В своём классическом виде философия оформилась в античной Греции. Существенной чертой античной философии, особенно её начального периода, является космоцентризм – стремление постичь природу, космос, человека как единое целое, вскрыв первоосновы бытия.
В развитии античной философии можно с определённой степенью условности выделить четыре этапа.
Первый охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период обычно называют ДОСОКРАТОВСКИМ. К этому этапу относятся милетская и элейская школы, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокс, Анаксагор, создатели древнегреческого стоицизма Левкипп и Демокрит.
Второй этап называют КЛАССИЧЕСКИМ ( половина V – конец IV вв до н. э.). Он связан с творчеством выдающихся греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Третий этап – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (конец IV – II вв. до н. э.). В это время появляется ряд философских школ: перипатеки, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Четвёртый этап приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия – I в. до н. э. – V – VI вв. н. э. В римской философии можно выделить три основных направления: стоицизм, эпикуризм, скептицизм.
9. ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА
К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем, можно отнести следующие:
1. В философии досократиков поднимается и решается проблема о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает наиболее ранняя форма философии – натурфилософия, которая дала начало многим наукам.
2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы, управляющие миром.
3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.
В качестве первой философской школы можно назвать Милетскую.(по названию греческого города Милеты на малоазийском побережье). Деятельность её представителей приходится на VII – VI вв. до н. э. К их числу относятся Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В рамках этой школы впервые был поставлен вопрос первоначале, первоосновах всего сущего.
Линия стихийного материализма продолжается в трудах Гераклита (520 – 460 до н.э.), который развивает милетскую диалектику.
Дальнейшее развитие античной философии было связано с переходом от знания, оперирующего чувственными образами, к знанию понятийному.
Указанный переход совершился во многом благодаря учению пифагорейцев.
По мнению Парменида (540 – 470 до н. э.), бытие – это, что можно познать только разумом, а не с помощью только органов чувств.
Свой вклад в развитие античной диалектики и понимания бытия внёс Зенон. Выделение проблемы бытия в качестве центральной для философии одновременно поставило вопрос о его природе, коль скоро оно существует. Решение этого вопроса оказалось двояким. Материалистическим у Левкиппа и Демокрита, идеалистическим у Платона.
С именем Демокрита и его учителя Левкиппа связано создание атомистической теории, в которой бытие рассматривается в качестве атомов – мельчайших неделимых частиц, не имеющих качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении, результатом чего является возникновение и разрушение вещей. Душа человека также образована особыми атомами и их разъединение – это смерть души и живого организма. Важнейшая характеристика атомов как бытия – познаваемость только разумом. Учение Демокрита стало основой первой целостной картины мира – механической, в которой целое является суммой частей.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.