ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ПОЧЕМУ ОНА ВОЗМОЖНА?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БИЛЕТЫ

к комплексному экзамену по дисциплинам:

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ»

Билет №1

 

1 Что такое философия и почему она возможна?

2.Происхождение человека. Основные философские теории.

Билет №2

1. Мировоззрение и его исторические формы.

2. Сущность человека.

 

Билет №3

 

1. Возникновение философии.

2.Попытки классификации человека.

 

Билет №4

 

1. Особенности философского мышления.

2. Классификация типов человеческой психики по Клавдию Галену.

 

Билет №5

 

1.Структура философского знания.

2. Психологическая направленность личности (экстраверты и интроверты).

Билет №6

1. Особенности философского знания как отражение особенностей       бытия человека.

2.Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Билет №7

 

1.Значение философии.

2. Потребности личности.

Билет №8

1. Общая характеристика античной философии, и её периодизация.

2.Личность как социальная система. Социализация личности.

Билет №9

 

1.Философия досократовского периода.

2.Основные этапы социализации личности.

Билет №10

 

1. Философия классического периода.

2.Структура сознания по З. Фрейду.

Билет №11

 

1.Философия эллинистического периода.

2.Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг).



Билет №12

 

1.Филосоофия римского периода.

2. Защитные механизмы человеческой психики.

Билет №13

 

1. Философские идеи античности и развитие медицины.

2. Познавательная деятельность человека.

Билет №14

 

1. Значение античной философии.

2.Сенсуализм.

 

Билет №15

 

1.Общая характеристика средневековой философии.

2.Рационализм.

Билет №16

 

1.Реализм и номинализм.

2.Основные формы чувственного познания.

Билет №17

 

1.Философия эпохи Возрождения.

2.Основные формы рационального познания.



Билет №18

 

1.Проблема человека в философских и медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.

2.Проблемы истины в философии.

Билет №19

1.Основные проблемы философии Нового времени.

2.Основные проблемы биоэтики.

Билет №20

 

1. Эмпиризм Ф. Бэкона.

2.Конвенция Совета Европы по биоэтике.

Билет №21

 

1. Рационализм Р. Декарта.

2.Этические и правовые проблемы здравоохранения на современном этапе.

 

Билет №22

 

1. Проблемы философской антропологии.

2.Аутопсия.

Билет №23

 

1. Философия И. Канта.

2.Эвтаназия.

Билет № 24

 1. Идеи развития в немецкой классической философии.

 2.Дискуссия о смерти мозга.

Билет №25

 

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Философские понятия о смерти и бессмертии.

Билет №26

 

1.Диалектико – материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

2.Смерть и умирание.

 

Билет №27

 

1. Проблемы человеческого бытия.

Человек и общество в русской религиозной философии.

2.Аборт как этическая проблема.

Билет №28

 

1. Классические традиции в современной философии.

2.Донорство.

Билет №29

1. Становление и периодизация русской философии.

2.Трансплантация органов и тканей.

 

Билет № 30

 

1. Человек и общество в русской религиозной философии.

2.Медицинское вмешательство в репродукцию человека.

Билет №31

 

1. Философия русского космизма.

2.Искусственное оплодотворение.

 

Билет №32

 

1. Категория бытия в философии.

2.Искусственный аборт.

Билет №33

 

1. Категория материи в философии.

2.Условия медицинского вмешательства.

 

Билет №34

 

1. Системность организации материи.

2.Человек как объект для проведения научных исследований.

 

Билет №35

 

1. Самоорганизация материи.

2.Развитие философии в XX веке.

 

Билет №36

 

1. Структурные уровни организации материи.

2.Философия экзистенциализма (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс).

Билет №37

 

1. Принципы диалектико – материалистического анализа действительности.

2.Происхождение человека. Основные философские теории.

 

Билет №38

 

1. Категории диалектики.

2.Сущность человека.

Билет №39

 

1. Законы диалектики.

2.Попытки классификации человека.

Билет №40

 

1. Человек как предмет философского анализа.

2.Классификация типов человеческой психики по Клавдию Галену.



Билет №41

 

1. Антропосоциогенез.

2.Психологическая направленность личности (экстраверты и интроверты).

Билет №42

 

1. Диалектика биологического и социального в человеке.

2Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Билет №43

 

1. Сущность и особенности познания.

2.Потребности личности.

 

Билет №44

 

1.Структура бытия общества.

2.Личность как социальная система. Социализация личности.

Билет №45

 

1. Философский анализ глобальных проблем современности.

2.Основные этапы социализации личности.

Билет №46

 

1.О соотношении научного и вненаучного познания.

2.Структура сознания по З. Фрейду.

                  Министерство образования и науки Самарской области,

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.

Кинель – Черкасский медицинский колледж.

 

 

СБОРНИК

методических рекомендаций и материалов

по подготовке студентов к экзамену по дисциплине

 

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»                                               



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ПУСТЬ НИКТО В МОЛОДОСТИ  НЕ  ОТКЛАДЫВАЕТ ЗАНЯТИЙ ФИЛОСОФИЕЙ.

                                                                                     ЭПИКУР.

 

Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Современное общественное развитие неизбежно способствует тому, что возникают новые мировоззренческие проблемы и по – новому переосмысливаются старые. Цель философии – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие духовно – нравственные установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха, осознать мир и себя в нём.

Назначение настоящего пособия состоит в том, чтобы оказать студентам медицинского колледжа методическую помощь в изучении курса «Основы философских знаний» и в подготовке к итоговым экзаменам. В пособии делается акцент на раскрытии связи философских и медицинских знаний с целью возможно большей профилизации учебного процесса.

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и структурно делится в соответствии с вопросами, входящими в экзаменационные билеты.

Материал изложен максимально доступно, сжато и чётко. Содержание материала логически увязано с учебным курсом.

Философия как родоначальница всех наук оказала влияние и на развитие медицины в самые ранние периоды истории человечества. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, «отделять зёрна от плевел», раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Философия изучает наиболее общие законы бытия и мышления, развития природы, общества и познания. Философия всей своей длительной историей обращена к человеку, который является объектом медицины.

В этой связи, выделяя методический аспект философии применительно к медицине, можно отметить два момента:

Первый – философия является методологической основой научного знания, одной из областей которого является медицина. Следовательно, изучение курса философии при подготовке медицинского работника способствует формированию его научного медицинского мировоззрения.

Второй – философский анализ человека является основой медицинской этики, так как учит целостному подходу к пациенту не только как к объекту манипуляций. В этой связи, а также в связи с возросшей долей заболеваний психогенной природы важной составной частью в подготовке медицинских специалистов является изучение процессов сознательного и бессознательного, диалектика которых – предмет философского анализа.

Обращаясь к студентам, изучающим философию, хочу сказать, что большая часть философских постулатов является неотъемлемой частью вашей будущей профессии, которая потребует от вас мудрости в принятии правильных решений, касающихся здоровья людей. Изучайте философию с любовью, ведь она учит вас не только мыслить, но и жить «разумно, нравственно и справедливо». Успехов вам на экзаменах.

 

                     Терентьева В.А. - преподаватель

                     высшей квалификационной категории.



ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философское мировоззрение начинае5т складываться в конце первой половины первого тысячелетия до нашей эры. Например, в Древней Греции этим временем является VI в. до н.э. Параллельно и независимо подобное происходит и в государствах древнего Востока – Индии и Китае. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления, - это распад древних родо – племенных отношений и складывание государственного устройства в странах Востока и Запада. Философское мировоззрение – это прежде всего замена мнения, то есть общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях и нормах, выработанных опытом поколений, на знание, то есть на представлениях о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире, а не на вере.

В период становления рабовладельческого общества и государственного устройства человеческое сознание лишается привычных опор в мифологическом знании, жизнь становится тревожнее, нет уверенности в привычном укладе жизни. Критическое рассмотрение привычного, основанное на теоретическом мышлении, - вот что необходимо. Но это под силу только индивидуальному человеческому сознанию, а не бессознательному коллективному опыту, котрый к тому же не способен угнаться за ускоряющемся общественным развитием. Значит, вместе с возникновением философского мировоззрения складывается новый тип его носителя, не коллектив, вырабатывающий и хранящий формы опыта, но отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

1. Чрезвычайно велико мировоззренческое значение философии как формы духовной культуры человечества. Посредством её человек реализует свою целостность со всей полнотой, утверждается в мире и овладевает интегративным объяснением действительности.

2. Философия отражает формы опыта, выработанные в культурно – историческом развитии общества, которые представлены в виде идей – категорий.

Выработка категориального и понятийного аппарата знания является основой для всё более полного отражения человеком реальности и прогрессивного индивидуального и общественного развития.

 

ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Античная философия оказала огромное влияние на всё последующее развитие западной цивилизации, прежде всего рационалистическим направлением в теории познания, определявшим прогресс западной науки, основы которой также были заложены в работах античных философов. Особенно велико влияние Аристотеля, сочинения которого сохранились почти полностью и вплоть до нового времени определяли становление и развитие не только науки. Но и европейской культуры в целом.

Телеологические стороны учения Галена позволили католической церкви сделать его непогрешимым авторитетом Средневековья в области медицины и естествознания.

Учение стоиков,  особенно его этические аспекты стали одним из источников формирования христианского вероучения.

 15.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Историческая эпоха Средневековья приходится на период, начиная с падения Римской империи до эпохи Возрождения (XIVв.). Однако средневековая философия, которая проходит под знаком главенства христианского вероучения и теологии, зарождается ещё в период становления христианства в римский период и испытывает на себе влияние античной философии, которое сохранится на протяжении всего Средневековья.

Важнейшая идея христианского Средневековья – идея монотеистического Бога, и она полностью определяет онтологию средневековой философии, которую можно определить как теоцентризм (от слова теос – Бог). Пределы знания о мире и Боге изложены в Священном писании и Священном придании (учении христианских отцов церкви).

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:

Первый – ПАТРИСТИКА, первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии во II – VI вв. Он включает изложение апостольских учений, христианской апологетики, впервые целостно излагавшей основные положения христианской философии, а не период зрелой патристики, для которого харктерна разработка целостных религиозно – умозрительных систем и глубокий синтез теологических догм и античной философской мысли. Крупнейший мыслитель этого периода Аврелий Августин (354 – 430), создавший влиятельное религиозно – философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII века, основными темами которого являются: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.

Второй этап – СХОЛАСТИКА (VII – XIV вв.). Важнейшее отличие этого периода – поиск рациональных путей познания Бога. Онтологические проблемы схоластики нашли своё отражение и развитие в двух основных направлениях – реализме и номинализме.

 

16. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы эмпирического (опытного) мира. Общие понятия представляют собой идеи божественного ума, являющиеся прообразом творения. Налицо ориентация реалистов на платоновскую традицию. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин. Онтологический статус общих понятий или универсалий определяет единственную возможность познания как постижение этих универсалий, которые и являются сущностью вещей.

В номинализме, расцвет которого приходится на XII век, творение рассматривается как акт божественной воли. Ибо Бог в своём всемогуществе не нуждается в прообразе предметов мира, то есть сущностей. Представителями номинализма были Уильям Оккам, Иоганн Буритан, Николай из Отрекура, Пьер Абеляр. Поскольку в средневековой философской традиции Бог приобретает статус подлинного бытия, то решениевопроса о подлинном онтологическом статусе есть вопрос о приоритете либо божественной воли, либо божественного разума.

Благодаря номинализму также формируется новое представление о познании. Познание приобретает характер субъект – объектных отношений, что позволяет гносеологии как исследующей характер этих отношений выделиться в самостоятельную область исследований.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Эпоха Возрождения (XIV – XVI ВВ.) – время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально – экономической жизни европейских стран, хотя и совершавшихся не в одно время. Эти изменения затронули быт людей, способствовали переходу к централизованным монархиям, одним из условий которых был расцвет городов и промышленного производства в них, вначале в форме мануфактур, который подготовил приход капиталистических отношений с их требованием от человека творческой личной активности. Идеалом эпохи становится античность, в искусстве и культуре которой в центре находился культ гармонического совершенствования телесных и духовных качеств человека. В эпоху Возрождения человек в своих творческих созидательных способностях становится равным Богу – творцу, выделяет себя из природы, чему в немалой степени причиной служит средневековое понимание человека как высшего природного существа. Всё это способствует возрастанию внимания к человеку, его центральному положению в космосе. Вот почему мировоззрение эпохи Возрождения получило название антропоцентризм.

Теоцентризм и монотеизм средневековья заменяются пантеизмом Возрождения. Бог утрачивает свою вне – и надприродность, он как бы сливается с ней, тем самым обожествляя её, наделяя каждую её частичку душой, жизнью, магическими силами,причастными к иной мировой душе. Эта двойственность живого в части и целом – онтологическое обоснование взаимопереходности форм и частей природы. Отсюда - представления о мировоззрении этой эпохи как магико – алхимическом. Философский камень алхимиков - это ни что иное как носитель магических одушевлённых начал, обусловливающих взаимопереходность форм в друг друга.

Используя философский метод Николая Кузанского, итальянский философ Джордано Бруно ( 1548 – 1600) снимает противоположность между творцом и творением, между формой и материей. Таким образом, он придаёт природе ранее приписываемое Богу, а именно активное, творческое начало, первопричинность развития. Пантеизм Бруно был началом материалистического понимания природы, которая для него была «Богом в вещах». Учение о бесконечности Вселенной наносило сокрушительный удар по основополагающим идеям учения церкви, поскольку не просто лишало Землю привилегированного положения в мироздании, но и говорило о возможности огромного множества миров, подобных нашей планете, миров, могущих обладать жизнью.

Таким образом, пантеистическая философия эпохи Возрождения стала поворотным моментом для развития европейской философии и естествознания.



ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА (1561 – 1626)

 

В теории познания в XVII веке выделились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Ф. Бэкон. Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента.

Эмпирический подход при его естественных ограничениях, а к ним относится и нерешённость проблемы об источнике эмпирического опыта в сознании и структуре сознания как интерпретации опыта в индуктивных умозаключениях, был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой.

Важным аспектом теории познания Бэкона было рассмотрение самой природы человеческого сознания в той части, которая подвержена заблуждениям, субъективизму, затрудняющим познание. Раскрытие их природы способствовало бы освобождению от них или бы делало процесс познания более объективным. Эти особенности сознания Бэкон назвал идолами, выделив четыре их типа, связанные с индивидуально – психологическими особенностями человека, верой в авторитеты, которая подменяет самостоятельное исследование, особенностями употребления слов в языке, с перенесением на процесс познания и представлений о природе представлений о собственной природе ( отсюда телеологические заблуждения).

ФИЛОСОФИЯ  И. КАНТА.

 

Иммануил Кант – выдающийся немецкий философ, работами которого был совершён переворот в гносеологии и этике. Философия и естествознание Нового времени были обогащены также его работой «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой впервые идеи развития были привнесены в само космическое мироздание, в частности, стали основой для «небулярной гипотезы» - рассмотрения эволюции Земли из газово – пылевого протопланетного облака в небесное тело.

В теории познания Кант является продолжателем линии исследования субъекта (которую заложил Декарт), и это позволяет ему сделать важнейшее философское открытие.

Вопросы познания изложены И. Кантом в его основном философском труде «Критика чистого разума», в котором речь идёт о рассмотрении природы самого разума, взятого вне зависимостиот опыта, в чистом виде. Рассматривая синтетический характер эмпирических суждений, Кант ставит вопрос о возможногсти синтетических априорных суждений, давая положительный ответ на него при условии опоры этих суждений не на чувственный материал, а именно на априорную форму чувственности.

Одна из важных идей Канта - сделать предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцедентальный, то есть познавательную природу человека как такового. Это ещё раз подчёркивает новую онтологическую реальность, выделенную в кантовской теории познания.

Этика Канта изложена в его работе «Критика практического разума». По его мнению: « Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ни что иное, как практический разум»

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.

 

В природе все системы являются открытыми, то есть между ними происходит обмен энергией и веществом ( можно сказать, что прин7цип иерархичности организации материи систем прямо указывает на их открытость). Взаимодействующие открытые системы можно назвать сопряжёнными. Процессы нарастания хаоса в одних системах приводят к тому, что в них формируются потоки вещества и энергии, могущие вызвать процессы упорядочения в сопряжённой системе. Такова природа солнечно – земных связей, когда под воздействием энергии светила протекают как геологические процессы (океанические течения, климат, биосферная зональность, аккумуляция энергии в глинах, подпитывающих разогрев магмы для движения материалов при опускании пород под земную кору), так и сама жизнь в биосфере ( возникновение жизни в результате первоначального органического синтеза из неорганических веществ, пищевые цепи в биосфере). Усложнение организации живого тоже является результатом «утилизации» вещества и энергии в сопряжённых системах. Объяснение процессов самоорганизации материи было заложено работами выдающегося бельгийского учёного И. Р. Пригожина.

 

КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Характерной особенностью категорий диалектики является их парный характер. В этом проявляется противоречивость, полярность сторон целостных явлений и процессов. Категориальный анализ бытия позволяет отразить его сложный, противоречивый, взаимопереходный в сложном характер, ибо категории есть универсальные формы человеческого мышления, выработанные в процессе исторического освоения действительности.

Познание многообразия материи, её классификации требует усилий мышления и начинается с вычленения объекта, вскрытия его свойств и отношений. Этому служит категория качества – специфики данного предмета, его своеобразия, отличия от других предметов. В результате исследования свойств объекта выделяется категория количества – численного значения его свойств (количество – качество – парная категория).

Любой объект представляет собой единство количества и качества, или меру, то есть количественное определение качества. Например, тот или иной цвет спектра есть длина световой волны. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, мы устанавливаем их различие и тождество (парные категории).

Процесс познания имеет двухступенчатый характер. Внешние стороны объектов постигаются посредством ощущения и восприятия; внутренние - через отвлечённое мышление. Эти различные ступени познания выражаются через категории внешнего и внутреннего. Между ними существуют взаимосвязи, которые раскрываются в категориях формы и содержания. Категории формы и содержания в их единстве осмысливают через категорию причинности или отношения причины и следствия. Важной категорией является диалектическое противоречие – взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. О характере взаимосвязи между предметами и явлениями мы судим посредством категорий единичного, особенного и всеобщего. Диалектика единичного и общего была бы неполной без использования таких категорий как необходимость и случайность. Они характеризуют наличие и отсутствие устойчивой причинно – следственной взаимосвязи в явлениях и процессах.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Источник саморазвития материального мира раскрывается в основном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности являются теми ассиметричными элементами любой системы, которые не тождественны друг другу, а, следовательно, и самой системе, взятой в качестве единого целого, вместе с тем обеспечивая её внутреннее единство и возможность выступать в различных взаимосвязях и соотношениях, сохраняя при этом неизменную основу.

Диалектика количественных и качественных изменений находит своё выражение в законе перехода количественных изменений в качественные.

Переход количественных изменений в качественные всегда происходит в виде скачка, когда линейный характер изменения величины параметра приводит к переходу системы в новое качественное состояние.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание означает переход системы в результате развития в свою противоположность. Из данного закона следует спиралевидность характера развития – повторение на качественно новом уровне формы неизменного содержания.

Таким образом, материалистическая диалектика даёт метод познания, адекватный законам объективного мира, которые находят разное конкретное выражение в науках, но имеют общедидактическую природу, определяя направление исследований при поисках закономерностей и установлениях взаимосвязи между явлениями. Например, развитие преломляется в принципе эволюционизма.

 

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ.

 

Практика, как специфически человеческий способ освоения действительности, укоренена в телесно – разумном бытие человека; никакого разума самого по себе не существует. Значит истоки мышления и познания мы должны искать в биологической эволюции и организации наших далёких предков.

В человеческом поведении слишком много естественного, биологически определённого, и разум (суть взлёты человеческой мысли) отнюдь не исчерпывают человеческого поведения. Поэтому, рассматривая антропосоциогенез необходимо обратить внимание на естественную, «биологическую» сторону становления человеческой самости и социальности, показать отсутствие непреодолимой пропасти между человеком и его предками.

Важнейшей особенностью социальности является сложная структура межчеловеческих отношений, закреплённая в особых формах, культуре и языке.

Вследствие системной организации материи любые изменения проявляются многообразно.Так. возросшая человеческая сексуальность (возрос уровень половых гормонов) сделала более стрессоустойчивой нервную систему и обусловила огромную работоспособность головного мозга, оказав влияние на развитие интеллекта. Так разрешилось второе противоречие в эволюции: между неравенством семейных ролей и единством их противоположностей. Сексуальность в бытие человека в мире преломилась в разнообразные стороны культуры, приобретя надсубъектное, социальное значение.

Становление социальности происходило не только «снизу», опосредуя биологические связи человека. Возникший вместе с объективацией духовного в языке социум стал развиваться по своим особым внутренним законам, которые задали человеку надбиологическое измерение. Выявилась безусловная ценность людей как носителей знания и опыта. Это обусловило особое отношение к старейшим членам рода – заботу о них.

Человек совершенного типа, относящийся к виду Homo sapiens, - существо с гибким интеллектом, хотя инее со столь массивной мускулатурой – сформировался около 50 тысяч лет назад. В эпоху палеолита – древнекаменного века. А около 20 тысяч лет назад в средиземноморском регионе началась дифференцировка древних людей на расы, окончательно завершив биологический этап в эволюции человека.

Современные исследования показали, что по восприятию культуры и умственным способностям представители разных рас не отличаются друг от друга. Другое дело , что биологическая составляющая человека постоянно преломляется в его социальности. Условия среды, в которых протекала история различных рас и народов, наложили свой отпечаток на особенности темперамента, психики, склонности людей, и это может проявляться в культурных их особенностях и в особенностях трудовой деятельности. Так, представители негроидной расы природно обладают более атлетическим сложением, лучшими скоростно – силовыми качествами, что находит естественное выражение в предпочтительности для них спортивной карьеры, но отнюдь не умаляет умственных способностей.

 

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ.

 

Говоря о структуре человеческого познания, следует обратить внимания на ее многомерность, причины которой в системной включенности человеческого субъекта в различные формы бытия.

Прежде всего сам дуализм субъекта (как вещь он взаимодействует с другими материальными объектами и одновременно имеет дело с субъективным их отражением и преломлением через самость собственной природы ) порождает необходимость активности субъекта ( о ней мы не раз упоминали), а с ней существование двух уровней познания-чувственного и рационального. Чувственный опыт, многообразие ощущений, источником которых являются органы чувств, «соприкасающиеся» с объективным внешнем миром,- вот материал, с которым субъект имеет дело. Рациональное в структуре познания есть способ упорядочения ощущений в целостной образ действительности. Рациональное познание, как известно, оперирует понятиями, совокупная структура которых составляет язык. Следовательно, здесь познание перерастает индивидуальный уровень и выходит в сферу объективированного духовного, тем самым соприкасаясь с общественной и деятельностной сторонами бытия субъекта.

Когда мы говорим об активности познания, не следует представлять ее только как своеобразное «двигательное» соприкосновение субъекта с окружающим миром. Активность есть своеобразная онтология, бытие субъекта, отличное от бытия вещей, особенность которого – искать свое место среди них, свое отношения с ними. Эта активность проявляется в еще одном познания (которые есть одновременно и форма знаний, и его наличный результат) – в восприятии. Это целостный образ внешней реальности или отдельных ее компонентов, неразрывно связанной с субъективными особенностями познающего – параметрами психических процессов, ценностями, представлениями, знаниями. Эти субъективные особенности и обусловливают форму восприятия – то, как внешний мир предстает в голове субъекта, т.е. им осознается.

СТРУКТУРА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА.

 

 У материалистического марксистского понимания общества есть важное преимущество. Оно позволяет объяснить многие формы духовной деятельности и отношений людей, таких как искусство, мораль, религия, ценности и др. Дело в том, что общественное бытие людей, актуализированное через экономические отношения (в технологиях, социальной реальности) фиксирует определенные формы реальности, которые отображаются в представлениях человека о них. Такой процесс называется общественное сознание (отсюда и формула «бытие определяет сознание»). Мысли индивида о способе поведения в реальности и возможных путях ее преобразования, таким образом, не первичны, а лишь отображают то, что происходит в общественном бытие. В общественном сознании отражаются не только совокупные знания и представление о мире, полученные с помощью выработанных обществом технологий и становящиеся достоянием опыта и переживаний индивида в его индивидуальном сознании. В общественном сознании преломляются формы бытия общества как целостной системы, определенные его самостью, и в этом качестве они рефлекссируются человеком и обществом в виде форм общественного сознания. К таковым относятся: политическая идеология, право сознания, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Интегрирующим фактором общественного бытия выступает культура, под которой понимается совокупность материального и духовного производства как результата человеческой деятельности. В культуре опосредовано бытие человека в мире, итоги его познания и активности, преобразовательной над природой деятельности.

Таков общий характер общественной организации человечества. Философия здесь позволяет раскрыть наиболее общие его моменты и определить подходы к изучению. Однако общество ни есть лишь гармония. Развиваясь как надбиологический «организм», оно неизбежно приходит к противоречиям с природой человека. Эти противоречия достигли своего апогея в современную эпоху и получили название глобальные проблемы современности. Их анализ и дополнит наше знакомство с социальной философией.



НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.

 

Научные знания основываются на достоверных фактах, стремясь к точному количественному их анализу, только затем вырабатывая теоретический аппарат знания. Обыденное же понимания науки – это «размышление по поводу», популярная сводка любопытных данных, фактов, догадок, более или менее систимотическое. От части такое изложение хороктерно для учебных предметов по основам той или иной науки (особенно гуманитарных). Но ведь это не что иное как изложение философских, предметных оснований данной науки; т.е. подача результатов всегда будет с родни и их фелосовскому осмыслению. По этому учебная дисциплины – это еще не сома наука, а больше изложения ее предмета и внутренних связей, т.е. процесс,  напоминающий философствования.

Сама же наука отличается от классического философствования (понятие философии шире понятия наука, хотя есть раздел философии - философия науки) прежде всего методами познания и характером общественных связей индивида в этом действии. Философия как таковая - более или менее индивидуальное «вопрошание» человеком реальности, основанное часто на субъективном (и субъективном по характеру онтологии) восприятии(вовсе не значит, что неправильном или плохом). Наука по характеру знаний и способу их получения – процесс общественный связанный с общественным разделением труда, с практикой, а через нее – с производством и технологиями. Она гораздо более рутинна, чем может показаться; это – способ получения истины,  но способ повседневной пронизывающий способ жизни производства современного общества. Это творчество, но не философа и не писателя, а гораздо более ограниченное рамками общества, технологий и самого способа существования науки в обществе. Разумеется выделяется наука прикладная и наука чистая (фундаментальная). Но и последнее теснейшим образом связанно с технологиями, экономикой и общественными потребностями (т.е. с финансированием экспериментальной базы ). Более подробно сущность научного знания и его специфики раскрывается при знакомстве с его структурой.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Говоря об уровнях, выделяемых познавательной деятельности человека мы отметили чувственное и рациональное познание. Эти уровни в равной мере характерны для всех видов познавательной деятельности человека (и обыденной, и художественно-образной), а не только научной. В научном познании выделяются два основных уровня – эмпирический и теоретический. Хотя они в чем то близки к чувственному и рациональному в структуре познания, между ними существует принципиальные отличия, связанные с тем, что эмпирическое и теоретическое познание ни есть изначальное св-ва человека; они достижение культуры результат философского анализа способов научного познания. В этом смысле эмпирический уровень – не просто чувственное созерцание. Он направлен на фиксацию определённого характера реальности, определенных ее сторон и соотношение между ними. Тем самым он включает в себя развитый категориальный аппарат и рациональное познание, который фиксируют на основе наблюдения эмпирический факт. Равно теоретическое познание не обходится без наглядных образов которые называются идеальными объектами, с которыми исследователь проводит мысленные эксперименты, моделируя свойства и поведение идеальных объектов в различных отношениях. Примеры таких идеальных объектов: абсолютно твёрдое тело, материальная точка, идеальный маятник.

Итак, наиболее широко научные познание можно структурировать на эмпирический и теоретический уровни. Результатом эмпирического исследования является эмпирический факт.

Результатом теоретического исследования – теория – целостное описание определённой части действительности в системе закономерностей и отношений. Теория наиболее совершенный и развитый результат научного познания. Поэтому выделяются и более частные результаты теоретического исследования, например, модель или научный закон.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Что такое философия и почему она возможна.

2. Мировоззрение и его исторические формы.

3. Возникновение философии.

4. Особенности философского мышления.

5. Структура философского знания.

6. Особенности философского знания как отражение особенностей бытия человека.

7. Значение философии.

8. Общая характеристика античной философии и её периодизация.

9. Философия досократовского периода.

10. Философия классического периода.

11.Философия эллинистического периода.

12.Философия римского периода.

13.Философские идеи античности и развитие медицины.

14.Значение античной философии.

15.Общая характеристика средневековой фидлософии.

16.Реализм и номинализм.

17.Философия эпохи Возрождения.

18.Проблема человека в философских и медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.

19.Основные проблемы философии Нового времени.

20.Эмпиризм Ф. Бэкона (1561 – 1626).

21.Рационализм Р.Декарта (1596 – 1650).

22.Проблемы философской антропологии.

23.Философии И. Канта (1724 -1804).

24.Идеи развития в немецкой классической философии.

25.Антропологический материализм Л. Фейербаха.

26.Диалектико – материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

27.Проблемы человеческого бытия.

28.Классические традиции в современной философии.

29.Становление и периодизация русской философии.

30.Человек и общество в русской религиозной философии.

31.Философия русского космизма.

32.Категория бытия в философии.

33.Категория материи в философии.

34.Системность организации материи.

35.Самоорганизация материи.

36.Структурные уровни организации материи.

37.Принципы диалектико – материалистического анализа действительности.

38.Категория диалектики.

39.Законы диалектики.

40.Человек кА предмет философского анализа.

41.Антропосоциогенез.

42.Диалектика биологического социального в человеке.

43.Сущность и особенности познания.

44.Структура познания.

45.Сущность общественной жизни людей.

46.Структура бытия общества.

47.Философский анализ глобальных проблем современности.

48.Наука. Научное познание.

49.Структура научного знания.

50.О соотношении научного и вненаучного познания.


                         ЛИТЕРАТУРА.

 

1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.., 1975.

2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1982.

3.Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

4.Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

5.Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.,

6.Миронов В.В. Философия., учебник,  изд – во «Проспект», М., 2006.

7.СпиркинА.Г. Философия., учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики», М., 2003.

8. Зима В.Н., Михайличенко Н. Ф. Методические рекомендации к изучению курса «Основы философских знаний». – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

9.Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2000.

10. Якушев А.В. Философия., пособие «В помощь студенту», изд – во «А – приор», М., 2007.

 


БИЛЕТЫ

к комплексному экзамену по дисциплинам:

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ»

Билет №1

 

1 Что такое философия и почему она возможна?

2.Происхождение человека. Основные философские теории.

Билет №2

1. Мировоззрение и его исторические формы.

2. Сущность человека.

 

Билет №3

 

1. Возникновение философии.

2.Попытки классификации человека.

 

Билет №4

 

1. Особенности философского мышления.

2. Классификация типов человеческой психики по Клавдию Галену.

 

Билет №5

 

1.Структура философского знания.

2. Психологическая направленность личности (экстраверты и интроверты).

Билет №6

1. Особенности философского знания как отражение особенностей       бытия человека.

2.Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Билет №7

 

1.Значение философии.

2. Потребности личности.

Билет №8

1. Общая характеристика античной философии, и её периодизация.

2.Личность как социальная система. Социализация личности.

Билет №9

 

1.Философия досократовского периода.

2.Основные этапы социализации личности.

Билет №10

 

1. Философия классического периода.

2.Структура сознания по З. Фрейду.

Билет №11

 

1.Философия эллинистического периода.

2.Психоанализ (З.Фрейд, К. Юнг).



Билет №12

 

1.Филосоофия римского периода.

2. Защитные механизмы человеческой психики.

Билет №13

 

1. Философские идеи античности и развитие медицины.

2. Познавательная деятельность человека.

Билет №14

 

1. Значение античной философии.

2.Сенсуализм.

 

Билет №15

 

1.Общая характеристика средневековой философии.

2.Рационализм.

Билет №16

 

1.Реализм и номинализм.

2.Основные формы чувственного познания.

Билет №17

 

1.Философия эпохи Возрождения.

2.Основные формы рационального познания.



Билет №18

 

1.Проблема человека в философских и медицинских знаниях Средневековья и эпохи Возрождения.

2.Проблемы истины в философии.

Билет №19

1.Основные проблемы философии Нового времени.

2.Основные проблемы биоэтики.

Билет №20

 

1. Эмпиризм Ф. Бэкона.

2.Конвенция Совета Европы по биоэтике.

Билет №21

 

1. Рационализм Р. Декарта.

2.Этические и правовые проблемы здравоохранения на современном этапе.

 

Билет №22

 

1. Проблемы философской антропологии.

2.Аутопсия.

Билет №23

 

1. Философия И. Канта.

2.Эвтаназия.

Билет № 24

 1. Идеи развития в немецкой классической философии.

 2.Дискуссия о смерти мозга.

Билет №25

 

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Философские понятия о смерти и бессмертии.

Билет №26

 

1.Диалектико – материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

2.Смерть и умирание.

 

Билет №27

 

1. Проблемы человеческого бытия.

Человек и общество в русской религиозной философии.

2.Аборт как этическая проблема.

Билет №28

 

1. Классические традиции в современной философии.

2.Донорство.

Билет №29

1. Становление и периодизация русской философии.

2.Трансплантация органов и тканей.

 

Билет № 30

 

1. Человек и общество в русской религиозной философии.

2.Медицинское вмешательство в репродукцию человека.

Билет №31

 

1. Философия русского космизма.

2.Искусственное оплодотворение.

 

Билет №32

 

1. Категория бытия в философии.

2.Искусственный аборт.

Билет №33

 

1. Категория материи в философии.

2.Условия медицинского вмешательства.

 

Билет №34

 

1. Системность организации материи.

2.Человек как объект для проведения научных исследований.

 

Билет №35

 

1. Самоорганизация материи.

2.Развитие философии в XX веке.

 

Билет №36

 

1. Структурные уровни организации материи.

2.Философия экзистенциализма (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс).

Билет №37

 

1. Принципы диалектико – материалистического анализа действительности.

2.Происхождение человека. Основные философские теории.

 

Билет №38

 

1. Категории диалектики.

2.Сущность человека.

Билет №39

 

1. Законы диалектики.

2.Попытки классификации человека.

Билет №40

 

1. Человек как предмет философского анализа.

2.Классификация типов человеческой психики по Клавдию Галену.



Билет №41

 

1. Антропосоциогенез.

2.Психологическая направленность личности (экстраверты и интроверты).

Билет №42

 

1. Диалектика биологического и социального в человеке.

2Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Билет №43

 

1. Сущность и особенности познания.

2.Потребности личности.

 

Билет №44

 

1.Структура бытия общества.

2.Личность как социальная система. Социализация личности.

Билет №45

 

1. Философский анализ глобальных проблем современности.

2.Основные этапы социализации личности.

Билет №46

 

1.О соотношении научного и вненаучного познания.

2.Структура сознания по З. Фрейду.

                  Министерство образования и науки Самарской области,

Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.

Кинель – Черкасский медицинский колледж.

 

 

СБОРНИК

методических рекомендаций и материалов

по подготовке студентов к экзамену по дисциплине

 

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ»                                               



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 ПУСТЬ НИКТО В МОЛОДОСТИ  НЕ  ОТКЛАДЫВАЕТ ЗАНЯТИЙ ФИЛОСОФИЕЙ.

                                                                                     ЭПИКУР.

 

Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Современное общественное развитие неизбежно способствует тому, что возникают новые мировоззренческие проблемы и по – новому переосмысливаются старые. Цель философии – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие духовно – нравственные установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха, осознать мир и себя в нём.

Назначение настоящего пособия состоит в том, чтобы оказать студентам медицинского колледжа методическую помощь в изучении курса «Основы философских знаний» и в подготовке к итоговым экзаменам. В пособии делается акцент на раскрытии связи философских и медицинских знаний с целью возможно большей профилизации учебного процесса.

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и структурно делится в соответствии с вопросами, входящими в экзаменационные билеты.

Материал изложен максимально доступно, сжато и чётко. Содержание материала логически увязано с учебным курсом.

Философия как родоначальница всех наук оказала влияние и на развитие медицины в самые ранние периоды истории человечества. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, «отделять зёрна от плевел», раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Философия изучает наиболее общие законы бытия и мышления, развития природы, общества и познания. Философия всей своей длительной историей обращена к человеку, который является объектом медицины.

В этой связи, выделяя методический аспект философии применительно к медицине, можно отметить два момента:

Первый – философия является методологической основой научного знания, одной из областей которого является медицина. Следовательно, изучение курса философии при подготовке медицинского работника способствует формированию его научного медицинского мировоззрения.

Второй – философский анализ человека является основой медицинской этики, так как учит целостному подходу к пациенту не только как к объекту манипуляций. В этой связи, а также в связи с возросшей долей заболеваний психогенной природы важной составной частью в подготовке медицинских специалистов является изучение процессов сознательного и бессознательного, диалектика которых – предмет философского анализа.

Обращаясь к студентам, изучающим философию, хочу сказать, что большая часть философских постулатов является неотъемлемой частью вашей будущей профессии, которая потребует от вас мудрости в принятии правильных решений, касающихся здоровья людей. Изучайте философию с любовью, ведь она учит вас не только мыслить, но и жить «разумно, нравственно и справедливо». Успехов вам на экзаменах.

 

                     Терентьева В.А. - преподаватель

                     высшей квалификационной категории.



ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ПОЧЕМУ ОНА ВОЗМОЖНА?

Процесс познания, изучения окружающего мира не существует сам по себе . Его носителем является человек. Человек, существующий в Мире, во Вселенной, в ней укоренённый и с ней неразрывно связанный. И этому человеку по природе его свойственно задаваться вопросами, ответы на которые призваны объяснить ему его подлинное место в мире, роль, а следовательно, и возможности. То есть помочь в освоении окружающей действительности с тем, чтобы к ней как можно лучше приспособиться. И тогда мы обращаемся к таким свойствам человека как мышление и познание, к таким свойствам мира, как вечность, время, становление и развитие. А затем мы вправе задаться вопросом, почему именно выделенные признаки и качества характеризуют Вселенную и человека, и , стало быть, почему мир таков, каковым он является.

Способность к философствованию есть свойство человека быть в мире, есть отражение связей с этим миром. Тем самым появляется возможность рассматривать философию как высвший акт осознания человеком сущего: «Как и почему существует то, что существует? Как возможно то, что есть во Вселенной?». Именно эта особенность философии отличает её от других областей знания. Неслучайно всё больше мыслителей склоняется к мысли, что в лице человеческого Разума Вселенная осознаёт саму себя.

Термин «философия» предложен античным математиком и философом ПИФАГОРОМ. Его значение любомудрие, то есть любовь к мудрости, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.