Мировоззрение есть у любого человека вне зависимости от его воспитания и образования, условий и образа жизни. Мировоззрение отдельных людей может отличаться, ибо каждый человек – индивидуальность, но в нём всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая общностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определённой социальной группе, профессии, коллективу, наконец, единством биологической природы или одной для всех красотой звёздного неба.
В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Сообразно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других, выразившись в мифологии и религии.
Мифология – наиболее ранняя форма мировоззрения. Она возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчленённое образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни человеческих сообществ играет опыт, и именно он запечатляется в мифах – представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Важной особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания, ибо регулятивная функция мифа основана на строгом следовании человеком выработанным нормам существования.
Религия зачастую воспринимается сродни мифологии. Тому причиной – религиозный характер многих мифов. Истоки религии также восходят к недрам первобытной эпохи. Новая форма мировоззрения – религия – дала возможность новой формы освоения действительности, она заключалась в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путём удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные духи – силы, управляющие вещным миром.
В целом для религии, как формы мировоззрения, характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлечённых систем объяснения устройства мира.
Наибольшего развития теоретическое мышление достигает в философии, которая является теоретической формой мировоззрения, в историческом плане сложившейся в наиболее поздние эпохи.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философское мировоззрение начинае5т складываться в конце первой половины первого тысячелетия до нашей эры. Например, в Древней Греции этим временем является VI в. до н.э. Параллельно и независимо подобное происходит и в государствах древнего Востока – Индии и Китае. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления, - это распад древних родо – племенных отношений и складывание государственного устройства в странах Востока и Запада. Философское мировоззрение – это прежде всего замена мнения, то есть общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях и нормах, выработанных опытом поколений, на знание, то есть на представлениях о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире, а не на вере.
В период становления рабовладельческого общества и государственного устройства человеческое сознание лишается привычных опор в мифологическом знании, жизнь становится тревожнее, нет уверенности в привычном укладе жизни. Критическое рассмотрение привычного, основанное на теоретическом мышлении, - вот что необходимо. Но это под силу только индивидуальному человеческому сознанию, а не бессознательному коллективному опыту, котрый к тому же не способен угнаться за ускоряющемся общественным развитием. Значит, вместе с возникновением философского мировоззрения складывается новый тип его носителя, не коллектив, вырабатывающий и хранящий формы опыта, но отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.