определенные правовые последствия в виде возникновения, изменения или отмены правоотношений.

Обычно официальный документ имеет определенную форму, реквизиты и должен издаваться в соответствии с установленной процедурой. Он содержит информацию о том, кто его создал (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица), кому адресуется документ, чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.). Важное значение имеет регистрация данного документа. Официальные документы регистрируются в журналах исходящей и входящей корреспонденции, в специальных книгах, с помощью отрывного талона, корешка, в необходимых случаях в делах остаются копии. Особые требования в ряде случаев предъявляются к месту регистрации, местонахождению и срокам хранения копий документов или учетной документации.

Документ в широком уголовно-правовом смысле может существовать в виде кино-, видео-, магнитофонной, компьютерной записи, зафиксирован с помощью соответствующих носителей информации. Однако официальный документ должен быть доступен его пользователю, распознаваем (расшифрован), идентифицирован.

В соответствии с ФЗ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном российским законодательством. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Причем сила такой подписи признается при наличии в системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи.

Круг официальных документов, являющихся предметом служебного подлога, ограничивается документацией, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, различных военизированных подразделений и формирований. Это вытекает из особенностей субъекта служебного подлога. Соответственно этому, различные документы, исходящие от негосударственных предприятий, коммерческих или иных организаций могут быть предметом подлога лишь тогда, когда они поступили и находятся в обороте соответствующего органа, в котором субъект подлога занимает определенную должность. Сообразуясь с этим положением, следует признать предметом служебного подлога также и различные частные документы (заявления, соглашения, расписки и т.п.), если они находятся в ведении соответствующего государственного органа или учреждения.

Объективная сторона преступления выражается в действиях:

а) внесения в официальный документ при сохранении его основных признаков и реквизитов заведомо ложных сведений (например, завышение показателей выполненных работ), не соответствующих действительности (хотя часть сведений может быть и правдивой);

б) внесение в официальный (подлинный) документ исправлений, искажающих его действительное содержание (путем подчистки, дописки, подтирки и др.). Важно установить, что указанные действия были совершены лицом с использованием своего служебного положения.

В научной литературе выделяются два вида служебного подлога по способу его совершения – интеллектуальный, состоящий во внесении ложных сведений, и материальный, заключающийся в физическом воздействии на документ путем подчисток, вытравления текста, вклеивания, использования компьютера и т.п.

По своей конструкции состав преступления – формальный. Внесе­ние в документ заведомо ложной информации или каких-либо исправлений образует оконченный состав преступления. Дальнейшее использование фальсифицированного документа, направление его в ту или иную инстанцию лежит за пределами состава преступления и, как правило, требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 292 и 327 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины и наличием корыстной или иной личной заинтересованностью.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного извлечь из подлога документов какую-либо имущественную выгоду, незаконное безвозмездное изъятие имущества или денежных средств в свою собственность, получение материальных льгот, ссуды, беспроцентного кредита, освобождение от имущественных обязательств и т.д.

Иная личная заинтересованность предполагает широкий диапазон мотивов субъекта служебного подлога, которые могут быть выражены в карьеристских побуждениях, тщеславии, протекционизме, семейственности, мести, стремлениях скрыть неблагополучное состояние дел, приятельских соображениях, желании получить выгоды и преимущества для других лиц и т.д.

Субъект преступления – специальный: должностное лицо; государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностным лицом (ответственность 16 лет).

К должностным лицам относятся соответствующие работники (служащие) только государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, воинских подразделений и формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

При определении указанных лиц следует, прежде всего, исходить из понятия государственный служащий, предусмотренного в ст. 3 ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации. Принадлежность лица к государственным служащим определяется на основании Реестра государственных должностей в Российской Федерации.

Муниципальными служащими в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются те, кто служит на должностях в органах местного самоуправления. Обязательной принадлежностью такого лица к муниципальной службе является включение его в перечень должностных лиц органа местного самоуправления, отраженных в уставе муниципального образования, а также получение денежного вознаграждения за свою работу из бюджета этого органа.

Признаки субъекта должностного подлога являются главным критерием разграничения данного преступления и подделки документов, предусмотренной ст. 327 УК. При отсутствии данных признаков уголовная ответственность наступает по ст. 327 УК РФ. Однако сказанное не означает принижения важности установления признаков специального субъекта подлога документов. Правильная квалификация подлогов документов требует точного соответствия всех фактических свойств (сторон) деяния с законодательно определенными признаками состава преступления.

Следует учитывать, что, если в результате служебного подлога, совер­шенного должностным лицом, будут существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций, общества, государства, то содеянное надлежит квалифицировать только по ст. 285 УК. Если рассматриваемые действия совершаются лицом, не являющимся должностным, то квалифицировать его деяния следует по ст. 327 УК РФ.

Если служебный подлог совершается с целью похитить чужое имущество или для сокрытия совершенного хищения, то действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 292 и по статьям, предусматривающим ответственность за хищение. Точно также по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 182 УК).

Часть вторая – те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – законодатель относит к категории преступлений средней тяжести.

Объективная сторона выражается в ряде деяний, перечисленных в части первой, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государств.

По конструкции состав преступления материальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив и цели различные.

Субъект – специальный: должностное лицо либо государственный служащий.

Ст. 2921. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

Незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должност­ным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заве­домо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести, а по части второй за не исполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, – к менее тяжким.

Общественная опасность данного деяния выражается в том, что данный вид преступных действий способствует незаконной миграции, подготовке ряда тяжких преступлений, наносит вред авторитету власти.

До появления состава преступления, описанного в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, подобные действия квалифицировались по ст. 292 УК РФ (Служебный подлог). К примеру, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 290 и ст. 292 УК РФ, привлекалась к уголовной ответственности гражданка К. — инспектор по паспортной работе паспортно-визовой службы ОВД Дзержинского района г. Оренбурга. Выполняя просьбу Ч. о получении гражданства РФ, а также паспорта нового образца и используя ложные сведения о проживании Ч., она подготовила документы на восстановление Ч. в гражданстве РФ. На основании этих документов паспортно-визовым отделом УВД по Оренбургской области было составлено заключение о восстановлении Ч. в гражданстве РФ, в результате чего ему был выдан паспорт гражданина РФ. За совершение описанных действий К. получила незаконное вознаграждение.

Таким образом, законодатель посчитал необходимым выделить в самостоятельный состав преступления специальную разновидность служебного подлога, указав в ст. 292 УК РФ, что она подлежит применению при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

Из анализа Пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что предлагаемые его авторами изменения направлены на повышение эффективности профилактических мероприятий в сфере борьбы с терроризмом и усиление наказания лицам, способствовавшим своими действиями (бездействием) совершению преступлений.

В ч. 1 ст. 292.1 УК РФ предусматривается ответственность за незаконную выдачу должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Непосредственный объект – охраняемые, общественные отношения по поводу соблюдения установленного порядка получения гражданства РФ, т.е. общественные отношения, складывающиеся е сфере осуществления служебной деятельности лицами, в компетенцию которых входит решение вопросов о выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства и документов, требуемых для приобретения гражданства РФ.

Предметы преступления — паспорт гражданина РФ или документы, необходимые для приобретения гражданства РФ.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.97 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской федерации на территории Российской Федерации» (далее — Указ № 232) паспорт гражданина РФ — это основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ. Он был введен в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ.

Во исполнение этого Указа Правительство РФ 08.07.97 приняло постановление № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее — Положение о паспорте). Кроме того, приказом МВД РФ от 28.12.2006 1105 утвержден административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

В п. 1 Положения о паспорте, во-первых, еще раз подчеркивается статус паспорта гражданина РФ, установленный в Указе № 232. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Помимо этого в п. 1-3 указывается, что бланки паспорта изготавливаются по единому для всей РФ образцу и оформляются на русском языке; образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Федеральной миграционной службой РФ. Во-вторых, в разделе II определяются основания выдачи, замены паспортов и пользования ими. В-третьих, в специальной части приводится подробное описание бланка паспорта.

На основании ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — ФЗ № 62) документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Так, в ст. 7 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — ФЗ № 114) к числу таких документов отнесены паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В ст. 32 и 33 ФЗ № 62 регламентируется общий порядок производства по делам о гражданстве РФ. По вопросам гражданства РФ заинтересованное лицо должно обратиться в специализированные органы с соответствующим заявлением. При этом в ч. 4 ст. 33 ФЗ № 62 отмечается, что форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждаемым Президентом РФ.

В п. 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, введенного в действие Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (далее — Положение о гражданстве), закрепляется, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве РФ, представляется документ, свидетельствующий об этом.

В п. 5 Положения о гражданстве определяется, что вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства РФ, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление, а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора. В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

При этом перечень документов, требуемых для приобретения гражданства РФ, зависит от порядка получения гражданства.

Так, в соответствии со ст. 13 ФЗ № 62 прием в гражданство РФ может осуществляться в общем порядке. При этом в п. 10,11 Положения о гражданстве указывается, что вместе с заявлением должны быть представлены:

1) вид на жительство;

2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

3)документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя;

4) документ, подтверждающий владение заявителем русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной формах в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

- документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 01.09.91 — на территории государства, входившего в состав СССР; после 01.09.91 — на территории РФ; сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории РФ или за рубежом, которому (которой) Министерством образования и науки РФ разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

- документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании;

5) заявитель, являющийся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содей­ст­вия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», также представляет выданное в установленном порядке свидетельство участника Государственной программы. Члены семьи такого заявителя, переселяющиеся совместно с ним на постоянное место жительства в РФ, также представляют копии свидетельства участника Государственной программы.

Кроме того, важно отметить, что по общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке, в частности, при условии, если они проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 01.07 2002 и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства (п. «а» ч. 1 ст. 13Ф31Ф62).

Вместе с тем указанный срок проживания на территории РФ сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;

б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом ( ч. 2 ст. 13ФЗ № 62).

В этом случае наряду с названными документами должны быть предоставлены:

а) лицом, имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;

б) лицом, которому предоставлено политическое убежище на территории РФ, свидетельство о предоставлении ему политического убежища;

в) лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательством РФ, документ, подтверждающий признание его беженцем (п. 11 Положения о гражданстве).

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 13 ФЗ №62, и без представления вида на жительство (ч. 4 ст. 13 ФЗ № 62). Такие лица вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке должны предоставить:

а) ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливаются Министерством обороны РФ;

б) один из перечисленных в п. 10 Положения о гражданстве документов, подтверждающих владение русским языком;

в) обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удо­стоверенной командиром воинской части (п. 12.1 Положения о гражданстве).

В п. 17-21 Положения о гражданстве оговариваются особенности приема в гражданство РФ детей и недееспособных лиц. Так, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или ли­цами без гражданства, принимаются в гражданство РФ на основании ч. 6 ст. 14, ч. 1 ст. 24, ч. 1-4 ст. 25, ч. З. ст. 26, ч. 1-3 ст. 27 ФЗ № 62 по заявлениям этих лиц. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство РФ, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющим гражданство РФ, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем, а также о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, одновременно с опекуном или попечителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ соответственно родителей, одного из родителей либо единственного родителя, опекуна или попечителя. Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, находящегося на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, подается руководителем учреж­дения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо. Заяв­ле­ние о приеме в гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — иностранным гражданином, подается обоими усыновителями.

Вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство РФ ребенка, проживающего на территории РФ, представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания);

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ. При приобретении ребенком, проживающим на территории РФ, гражданства РФ на основании ч. 4 ст. 25 ФЗ № 62 к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство РФ. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Наряду с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство РФ ребенка, проживающего за пределами РФ, представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя (при приобретении гражданства на основании п. «а» ч. 6 ст. 14, ч. 2-4 ст. 25 ФЗ № 62);

- документ, удостоверяющий статус лица без гражданства другого родителя (при приобретении гражданства на основании п. «а» ч. 6 ст. 14 и ч. 3 ст. 25 ФЗ № 62);

- документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами РФ; согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство РФ, представляется также письменное согласие другого родителя, имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства РФ (при приеме в гражданство РФ на основании п. «а» ч. 6 ст. 14 ФЗ № 62). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью. При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя предоставляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При восстановлении в гражданстве РФ на основании ст. 15 ФЗ № 62 представляются документы, указанные в п. 10 Положения о гражданстве, а также справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства РФ или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве РФ (п. 22 Положения о гражданстве).

При подаче заявления о приобретении гражданства РФ на основании международных договоров РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию РФ, предоставляются документы, установленные соответствующими международными договорами РФ, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию РФ:

- миграционная карта и отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в РФ;

- подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию РФ с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина) (п. 22.1 Положения о гражданстве).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется действиями, выражающимися: 1) в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства или 2) во внесении заведомо ложных сведений в документы, повлекших незаконное приобретение гражданства РФ. Незаконность выдачи паспорта характеризуется нарушением требований, предъявляемых к порядку выдачи этого документа и закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Внесение заведомо ложных сведений представляет собой различные действия, выражающиеся в подделке документа (например, изменение даты рождения, фамилии, имени, отчества и т. п.). При этом в первом случае преступление признается оконченным с момента выдачи паспорта, а во втором — с момента, когда на основании ложных документов было незаконно приобретено гражданство РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ — это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Субъекты данного преступления — должностное лицо, государственный служащий и служащий органа местного самоуправления. Поня­тие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Государственные служащие — это федеральный государственный служащий (гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета) и государственный гражданский служащий субъекта РФ (гражданин, осуществляющий профессио­нальную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ) (ст. Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»). Для обозначения последнего субъекта рассматриваемого преступления законодатель не совсем обоснованно использует терминологию, которая не соответствует закону. В ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не говорится о служащем органа местного самоуправления, а о муниципальном служащем, которым является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Субъективная сторона данного преступления, исходя из его законодательного описания, характеризуется прямым умыслом. При этом в отличие от служебного подлога обязательным признаком рассматриваемого состава не является наличие корыстной или иной личной заинтересованности

В случае совершения этого деяния должностным лицом за получение взятки требуется квалификация преступлений по совокупности.

В ч. 2 ст. 2921 УК предусматривается ответственность за специальную разновидность халатности (применительно к ответственности должностных лиц), а именно: за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ. Поэтому его субъективная сторона выражается в форме неосторожности. Интересно отметить, что законодатель исключил из числа субъектов этого преступления муниципального служащего.1

Ст. 293. Халатность.

Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части 2 – к средней и по части 3 – к тяжким преступлениям.

Халатность – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо законных интересов общества или государства.

Общественная опасность заключается в том, что в результате халатного исполнения должностным лицом своих обязанностей совершается существенное нарушение охраняемых уголовным законом прав и законных интересов, подрывается авторитет публичной власти и управления.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечи­вающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Дополнительный – права и законные интересы граждан, организаций, учреждений, собственность, экономические интересы и т.п.

Объективная сторона выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей. Состав преступления по своей конструкции – материальный.

Для объективной стороны характерно действие или бездействие должностного лица вследствие невыполнения или ненадлежащего выпол­нения своих обязанностей, небрежное или недобросовестное отношение к службе.

Неисполнение – означает бездействие должностного лица при нали­чии обязанности выполнять определенные функции, вытекающие из его служебного положения.

Ненадлежащее выполнение обязанностей является недобросо­вестное, неполное, несвоевременное, неправильное, неточное их исполнение.

Указанные действия могут быть как неоднократными, систематическими, так и однократными, разовыми. Они, прежде всего, долж­ны определяться пределами служебных функций. Последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов общества или государства составляют, как правило, имущественный ущерб в виде реального уменьшения наличного фонда чужого имущества.

Таким образом, при бездействии должностное лицо не выполняет свои служебные обязанности, не совершает действий, которые оно по долгу службы должно было совершать (не ведет учета поступающих и отпускаемых материальных ценностей, не осуществляет контроль за их движением, не обеспечивает работу подчиненных лиц).

Действие лица образует халатность, когда оно выполняется нерадиво, небрежно, безответственно. Для привлечения к уголовной ответственности за халатность необходимо сочетание двух условий:

1) обязательность должным образом выполнять свои служебные функции;

2) реальная возможность эти функции выполнять.

К объективным факторам обычно относятся внешние условия, в которые поставлено данное должностное лицо (исправность весового хозяйства, наличие транспорта, обеспечение сохранности материальных ценностей и т.п.). Для факторов субъективных характерны личные особенности данного лица (квалификация, опыт работы и т.д.).

Выявленные по делу объективные и субъективные факторы, не позволяющие должным образом выполнять должностному лицу свои служебные обязанности и функции, должны исключать ответственность за халатность.

По конструкции состав преступления – материальный. Здесь требуется наступление крупного ущерба (сумма, превышающая 100 тысяч рублей). Хотя из анализа правоприменительной практики следует вывод, что общественно опасные последствия имеют как материальный, так и нередко нематериальный характер.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. В том и другом случае (небрежности или легкомыслия) необходимо обосновать, что должностное лицо могло не допустить (предотвратить) наступление вредных последствий. Если по делу установлено, что лицо не должно было и не могло предвидеть последствия в форме существенного нарушения законных интересов, состав халатности отсутствует.

Субъект преступления – специальный, должностное лицо.

Квалифицированные составы:

По части второй – то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Этот вид халатности возможен лишь в том случае, когда действие или бездействие лица по службе повлекли по неосторожности смерть или иные тяжкие последствия.

Деяние, повлекшее смерть – в результате халатности можно вменить лицу в ответственность, если:

1) смерть наступила в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом своих должностных функций, т.е. она находится в прямой связи с его деянием;

2) вина лица по отношению к смерти может быть только неосторожной.

Иные тяжкие последствия – это оценочная категория. Они определяются исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела. Они могу выражаться в особо крупном имущественном ущербе, причинении тяжкого вреда здоровью людей, срыве или полной остановке производственного процесса и т.д.

По части третьей – деяние, предусмотренное ч.ч. 2 и 3, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

 

Характеристика преступлений, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями и превышениями должностных полномочий

Дата: 2019-05-29, просмотров: 237.