В настоящее время в России имеется около 30 млн. автовладельцев и 9 млн. мотоциклистов. Ежегодно на дорогах России гибнет 40 тыс. человек (это больше, чем погибло в Афганистане и Чечне вместе взятых), а более 200 тыс. получают в результате дорожно-транспортных происшествий травмы разной тяжести. При этом ущерб далеко не всегда возмещается в полном объеме и своевременно.
По мнению Н. Ветрова, под преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта – следует понимать: «виновно совершаемые общественно опасные деяния, которые нарушают ограниченные сферой функционирования транспорта общественные отношения, обеспечивающие безопасность (защищенность) жизни и здоровья гражданина либо охрану собственности (в любой форме) от причиненного ущерба».1
Родовым и видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта (водный, воздушный, железнодорожный и автомобильный). Дополнительным объектом в ряде составов могут быть жизнь и здоровье людей, собственность.
Предмет – транспортные средства.
Безопасность движения и эксплуатации транспорта – как элемент общественной безопасности в широком смысле слова – представляет совокупность сходных общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации различного транспорта.
Обеспечению состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, а также сохранности материальных ценностей, предупреждения возникновения транспортных происшествий, аварий и катастроф способствует разрабатываемый государством комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера.
Правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта регламентированы ФЗ РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995 г; «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. и другими законами.
В главе 27 УК РФ предусмотрено 20 составов преступлений, из которых семь относится к тяжким преступлениям, шесть – к преступлениям средней тяжести и семь – к преступлениям небольшой тяжести, в том числе одно не содержит в числе наказаний – лишения свободы.
С объективной стороны эти преступления могут совершаться путем действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), так и путем бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).
Диспозиции статей – бланкетные. Большинство составов преступлений – материальные (ст. 263-269); отдельные содержат формальный состав (ст. 271 УК).
Условием уголовной ответственности в материальных составах является наступление указанных в норме общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого, средней тяжести вреда здоровью человека (ст. 263, 269 УК) или крупного ущерба (ст. 263-267, 269 УК).
Причинение легкого вреда здоровью человека, а также ущерба, не являющегося крупным, влечет не уголовную, а административную ответственность, либо дисциплинарную.
При совершении некоторых преступлений предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст. 263, 264 УК и др.).
Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлена тяжестью последствий и их распространенностью.
С субъективной стороны преступления характеризуются неосторожной формой вины, кроме ст. 265, 270 и 271 УК РФ – где умышленная форма вины.
Мотив и цель – различные и на квалификацию не влияют.
Субъект преступления: физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. По отдельным составам преступлений этой группы субъект преступления – специальный (например, лицо, наделенное специальными признаками в силу выполняемой работы или занимаемой должности, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК), управляющее транспортным средством (ст. 264 УК).
Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта условно можно разделить на два вида:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263-266, 271 УК);
2) преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267-270 УК).
Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.