Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к преступлениям средней тяжести и по части третьей – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность транспортных средств более чем очевидна: неправильная их эксплуатация, несоблюдение установленных правил безопасности транспортных средств нередко становятся причиной тяжких последствий: человеческих жертв, причинения значительного материального ущерба и др.
Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие безопасность условий функционирования (движения и эксплуатации) железнодорожного, водного, воздушного, морского и речного транспорта.
Дополнительным – жизнь и здоровье или собственность.
Предметом преступления являются средства железнодорожного (все виды подвижного состава – электровозы, локомотивы, паровозы, вагоны, дрезины, поезда метрополитена и т.д.), воздушного (самолеты, вертолеты, дирижабли, планеры, мотодельтапланы и иные воздушные транспортные средства), морского (теплоходы, катера, сейнеры, парусные суда, яхты и т.п.) или речного (теплоходы, самоходные баржи, маломерные суда и т.п.) транспорта, механизмы, оборудование, системы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатацию этих средств (системы руководства полетами воздушных судов, семафоры на железнодорожных дорогах, маяки и т.п.).
Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в различной форме собственности, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них обусловлены нарушением правил безопасности движения или эксплуатации, игнорированием соответствующих правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда. Действия виновных следует квалифицировать по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.
Воздушный транспорт – это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.
Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного ст. 263 УК. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. 351 или 352 УК РФ.
Безопасность функционирования автомобилей, трамваев либо других механических транспортных средств охраняется ст. 264 УК РФ.
Объективная сторона преступления выражается в активных действиях: нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта; а также наступление вредных общественно опасных последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба и необходима причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством (проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета и т.п.), использование транспортного средства не по назначению и др. Норма бланкетная.
Под нарушением правил, о котором говорится в данной статье, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.
Нарушение правил эксплуатации – это использование судна не по назначению, выпуск локомотива на линию с неисправными тормозами, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и т.п.
Состав преступления – материальный. Его окончание связано с наступлением указанных в диспозиции последствий. Деяние может образовать состав преступления, по мнению Н. Ветрова, – только в том случае, если оно будет выражено в нарушении правил, установленных правовыми нормами. По каждому делу должно быть точно выяснено:
- какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение;
- лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила;
- являются ли наступившие последствия результатом именно этого деяния, нарушившего данное правило, а не другого деяния (например, действия стихийных сил природы и т.д.).1
Крупный ущерб – оценивается судом: гибель ценного груза, большой непроизводительный простой вагонов и судов, серьёзное нарушение расписания движения поездов и судов; аварии, повлекшие разрушения и повреждения, вред экологии и т.д.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления – лицо, достигшее 18-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
Квалифицированные составы:
По части второй – то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
По части третьей – деяние, предусмотренное частями первой и второй, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.