Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – законодателем отнесено к категории преступлений средней тяжести, а по ч.2 и 3 – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность – проявляется в том, что одним из важных последствий проводимых реформ стало предоставление большой свободы представителям власти и хозяйствующим субъектам, которые нередко используют предоставленные права во вред гражданам, организациям, обществу или государству. В результате совершения данного преступления нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.
Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие и поддерживающие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также законные интересы граждан, организаций, общества или государства.
Дополнительным может быть: жизнь, здоровье, собственность и т.д.
Многие годы считалось, что предметом злоупотребления могут быть только субъективные права, такие, как право собственности и другие частные права (т.е. такие права, которые давали своим обладателям возможность оценки или права выбора при их осуществлении, защищая подобным образом свои возможные интересы от других лиц). Однако вслед за развитием теории злоупотребления правами в частном праве возникли проблемы, связанные со злоупотреблением полномочиями со стороны государства и его органов. В дальнейшем вопросы злоупотребления властными полномочиями приобрели не меньшую актуальность, чем злоупотребления субъективными правами в частном праве. Как субъективные права в частном праве, юридические полномочия допускают определенную свободу их осуществления (усмотрения), оставляя простор для различных злоупотреблений. Это способствует извращению или уходу от предписанных законом целей. Данный вид злоупотребления правом является наиболее опасным, так как дискредитирует государственную власть в глазах народа.
Объективная сторона преступления может выражаться в действиях или бездействии. Как считает В. Тюменев, злоупотребление субъективным правом (должностными полномочиями) проявляется в действиях, которые, хотя и не выходят по внешним признакам за границы субъективного права (должностного полномочия), однако прямо противоречат той цели, которую заложил законодатель при принятии данной нормы, а также объективно ущемляют права, свободы и законные интересы других лиц. Иначе говоря, здесь использование должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к существенному нарушению прав и законных интересов.1
Еще древнеримские юристы утверждали: «Male enim jure nostro uti non demus» («Нельзя во зло употреблять наше право»), «Summum jus, summa inuria» («Слишком много прав приводит к большему злу»). Эти юридические постулаты служили правовыми ограничениями в Древнем Риме в земельных отношениях, в семейных, наследственных, обязательственных, в отношениях собственности и т.д.
Состав преступления по своей конструкции – материальный.
Законодатель не дает разъяснения по существенному вреду (существенное нарушение прав и законных интересов). Практика идет по пути определения в основном материального ущерба.
Материальный ущерб, как известно, подразделяется, как считает Б. Здравомыслов, на вред имущественный (в свою очередь, разделяемый на реальный ущерб и упущенную выгоду), личностный (в виде физического вреда) и организационный (остановка производства, серьёзные нарушения правильной его организации и т.д.). Для злоупотребления служебными полномочиями типичен имущественный ущерб. В отношении собственности государственной он выражается чаще всего в виде упущенной выгоды, а в отношении собственности частной преобладает реальный ущерб. Причинение физического вреда личности для данного преступления не всегда характерно.2
Последствия могут выражаться и в серьёзном нарушении работы определенной властной или управленческой структуры или учреждения, предприятия, либо организации. На практике нередко последствия состоят в нарушении важнейших прав граждан (трудовые, право на пенсию, имущественные права и т.п.).
К сожалению, для правоприменительной практики, в приведенных разъяснениях нет по существу ответа на вопрос, каковы же критерии признания нарушения (вреда) существенным. Часть из приведенных положений носит оценочный характер: степень влияния на работу организации, характер и размер материального ущерба (какой именно, имеет ли он размеры, каков объем, денежное выражение и т.д.), число потерпевших. Это же касается и указания на тяжесть физического или имущественного вреда (в чем он должен заключаться, объем, размер), степень морального вреда (находящегося за рамками данного состава вообще установить весьма сложно. Сложно, но уже стали и его устанавливать суды.
Физический вред – это определенная степень тяжести вреда здоровью человека.
Нарушение работы организации (предприятия, учреждения) признается существенным, если оно выражается в приостановлении их работы, прекращении выпуска продукции и т.д.
Критерием существенности нарушения прав человека будет нарушение его основных конституционных прав и свобод.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Цель – корыстная либо иная личная заинтересованность. Обязательным признаком субъективной стороны деяния является мотив: корыстные побуждения.
Корысть – стремления лица получить имущественную выгоду без законного на то основания незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу.
Иная личная заинтересованность – состоит в стремлении виновного извлечь путем пользования должностных полномочий выгоду неимущественного характера. Содержанием ее могут быть протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги, поддержка влиятельных лиц и т.п.
Отсутствие или не доказанность в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности – исключает наличие данного состава преступления.
Субъект преступления – специальный: должностное лицо, отвечающее требованиям, изложенным в примечании к ст. 285 УК; а также лицо, занимающее государственные должности РФ; лица, занимающие государственные должности субъектов РФ; государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (подробно рассматривалось в общей характеристики преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ).
Квалифицированные составы:
По части второй – деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что ограничения и специальные требования, предусмотренные ст. 11 Закона «О государственной службе» на должностных лиц категории «А» не распространяются1 и вряд ли они станут субъектом должностного злоупотребления.
По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие тяжкие последствия.
Тяжкие последствия – это крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, нанесение государству материального ущерба в особо крупном размере (более 100 МРОТ) и т.д.
Ст. 2851. Нецелевое расходование бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.
Нецелевое расходование бюджетных средств – это использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетном ассигновании, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Общественная опасность состоит в том, что в результате совершения преступления нарушается существующий, законный порядок расходования бюджетных средств, это деяние способствует кризисным явлениям в экономике страны и подрывает авторитет государственной власти.
Непосредственный объект – составляют общественные отношения, охраняющие законное и целевое использование расходования бюджетных средств.
Предмет преступления – бюджетные средства, к которым бюджетный кодекс относит денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (субвенции, субсидии, дотации, бюджетные ссуды, минимальные государственные социальные стандарты).
Объективная сторона деяния выражается в расходовании бюджетных средств в крупном размере. Крупный размерзаконодателем определяется как сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Норма бланкетная и требует обращения к бюджетному законодательству.
По своей конструкции состав преступления – материальный.
Субъективная сторона – характеризуется умышленной формой вины, в виде прямого умысла.
Мотив и цель – могут быть самыми различными и не влияют на квалификацию содеянного.
Субъект преступления – специальный: должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ).
Квалифицированный состав – деяние, совершенное:
- группой лиц по предварительному сговору;
- в особо крупном размере.
Особо крупным размером – признается семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Ст. 2852. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.
Общественная опасность выражается в нарушении установленного порядка нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и в подрыве авторитета государственной власти.
Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие целевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Средства государственных внебюджетных фондов – согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения.
Объективная сторона – выражается в действии, выраженном в виде расходования средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере.
Крупный размер – аналогичен как в ст. 2851 УК РФ и равен сумме, превышающей – 1 млн. 500 тысяч рублей.
По конструкции состав преступления – материально-формальный. Здесь расходование должно быть в указанном законодателем размере, но не требуется наступления вредных последствий.
Субъективная сторона – предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла.
Мотивы самые различные и на квалификацию не оказывают влияния.
Цель – обязательный признак, она должна не соответствовать условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность и бюджетам указанных фондов.
Субъект преступления – специальный, т.е. лицо, обладающее признаками должностного лица.
Квалифицированный состав – то же деяние, совершенное:
- группой лиц по предварительному сговору;
- в особо крупном размере (7 млн. 500 тысяч рублей).
Если преступные действия сопровождались подделкой официальных документов – на лицо совокупность со ст. 327 или 292 УК РФ.
По предмету деяния, предусмотренные ст. 2851 и 2852 УК РФ следует отличать от состава преступления предусмотренного ст. 176 УК РФ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 218.