Век 20 – век научно технической революции, невиданного проникновения науки во все сферы общественной жизни, логический результат философского и производственного рационализма, которые столетия определяли направление развития и мировоззрения западной цивилизации. Но научный рационализм перерос в технократизм и во многом стал причиной нарушения природного и даже гносеологического равновесия человечества и природы. Более того, он стал причиной фактического устранения онтологичности человека во всей совокупности его свойств от мира ему данных из философии и гносеологии.
Рационализм в философии, ориентированный на точное научное познание, выразился в теории познания как теории отражения, для которой основным критерием стало объективное отражение действительности, а всё подлинно связанное с особенностями человеческой онтологии стало объявляться субъективизмом, источником заблуждения. Результатом стало то, что философская и гносеологическая рефлексия стала ориентироваться на критерии научного познания, а не на потребности человеческой природы, что и привело к дезорганизации человеческих ценностей, утраты ими онтологических корней. И на пороге XXI века философия вновь обращается к вопросам философской антропологии и гносеологии. Переосмысливая их результаты с позиций онтологии самого человека, и на этой основе обращаясь к вопросам о будущем самосознании культуры и путей человечества. И главный путь здесь – снятие противопоставления научного и вненаучного в знании как синонимов позитивного и негативного в оценке процесса познания и его форм. Ведь диалектический, взаимодополняющий подход здесь опирается на законы человеческой онтологии. В то же время характерно, что опора не на неё, а на сравнение материальных результатов развития научного и философского в истории западной культуры привело в XIX – XX веках к развитию такого направления в самой философии как позитивизм, который основывался на утверждении. Что всё позитивное (то есть подлинное, результативное) знание есть результат развития науки, а знание философское не имеет самостоятельной ценности.
То, что философия ныне вновь возвращается к онтологии человека, не пытаясь его исправить. А взяв в качестве краеугольного камня, возможно знаменует новый расцвет философии и упрочение её места в культуре как теоретического фундамента осмысления природы человека и путей общественной эволюции, а точнее сказать, способов бытия общества через человека, а не вне его.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Что такое философия и почему она возможна.
2. Мировоззрение и его исторические формы.
3. Возникновение философии.
4. Особенности философского мышления.
5. Структура философского знания.
6. Особенности философского знания как отражение особенностей бытия человека.
7. Значение философии.
8. Общая характеристика античной философии и её периодизация.
9. Философия досократовского периода.
10. Философия классического периода.
11.Философия эллинистического периода.
12.Философия римского периода.
13.Философские идеи античности и развитие медицины.
14.Значение античной философии.
15.Общая характеристика средневековой фидлософии.
16.Реализм и номинализм.
17.Философия эпохи Возрождения.
18.Проблема человека в философских и медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.
19.Основные проблемы философии Нового времени.
20.Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 – 1626).
21.Рационализм Р.Декарта (1596 – 1650).
22.Проблемы философской антропологии.
23.Философии И. Канта (1724 -1804).
24.Идеи развития в немецкой классической философии.
25.Антропологический материализм Л. Фейербаха.
26.Диалектико – материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
27.Проблемы человеческого бытия.
28.Классические традиции в современной философии.
29.Становление и периодизация русской философии.
30.Человек и общество в русской религиозной философии.
31.Философия русского космизма.
32.Категория бытия в философии.
33.Категория материи в философии.
34.Системность организации материи.
35.Самоорганизация материи.
36.Структурные уровни организации материи.
37.Принципы диалектико – материалистического анализа действительности.
38.Категория диалектики.
39.Законы диалектики.
40.Человек кА предмет философского анализа.
41.Антропосоциогенез.
42.Диалектика биологического социального в человеке.
43.Сущность и особенности познания.
44.Структура познания.
45.Сущность общественной жизни людей.
46.Структура бытия общества.
47.Философский анализ глобальных проблем современности.
48.Наука. Научное познание.
49.Структура научного знания.
50.О соотношении научного и вненаучного познания.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.., 1975.
2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1982.
3.Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.
4.Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.
5.Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.,
6.Миронов В.В. Философия., учебник, изд – во «Проспект», М., 2006.
7.СпиркинА.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003.
8. Зима В.Н., Михайличенко Н. Ф. Методические рекомендации к изучению курса «Основы философских знаний». – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.
9.Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2000.
10. Якушев А.В. Философия., пособие «В помощь студенту», изд – во «А – приор», М., 2007.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 173.