СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В становлении философии в России можно выделить четыре периода:

· на протяжении IХ -ХIII веков складывается предыстория русской философии – это время появления славянской письменности (IХ век) и проникновения на Русь христианства вместе с Византийским богословием и религиозной философией;

· ХIV -XVII вв. – время зарождения теоретического философского мышления, затрагивающего такие проблемы как непознаваемость божественной сущности, познание Бога через творение, познание человеческой души и ее греховности и привязанности к материальному миру, природа политической власти, деятельности государя, неограниченность и ограниченность самодержавия;

· XVIII век – философия обособляется от религии, утверждаясь в качестве теоретической науки – это время становления университетской философии (после основания 1755 году Московского университета) в противовес прежней, преподававшейся в духовных учебных заведениях; постановки проблем атомизма и «корпускулярной философии» (корпускула - частица) М.В.Ломоносовым, которая должна была сочетать сущностное объяснение материи во всем ее многообразии и принципы религии, ибо Бог является необходимой силой для движения корпускулярной материи в качестве двигателя; постановки проблем человека и его души и философии как поиска человеком своей сущности.

Русская религиозная философия, которая имела в своей основе общую мировоззренческую проблематику в указанном выше контексте особенностей, присущих развитию русского общества. Русский космизм – оригинальное для мировой философской мысли направление, выросшее отчасти из религиозно-философской проблематики и воплотившееся в грандиозных космических учениях, заложивших основы оригинальных научных концепций ХХ века.

Можно выделить еще две характерные особенности русской философии. Это материалистическая традиция в подходе к изучению природы и человека, которой придерживались многие выдающиеся отечественные ученые, что позволило им внести огромный вклад в мировую науку в лице физики (А.Г.Столетов, П.Н.Лебедев), химии (А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев), палеонтологии (В.О.Ковалевский) и особенно в физиологию нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), которая стала материалистической основой для понимания взаимосвязи.    



ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Христианская (православная) религиозная мысль виделась многими русскими философами той основой, на которой произрастает единение людей, основа их моральной деятельности. Логическим продолжением православия, как исходного мировоззрения, по мнению славянофилов, являются монархия (как форма, предохраняющая от социальных потрясений) и крестьянская община, являющаяся основой для формирования нравственности в отдельной личности. Тем самым, славянофилы были противниками вступления России на путь развития европейской цивилизации и настаивали на сохранении и выработке особого пути развития.

Высшим этапом развития религиозной философии стало создание В.Соловьевым (1853-1900) философии всеединства (Софиологии). В центре ее – решение вопроса об оправдании православной веры с позиций рационального сознания, позитивное решение проблемы о возможности или невозможности установления на земле христианского идеала, которая связана с преобразованием мира в «нетленный» космос красоты, путем избежания воздействия разрушительных начал времени и пространства.

В практическом социальном плане реализацию своих идей В.Соловьев видит в теократии – церковно-монархическом государстве, которое приобретет всемирный характер после объединения православия и католицизма в союзе между русским самодержцем и римским папой.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.