Это деяние имеет широкое распространение, тяжкие последствия для жизни и здоровья многих людей, особенно детского возраста, а также для транспортных средств.
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к преступлениям средней тяжести и по части третьей – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность выражается на фоне возрастания транспортных единиц в России и не отвечающим потребностям большинства автомобильных дорог – катастрофически нарастающая гибель и увечье людей в автомобильных авариях при нарастающей среди лиц, управляющих автотранспортом, безрассудства и халатности к соблюдению правил дорожного движения.
Непосредственный объект – общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации средств автомобильного транспорта.
Дополнительный – жизнь и здоровье либо собственность.
Предметом преступления является транспортное средство, т.е. устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем: автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор и иные самоходные машины, мотоцикл и прочие механические транспортные средства, оборудованные самостоятельным автономным двигателем.
Объективная сторона – выражается в нарушении лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; причинении по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и причинной связью между деянием и наступившими последствиями. Диспозиция – бланкетная.
По своей конструкции состав преступления – материальный. Для установления момента окончания преступления важно иметь в виду, что все три признака объективной стороны должны быть налицо.
Другое механическое средство – троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Иные механические средства – это различного рода механизмы, имеющие автономный двигатель и предназначенные для решения различного рода народнохозяйственных задач (комбайн, грейдер, мотороллер и т.д.). Однако, следует помнить, что нарушения правил безопасности дорожного движения на двух или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см. и имеющем максимальную скорость не более 50 км/ч, не подпадают под данную статью (мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками).
Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о преступлениях против личности либо собственности.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.д.
Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные показатели; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может проявиться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки грузов, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.
Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие происшествия.
Содержание тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека ранее были рассмотрены при анализе ст. 111 и 112 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Если по делу будет установлено, что лицо действовало с умыслом, то ответственность должна наступать по статьям, предусматривающим ответственность за посягательства на личность.
Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством (неважно имеет право на его управление или нет).
При учебной езде, за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в норме последствия, несет в отдельных случаях ответственность инструктор.
Квалифицированные составы:
По части второй – то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
По части третьей – деяние, предусмотренное частями первой, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.