Водное законодательство РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана водных объектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития и улучшения состояния окружающей природной среды). Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на принципах:

• устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);

• сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

• разграничение функции управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны или безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления, использованием и охраной водного фонда, согласованного с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и водным законодательством Российской Федерации.

Базовым законодательным актом, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, является

ВК, который определяет требования к охране и использованию водных объектов, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, называет функции государственного управления.

Самостоятельную группу общественных отношений регламентирует специальный законодательный акт - Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", необходимость принятия которого была вызвана неблагополучной экологической обстановкой, сложившейся в этой уникальной экологической системе, включающей в себя единый комплекс водного объекта и прилегающей к нему территории.

Свою реализацию названные законодательные акты нашли в решениях Правительства РФ, среди которых необходимо назвать постановление от 19.12.1996 № 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты".

Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают собственные законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны и использования водных объектов с учетом региональной специфики. Так, постановлением Правительства Москвы от 19.10.1999 № 958 утверждено Временное положение о водоохранных зонах водных объектов, расположенных на территории г. Москвы, и их прибрежных защитных полосах.

Важную роль в правовом регулировании рассматриваемой сферы играют ратифицированные СССР и РФ акты международного права, к числу которых можно отнести Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1974 г.) и Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.