Античная медицина была составной частью натурфилософии. Именно философский подход к выяснению соотношения человека и природы, космоса позволял делать первые заключения о самом человеке, особенностях составлявших его органов и источников их функционирования.
В VI веке до н. э. Алкмеон из Кротона впервые включил в свои труды эмбриологию, физиологию, теорию ощущений и психологию. Он открыл перекрест зрительных нервов и писал о головном мозге как органе познания.
Гиппократ говорил о естественной природе всех болезней. Высказывается идея о влиянии географических условий и климата на организм.
Аристотель определил сердце как основной орган системы движения крови и был сторонником гуморального учения, согласно которому процессы в организме – результат смешения и взаимодействия различных по своим свойствам его жидких сред.
Лукреций подходит к вопросам медицины с точки зрения атомизма. В поэме он излагает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях. Верно обращает внимание на возможность распространения заразы через пищу. Воду и другие предметы.
Крупнейшим представителем античной медицины был древнегреческий врач и философ Гален. Основной трактат Галена « О назначении частей человеческого тела» последовательно привержен принципу Аристотелевской телеологии. Однако в теории познания Гален склоняется к опыту как источнику знания, что позволило ему сделать важные открытия в экспериментальной анатомии. Однако все жизненные прцессы он объяснял действием нематериальных сил. Вэтом прявился его дуализм как философа.
ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ
Античная философия оказала огромное влияние на всё последующее развитие западной цивилизации, прежде всего рационалистическим направлением в теории познания, определявшим прогресс западной науки, основы которой также были заложены в работах античных философов. Особенно велико влияние Аристотеля, сочинения которого сохранились почти полностью и вплоть до нового времени определяли становление и развитие не только науки. Но и европейской культуры в целом.
Телеологические стороны учения Галена позволили католической церкви сделать его непогрешимым авторитетом Средневековья в области медицины и естествознания.
Учение стоиков, особенно его этические аспекты стали одним из источников формирования христианского вероучения.
15.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Историческая эпоха Средневековья приходится на период, начиная с падения Римской империи до эпохи Возрождения (XIVв.). Однако средневековая философия, которая проходит под знаком главенства христианского вероучения и теологии, зарождается ещё в период становления христианства в римский период и испытывает на себе влияние античной философии, которое сохранится на протяжении всего Средневековья.
Важнейшая идея христианского Средневековья – идея монотеистического Бога, и она полностью определяет онтологию средневековой философии, которую можно определить как теоцентризм (от слова теос – Бог). Пределы знания о мире и Боге изложены в Священном писании и Священном придании (учении христианских отцов церкви).
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:
Первый – ПАТРИСТИКА, первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии во II – VI вв. Он включает изложение апостольских учений, христианской апологетики, впервые целостно излагавшей основные положения христианской философии, а не период зрелой патристики, для которого харктерна разработка целостных религиозно – умозрительных систем и глубокий синтез теологических догм и античной философской мысли. Крупнейший мыслитель этого периода Аврелий Августин (354 – 430), создавший влиятельное религиозно – философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII века, основными темами которого являются: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.
Второй этап – СХОЛАСТИКА (VII – XIV вв.). Важнейшее отличие этого периода – поиск рациональных путей познания Бога. Онтологические проблемы схоластики нашли своё отражение и развитие в двух основных направлениях – реализме и номинализме.
16. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического (опытного) мира. Общие понятия представляют собой идеи божественного ума, являющиеся прообразом творения. Налицо ориентация реалистов на платоновскую традицию. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин. Онтологический статус общих понятий или универсалий определяет единственную возможность познания как постижение этих универсалий, которые и являются сущностью вещей.
В номинализме, расцвет которого приходится на XII век, творение рассматривается как акт божественной воли. Ибо Бог в своём всемогуществе не нуждается в прообразе предметов мира, то есть сущностей. Представителями номинализма были Уильям Оккам, Иоганн Буритан, Николай из Отрекура, Пьер Абеляр. Поскольку в средневековой философской традиции Бог приобретает статус подлинного бытия, то решениевопроса о подлинном онтологическом статусе есть вопрос о приоритете либо божественной воли, либо божественного разума.
Благодаря номинализму также формируется новое представление о познании. Познание приобретает характер субъект – объектных отношений, что позволяет гносеологии как исследующей характер этих отношений выделиться в самостоятельную область исследований.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения (XIV – XVI ВВ.) – время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально – экономической жизни европейских стран, хотя и совершавшихся не в одно время. Эти изменения затронули быт людей, способствовали переходу к централизованным монархиям, одним из условий которых был расцвет городов и промышленного производства в них, вначале в форме мануфактур, который подготовил приход капиталистических отношений с их требованием от человека творческой личной активности. Идеалом эпохи становится античность, в искусстве и культуре которой в центре находился культ гармонического совершенствования телесных и духовных качеств человека. В эпоху Возрождения человек в своих творческих созидательных способностях становится равным Богу – творцу, выделяет себя из природы, чему в немалой степени причиной служит средневековое понимание человека как высшего природного существа. Всё это способствует возрастанию внимания к человеку, его центральному положению в космосе. Вот почему мировоззрение эпохи Возрождения получило название антропоцентризм.
Теоцентризм и монотеизм средневековья заменяются пантеизмом Возрождения. Бог утрачивает свою вне – и надприродность, он как бы сливается с ней, тем самым обожествляя её, наделяя каждую её частичку душой, жизнью, магическими силами,причастными к иной мировой душе. Эта двойственность живого в части и целом – онтологическое обоснование взаимопереходности форм и частей природы. Отсюда - представления о мировоззрении этой эпохи как магико – алхимическом. Философский камень алхимиков - это ни что иное как носитель магических одушевлённых начал, обусловливающих взаимопереходность форм в друг друга.
Используя философский метод Николая Кузанского, итальянский философ Джордано Бруно ( 1548 – 1600) снимает противоположность между творцом и творением, между формой и материей. Таким образом, он придаёт природе ранее приписываемое Богу, а именно активное, творческое начало, первопричинность развития. Пантеизм Бруно был началом материалистического понимания природы, которая для него была «Богом в вещах». Учение о бесконечности Вселенной наносило сокрушительный удар по основополагающим идеям учения церкви, поскольку не просто лишало Землю привилегированного положения в мироздании, но и говорило о возможности огромного множества миров, подобных нашей планете, миров, могущих обладать жизнью.
Таким образом, пантеистическая философия эпохи Возрождения стала поворотным моментом для развития европейской философии и естествознания.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 200.