И службы в органах местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления законодателем закреплены в гл. 30 УК РФ и содержат 11 статей. Из 25 составов преступлений – восемь законодателем отнесено к категории небольшой тяжести, в том числе два – не содержат лишения свободы, семь – к средней, девять – к тяжким, одно – к особо тяжким преступлениям.

Уголовный закон относит должностные преступления к наиболее опасным деяниям. За последние годы правоохранительные органы значительно усилили борьбу с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления, особое внимание уделяется должностным злоупотреблениям. В современный период времени, когда укрепляются все ветви власти, строится правовое государство, развивается основа цивилизованной экономики, – важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления.

В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникли во властные структуры, в государственную службу и в органы местного самоуправления. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную деятельность органов власти и управления, подрывающими их авторитет в глазах народа, зачастую срывающих и тормозящих решения важнейших крупномасштабных мероприятий на федеральном либо региональном уровнях. Из года в год растет количество зарегистрированного взяточничества. Так, за 1991-1999 гг. их увеличилось на 171,2 %; коммерческий подкуп возрос только за 1997-1999 гг. на 163 %, Преступления коррупционной направленности возросли с 1997 г. по 2004 г. – в 1,6 раза при из наивысшей степени их латентности. Коррупция получила широкое распространение во всем мире, особенно в России. В документах Совета Европы отмечается, что коррупция представляет серьёзную угрозу верховенства закона, демократии и правам чело­века, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает справедливому функционированию рыночной экономики. Поэтому преступные действия представителей государственной власти и должностных лиц недопустимы и влекут уголовную ответственность.

По мнению профессора Н.И. Ветрова, под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные должностными лицами этого аппарата с использованием своего служебного положения, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию). Профессор Б.В. Здравомыслов дает несколько иное определение, которое по своей сути не отличается от выше приведенного: под этими преступлениями понимаются общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересов службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.1

Преступления гл. 30 УК РФ отличаются от иных преступлений по ряду признаков:

а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами, занимающими государственные должности);

б) их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий;

c) существенно нарушают нормальную деятельность органов власти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения).

Родовой объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную законную деятельность органов власти и управления.

Видовой объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения. Родовой и видовой объекты совпадают.

Непосредственный объект – нормальное законное функционирование того или иного звена в сфере деятельности органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления. В ряде преступлений может быть дополнительный объект: интересы личности, собственность и т.д.

Предмет преступления встречается в отдельных преступлениях: информация (документы, материалы), представляемые Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), взятка (ст. 290 и 291), официальные документы (ст. 292 УК РФ).

Объективная сторона проявляется в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления. Абсолютное большинство преступлений совершается действиями, а бездействием – халатность, злоупотребление должностными полномочиями. Все преступления совершаются с использованием своих служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебным положением, и все они совершаются вопреки (во вред) интересам службы.

Всякое преступление этой главы всегда нарушает определенные правовые установления, хотя применительно к отдельным преступным посягательствам лицо формально может действовать в рамках служебной компетенции. То есть, обязательным признаком объективной стороны преступлений является наличие общественно-опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

По своей конструкции составы преступлений материальные (ст. 285-286, 288, 293) и формальные (ст. 287, 289-291).

Субъективная сторона этой группы преступлений характеризуется умышленной формой вины, кроме халатности, где налицо неосторожность.

Мотивы преступлений, как правило, корыстные. Для некоторых преступлений корыстная или иная личная заинтересованность служит обязательным признаком (например, ст. 285, 290, 292 УК РФ).

Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвоз­мездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например, получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников.

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д.

Цель – указана лишь в п. «а» ч. 3 ст. 287 – сокрытие правонарушений и в ст. 2852 – не соответствующая условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность и бюджетам указанных фондов.

Субъект преступлений – специальный (кроме ст. 288 и 291 УК), т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и наделенные соответствующими полномочиями по службе (должностные лица, лица, занимающие государственные должности, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления).

В примечании к ст. 285 УК РФ определяется 5 видов специального субъекта:

1) должностные лица;

2) лица, занимающие государственные должности, т.е. представители власти;

3) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации;

4) государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они несут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей главы 30 УК РФ);

5) Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями главы 30 в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Применительно к данной главе к числу должностных лиц закон относит лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функии в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Под лицами, занимающими государственные должности РФ – понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ – понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Функции должностного лица.

1. Представители власти – это работники, наделенные правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями) независимо от их ведомственной принадлежности. Причем, к этой категории лиц относятся не только те, которые непосредственно представляют органы законодательной власти, но и представители исполнительной власти (в том числе правоохранительных органов);

2. Организационно-распорядительные функции – это такие, содержание которых составляет руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников. Они могут заключаться в подборе и расстановке кадров, планировании работы, организации труда подчиненных, поддержки трудовой дисциплины. Организационно-распорядительные функции состоят в управлении и распоряжении государственным имуществом и др.

Лица, осуществляющие соответствующие обязанности по специальному полномочию отличаются от других тем, что для выполнения этих обязанностей не требуется замещения должности. Специальные полномочия могут осуществляться только на правовой основе (закон, приказ, распоряжение, положение). К тому же они, как правило, носят разовый характер либо краткосрочный (присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры). Однако фактическое выполнение должностных функций при отсутствии надлежаще оформленного специального полномочия исключает ответственность за преступление, предусмотренное 30 главой УК РФ;

3. Под административно-хозяйственными функциями – понимаются такие, которые состоят в управлении или распоряжении государственным имуществом (в т.ч. функции по определению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организация обслуживания граждан и т.д.). Для признания лица должностным лицом существенное значение имеет содержание и характер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других профессиональные функции (медработники, педагоги всех уровней и т.д.). В одних случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка диагноза, проведение курса лечения и т.п. за незаконное вознаграждение, педагог проводит за дополнительную плату занятие со студентами). В других же случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями: педагог является членом приемной комиссии, врач устанавливает нетрудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом СМК или ОВВК и неосновательно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации не могут быть должностными лицами и отвечать за эти преступления. Во втором случае – являются должностными лицами и несут уголовную ответственность по рассматриваемой группе преступлений.

Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей является основанием для признания его субъектом должностного преступления.

Второй и третий вид субъектов, указанных в примечании к ст. 285 УК РФ, не составляют сложности в уяснении их содержания. В судебной практике более сложным представляет четвертый вид субъектов: это государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от их рангов и служебного положения наделены полномочиями должностного лица), закон указывает два признака:

1. Лицо должно находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления, т.е. заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;

2. Не обладать полномочиями должностного лица.

Не признаются субъектами должностных преступлений лица, выпол­няющие подобные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях. Уголовная ответственность этой категории лиц предусмотрена гл. 23 УК РФ. В юридической литературе традиционно преступления гл. 30 УК РФ классифицируют на два вида:

1) преступления, связанные со злоупотреблениями и превышениями должностными полномочиями (ст. 285-289, 292, 293 УК РФ);

2) преступления, связанные со взяточничеством (ст. 290-291 УК).

 

Характеристика преступлений, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями и превышениями должностных полномочий

Дата: 2019-05-29, просмотров: 244.