Введение
В словаре написано, что “вероотступничество” – это отказ от религиозной практики. Но есть у этого слова и более глубокий духовный смысл. Вероотступник – это человек, который утерял связь с Господом, стал безразличен к духовному или даже отпал (отступился) от веры.
Степени отпадения от веры могут быть разными.
Отступничество. Отпадение от веры в результате сознательного отрицания Божьей истины, явленной в Его Слове и Его Сыне.
Плотские грехи. Частое впадение в грех – прелюбодеяние, пьянство, воровство и пр.
Духовные грехи. Духовная апатия, ложь, обман, сплетни, зависть, эгоизм, ревность (Гал. 5:l9- 2l).
Каковы причины вероотступничества ?
• Разочарование в христианах из-за их непоследовательности (реальной или мнимой).
• Безразличное отношение ко Христу, к Слову Божьему, молитве, свидетельству.
• Духовная безответственность и непонимание истинного смысла духовной жизни.
• Неповиновение явной Божьей воле.
• Сознательно совершенный и не исповеданный грех.
Билли Грэм мудро заметил: “Если вы истинно веруете во Христа, то готовьтесь к бою. Плотские похоти, мирские соблазны и дьявол ополчатся на христианина: плоть будет бороться с духом, а дух – с плотью. И этой борьбе нет конца. Мир наступит лишь тогда, когда вы полностью доверитесь Христу. К сожалению, многие хотят одной ногой стоять в миру, а другой – в Царствие Божьем. Но это все равно что сидеть на двух стульях. Радости мало. Так что лучше уж вверьте свою жизнь Христу”.
Советы душепопечителю
Без искреннего покаяния, без исповедания греха и примирения с Богом собеседник не обретет мира. Его жизнь обновят только Христова любовь, Библия и желание служить ближним.
Чтобы достичь этой цели, постарайтесь определить, каким образом ваш собеседник отпал от Христа. Если он не уверен, был ли вообще момент обращения, расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7). Если собеседник готов к серьезному разговору, тогда:
l. Попросите его исповедать перед Господом все известные грехи (l Ин. l:9l).
2. Расскажите о примирении с Богом (стр. l3). Исповедание грехов поможет восстановить связь с Богом. Нет такого греха, который Бог не простил бы во Иисусе Христе.
3. Пусть собеседник начнет читать и изучать Библию, ежедневно молиться. Предложите буклет “Что значит "жить во Христе"” – это хорошее подспорье для начинающих изучать Библию.
4. Посоветуйте стать прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению. Там собеседник обретет друзей-христиан, сможет духовно расти и служить Богу.
5. В некоторых случаях ему нужно будет “искупить” свою вину: постараться по возможности исправить причиненное другим людям зло.
Помолитесь вместе с собеседником о примирении с Богом и попросите Божьего благословения. Посоветуйте запомнить наизусть стихи из Притчей 3:5-6. Главное теперь – до конца дней жить по Библии.
“Написано...”
Покаяние и исповедание греха
“Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа” (Пс. 39:2-4).
“Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” (Пс. 50:l9).
“Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Прит. 28:l3).
“Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды” (l Ин. l:9).
Обетование о прощении
“…И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи, их и исцелю землю их” (2 Пар. 7:l4).
“Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив” (Ис. 55:7).
Духовный рост
“...Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией” (Еф. 3:l7-l9).
“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, – и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп. 4:6-7).
“Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу” (Кол. 3:l6).
Ежедневное упование на Бога
“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Прит. 3:5-6).
“Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” (Рим. 8:32).
“Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).
ВРАГИ
Введение
Враг – это тот, кто выказывает по отношению к вам неприязнь, таит на вас зло и старается навредить. Никто не избавлен от людского недоброжелательства. А как порой хочется “расквитаться”, отомстить обидчику! Но Слово Божье подсказывает другой выход:
• “если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. l2:l8).
• “...Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками” (Рим. l2:l7).
• “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"” (Рим. l2:l9).
• “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5:44).
Есть стереотипы поведения, следуя которым мы наживаем себе врагов и навлекаем на себя неприятности:
• Эгоизм, невосприимчивость к чужой боли.
• Нежелание видеть в себе обидчика, а не обиженного.
• Сплетни. Осуждение. Вместо того чтобы тактично указать людям на их ошибки, мы за глаза осуждаем их.
• Привычка игнорировать сложные ситуации, не стараясь их исправить.
• Уверенность в собственном превосходстве (на фоне недостойного поведения других).
• Отказ пройти “еще одно поприще” или “подставить другую щеку”. Христиане должны уметь прощать: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лк. 6:37).
• Несоблюдение Божьей заповеди любить своих врагов и молиться за них (Мф. 5:44).
Билли Грэм пишет: “Бог обязательно даст вам дух прощения, когда вы во Иисусе Христе примете прощение от Него. Когда примете – поймете: Он столько вам простил, что теперь остается только простить все зло, причиненное вам. В миру считается, что нужно квитаться за содеянное зло. А среди христиан принято сносить обиду во имя Христа. Нужно прощать, чтобы люди через нас познали благодать Божью, благодаря которой всякому грешнику даруется прощение”
Советы душепопечителю
l. Скажите собеседнику, что Бог всегда думает о нас: Библия говорит нам, как поступать с врагами.
2. Спросите, обратился ли ваш собеседник к Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Если нет – расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
3. Если собеседник – христианин, посоветуйте ему искать ответа у Бога. Расскажите о примирении с Богом (стр. l3), особо выделите следующие отрывки: l Ин. l:9 и Рим. l2:l. Новое обращение ко Христу поможет пересмотреть отношение к врагам.
4. Задайте следующие вопросы – они помогут собеседнику понять необходимость примирения:
l) Что вызвало ссору?
2) Виноват ли в этом ваш собеседник?
3) Как, по мнению собеседника, к нему относится его недруг? До конца ли честен ваш собеседник в оценке ситуации?
4) Спросите, что он чувствует по отношению к “врагу”: неприязнь? обиду? злобу?
5) Объясните, что он обязан простить, – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно христианину предстоит сделать первый шаг к примирению. Зрелый христианин должен быть миротворцем. Расскажите о том, как Христос относился к Своим обидчикам: Его мучили и унижали, но Он не мстил.
6) Объясните: чем скорее разрешится проблема, тем лучше для собеседника. “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта” (Мф. 5:25).
7) Идти на примирение нужно с чувством смирения, помня о том, что никто не без греха: “Кроткий ответ отвращает гнев” (Притч. l5:l). Говорить нужно с “истинною любовью” (Еф. 4:l5).
8) За своего неприятеля нужно искренне молиться, не закрывая сердца перед Богом: только тогда Он сможет подсказать верное решение.
9) Помолитесь вместе с собеседником, попросите, чтобы Бог помог примирению сторон.
l0) Спросите, какой первый шаг к примирению собирается сделать ваш собеседник. Напомните: отсрочка только мешает налаживанию отношений.
“Написано...”
“Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним” (Прит. l6:7).
“А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?” (Мф. 5:44-46).
“Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23 34) “...Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему” (l Пет. 3:ll). “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. l2:l8). Другие библейские цитаты на данную тему:
Псалтирь 33:l4
Послание к римлянам l4:l7-l9
Второе послание к Тимофею 2:22
См. также главу “Прощение”
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Введение
У всякого человека есть свои привычки. Очень многое мы делаем автоматически – порой даже не замечая, что и как.
Выражение “вредные привычки” вмещает в себя множество отрицательных сторон поведения человека. Под дурной привычкой понимают все, что мешает духовному росту христианина и наносит вред окружающим. Здесь можно говорить о так называемых духовных грехах: эгоизме, зависти, злобе, сплетнях, лжи, злоречии, несдержанности, ссорах или лености. Можно говорить и о дурных пристрастиях: обжорстве, пьянстве, курении, мотовстве, увлечении порнографическими изданиями и фильмами, о чрезмерном рвении на работе, пустых мечтаниях, порочных мыслях, мастурбации, бранной речи.
Вопрос о дурных привычках становится особо важным в свете требований Писания: “ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Вверяя себя Господу, мы просим Его исследовать наши сердца и показать все, что Ему в нас не угодно (Пс. l38:23-24). Как много безобразного тогда открывается! И все это следует искоренить. Главное – помнить: вредные привычки неугодны Богу. Но с Его помощью от них можно избавиться, заменить их более здоровыми.
Нельзя жить без перемен. В Евангелии много говорится о необходимости перемен (2 Кор. 5:l7). Нам известно, что Бог может изменить нашу жизнь, сделать ее богоугодной: “Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:l0).
Билли Грэм говорит: “Сила, с помощью которой мы можем бороться и побеждать, постоянно исходит от Христа... У христианина есть силы для того, чтобы в земной жизни быть выше этого мира. Библия учит, что всякий, рожденный от Бога, не грешен”.
Советы душепопечителю
l. Похвалите собеседника за то, что он понимает важность духовной жизни и не хочет мириться со своими вредными привычками и пристрастиями. Измениться может всякий, независимо от возраста и условий жизни: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе” (Флп. 4:l3). Прийти к победе собеседнику поможет Божья помощь и вера в то, что разорвать путы дурных пристрастий – возможно.
2. Спросите, вверил ли собеседник свою жизнь нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. Порой душепопечитель думает: если собеседник беспокоится из-за своих вредных привычек, значит, он христианин. Но это не так. Уверен ли ваш собеседник, что истинно обратился ко Христу и установил с Ним живую связь, которая поможет изменить жизнь? Расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7).
3. Объясните, что дурную привычку или привычки (грехи) нужно воспринимать очень конкретно. Необходимо четко определить, в чем и как собеседнику следует измениться. Это не произойдет по мановению волшебной палочки – ломать устоявшиеся стереотипы поведения нелегко. Без усилий со стороны собеседника ничего не выйдет. Именно об этом
думал апостол Павел, говоря: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:24). Быстро и просто от “тела смерти” не избавиться.
4. Предложите собеседнику покаяться перед Господом в своих вредных привычках и попросить у Него прощения. В то же время помогите собеседнику заключить завет с Господом, чтобы он мог довести свою борьбу до конца. Конкретное обещание, данное Богу, положит начало переменам. Пусть собеседник займет твердую позицию, тогда он выйдет победителем (см. слова Иисуса Навина – И. Нав. 24:l5).
5. Объясните собеседнику, что дурные привычки можно побороть, если заменить их хорошими. Именно об этом говорит апостол Павел: “...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего; и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу” (Еф. 4-22-25). И еще: “Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся” (Еф. 4:28).
Принцип “отложить – облечься” начинает действовать, если заучивать цитаты из Писания. Христианину, который имеет привычку к нецензурным словам, поможет такой стих: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф. 4:29). В других случаях подойдут слова хвалы, которые можно найти в псалмах 33 или l02.
Убедите собеседника, что всякую дурную привычку можно заменить хорошей!
6. Посоветуйте ежедневно читать и изучать Библию, запоминать стихи из Писания, молиться. По мере того как Божьи мысли будут проникать в наш разум, начнутся и перемены.
7. Посоветуйте собеседнику найти себе товарища-христианина, с которым можно было бы обсуждать общие проблемы, молиться и славить Бога за одержанные победы. Такая дружба помогла многим.
8. Посоветуйте собеседнику найти себе служение. Когда начинаешь помогать другим, делиться с ними опытом – тем, что узнал из Библии, своими победами, – тогда и сам становишься духовно сильнее.
9. Если собеседник не стал еще прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению, то ему нужно найти такую. Там он получит возможность общаться с верующими, молиться, изучать Библию служить ближнему.
l0. Предложите собеседнику для начала выбрать и преодолеть одну дурную привычку: это будет пусть малая, но все же победа, а за ней последуют остальные...
ll. Помолитесь о победе собеседника над его порочными пристрастиями
“Написано...”
“В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (Пс. ll8:ll).
“Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Лк. 9.23).
“Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (Иак. 4:7-8).
“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном ваше” теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью” (Рим. 6:ll-l4).
“Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).
“...Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению... чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире” (Флп. 2:l3,l5).
Другие библейские цитаты на данную тему:
Книга пророка Иеремии l7:9-l0
Послание к галатам 2:20
Второе послание к Тимофею 2:l5
ГНЕВ
Введение
Гнев – это непроизвольная реакция на неприятную ситуацию или происшествие. Если проявления гнева не чрезмерны и нечасты, то это можно считать нормальной реакцией. Но гнев становится опасным, если в порыве чувств человек теряет власть над собой или “копит гнев”, становясь злым и обидчивым. Именно такой гнев – греховен.
Тут главное понять: не всякий гнев греховен. Словом “гнев” Библия часто обозначает несколько разных чувств. Например:
• Моисей воспламенился гневом, когда увидел отступничество народа (Исх. 32:l9).
• Исцелив человека с больной рукой, Иисус “воззрел с гневом” на фарисеев (Мк. 3:5),
потому что увидел их упрямство.
• В отрывке об очищении храма не сказано прямо о том, что Иисус гневался, но это подразумевается (Мк. ll:l5,l7).
• Порой гнев испытывают при виде греха: “Гневаясь, не согрешайте” (Еф. 4:26).
Писание призывает держать себя в руках
“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Прит. 29:ll). Каждый человек имеет право выражать свое мнение и имеет право, чтобы к нему относились с уважением – не унижали его. Но не стоит забывать: начни Иисус отстаивать Свои права, Он не пошел бы на крест! Христианину нужно быть предельно осторожным в проявлении своих чувств. Помните: даже если человек прав, он может доказывать свою правоту по-разному, в том числе и весьма неподходящим образом!
Билли Грэм пишет: “Библия не запрещает нам испытывать недовольство, но дает два рычага власти над ним. Первый – очистить гнев от горечи, злости и ненависти. Второй – ежедневно следить за своими чувствами, особенно чувствами неприязненными. Есть старая латинская поговорка: "Тот, кто ложится спать в гневе, делит постель с дьяволом". Конечно, многое в жизни раздражает, но не забывайте: отрицательные эмоции могут стать лазейкой сатаны, который стремится овладеть нашими чувствами”.
Если гнев не контролировать, это может привести к тяжелым последствиям:
§ Вспышкам насилия или грубой брани.
§ Чувству горечи и обиды, враждебности (желанию отомстить)
§ Внутреннему беспокойству – потере душевного равновесия. Прислушайтесь к себе: может быть, ваше отношение к людям неугодно Богу и вы “даете место диаволу” (Еф. 4:27)?
§ Нанесению вреда людям. Задумайтесь, что, глядя на вас, могут сказать окружающие. По-христиански ли вы поступаете? Не страдает ли кто – физически или эмоционально – от вспышек вашего гнева?
“Учитесь властвовать собою”
l. Не стоит все воспринимать как личное оскорбление. В то же время постарайтесь уяснить себе, что чаще и больше всего вас раздражает и заставляет сердиться.
2. Чаще молитесь. Молитесь, если чувствуете, что недовольны поведением окружающих – иначе может последовать вспышка гнева. Помните: Бог использует людей и обстоятельства, чтобы шлифовать наш характер. А ведь вам еще далеко до совершенства!
3. Чрезмерный гнев греховен: “Солнце да не зайдет во гневе вашем” (Еф. 4:26). Вечерами перебирайте в памяти свои дневные поступки – просите у Бога прощения за греховные.
4. Поймите: христианин обладает двойственной природой, и каждое из его “я” хочет стать главным. Нужно научиться “обновляться”, как сказано в Послании к ефесянам 4:22-24:
а) “отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего обольстительных похотях” (стих 22);
б) “облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (стих 24);
в) в результате вы сможете “обновиться духом ума вашего” (стих 23; см] также 2 Кор. 5:l7).
5. Постарайтесь не таить гнев, а обращать его на то, что его вызвало.
6. Следуйте вождению Святого Духа: “Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал. 5:l6).
7. Позвольте Слову Божьему направлять вас во всех жизненных ситуация) Для этого следует читать Библию и заучивать отдельные стихи: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью” (Кол. 3:l6).
Советы душепопечителю
l. Первый шаг в решении любой проблемы – вера в Иисуса Христа. Спросите собеседника, верует ли он в Господа. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
2. Подробно расспросите собеседника, чтобы понять, до какой степени его мучит неконтролируемый, чрезмерный гнев. Расскажите о природе гнева (см. “Введение”), упомяните о христианском отношении к миру и людям, о ежедневном покаянии в грехах, о том, как “обновиться”. Предложите собеседнику записать основные положения и соответствующие цитаты из Писания – так легче будет запомнить сказанное.
3. Помолитесь вместе с собеседником, чтобы у него всегда была “непорочная совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:l6). Пусть его не оставляет вера в победу.
“Написано...”
“[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” (Прит. l5:l).
“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Прит. 29:ll).
“Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией” (Иак. l:l9-20).
“Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего; и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4:22-24).
“А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” (Кол. 3:8).
См. также главу “Обида”
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Введение
Гомосексуалисты – это люди, которые испытывают сексуальное влечение к представителям своего пола. Гомосексуальные склонности могут проявляться как у мужчин, так и у женщин (женщин, которых влечет к представительницам своего пола, называют лесбиянками).
Гомосексуализм – сложная проблема, и в обществе ее порой неправильно понимают. Нельзя подгонять всех гомосексуалистов под один стереотип, не все они – женоподобные мужчины и мужеподобные женщины, хотя некоторые из них действительно так выглядят. Гомосексуализм пустил корни в всех слоях общества. Очень много представителей “сексуальных меньшинств” среди людей высокого профессионального уровня, занимающих ответственные посты в бизнесе, промышленности, правительстве.
В последнее время среди гомосексуалистов крепнет бойцовский дух: они в открытую защищают свой образ жизни, объединяются в организации “сексуальных меньшинств”, проводят кампании в защиту своих прав, но многие из страха осуждения до сих пор ведут двойную жизнь. Они боятся разоблачения, их гнетет чувство вины – это касается прежде всего тех, кто понимает нравственную ущербность такого образа жизни.
Человек, который серьезно изучает Библию, никогда не скажет, что у гомосексуалистов просто “альтернативный” образ жизни. Не скажет и того, что гомосексуалисты “уродились такими” или что гомосексуализм – это болезнь. Бог любит “представителей меньшинств” не меньше, чем других, но их поведение противоречит установленному Им порядку. Большинство гомосексуалистов считают, что не сами избрали свою сексуальную ориентацию, но факт остается фактом: они свою ориентацию неверно поняли и не верно проявили, так что говорить нужно именно о фактах.
Библия ясно говорит, что такое естественная сексуальная ориентация:
“Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два]
одна плоть” (Быт. 2:24).
“...Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, умножайтесь на ней” (Быт. 9:7).
“Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена” (l Кор. 7:3-4).
Писание объясняет, что цель сексуальных отношений – двоякая: они скрепляют связь между вступившими в брак мужчиной и женщиной и служат для продолжения рода. Семья, состоящая из мужа, жены и детей, - таков истинный Божий порядок. Семья – ячейка общества. (Но не нужно при этом думать, что каждый обязан создать семью и завести детей. Те, кто предпочел одиночество, тоже не нарушают Божьего плана).
Многие отрывки из Писания показывают, что Бог не одобряет гомосексуализм (см. раздел “Написано...”). Содомский грех стоит в одном ряду с прелюбодеянием, блудом, проституцией, похотью. Не стоит говорить, что это какой-то особый грех, который больше других ненавистен Богу: Христос искупил все грехи, без исключения. Но не стоит и приуменьшать этот грех. Главное – помнить: Бог прощает нас и помогает избавиться от греха, лишь когда мы приходим к покаянию.
Билли Грэм отмечает: “Как бы мы ни старались оправдать гомосексуальные отношения, представляя их альтернативой отношениям гетеросексуальным, в Послании к римлянам сказано ясно, что гомосексуализм – порождение извращенного ума. Говоря такие слова, я не пытаюсь оправдать любые гетеросексуальные отношения. Доктор Гарольд Линдселл пишет так: "Порочный гетеросексуал ничуть не лучше, чем гомосексуалист. Оба будут осуждены Богом". Когда мы приходим ко Христу, нам предстоит покаяться в своих грехах и больше не возвращаться к безбожной жизни, которая раньше доставляла нам удовольствие”.
Церковь не может поощрять гомосексуальный образ жизни, позволять представителям “сексуальных меньшинств” без покаяния принимать участие в церковной жизни. С другой стороны, нельзя делать вид, что такой проблемы вообще не существует. К ее решению следует подходить честно и реалистично, с любовью и пониманием. Не такова Божья воля, чтобы человек становился гомосексуалистом! Но благодати Его достаточно, чтобы даровать победу над грехом тем, кто готов подчиниться Его власти. Дело церкви – взять инициативу в свои руки и донести эту весть до гомосексуалиста.
В помощь церкви – свидетельства многих бывших гомосексуалистов о том, как они преобразились благодаря силе Евангелия, хотя некоторые так до конца и не освободились от гомосексуальных влечений. Бывшим грешникам, в том числе и гомосексуалистам, апостол Павел писал: “И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (l Кор. 6:ll).
Слова Павла должны придать нам уверенность при общении с гомосексуалистами. Единственное решение этой проблемы, как и любой другой, – постоянное личное общение с Иисусом Христом. Рядом с Ним человек будет расти и изменяться. Порой этот процесс бывает болезненным, с подъемами и спадами. Но даже при неудачах не стоит отчаиваться и думать, что дело заведомо проигрышное. Общение христианина с Христом строиться на основе Первого послания Иоанна l:9: исповедав грех, верующий обновляет связь с Господом.
Советы душепопечителю
Прежде чем свидетельствовать людям, перед которыми стоит столь сложная проблема, необходимо разобраться в собственном отношении к ней. Если вы не можете искренне явить гомосексуалисту Божью любовь и благодать, то лучше, чтобы с ним поговорил другой христианин.
Чаще всего встречаются три ситуации:
• К вам обращается член семьи, который только что узнал: его близкий –
гомосексуалист. Он спрашивает: “Как мне с этим мириться? Что мне делать?”
• К вам обращается за помощью гомосексуалист. Порой гомосексуалист старается скрыть правду, недоговаривает, уходит от ответа, старается обсудить проблему абстрактно: “У меня есть друг...”
• К вам обращается христианин, который борется с гомосексуальным соблазном, но в гомосексуальной связи не состоит.
Если к вам обратились члены семьи
Если собеседника волнует вопрос о гомосексуальных наклонностях близкого человека, посоветуйте ему:
l. Не паниковать, а попросить у Бога благодати, чтобы смириться с ситуацией, какой бы трудной она ни была.
2. Не мешать излиянию любви. Нам следует любить ближних, как и Бог любит нас, –
несмотря на все недостатки и провинности.
3. Воздерживаться от обвинений и упреков. Обвинения приведут к ссоре, путь к диалогу закроется.
4. Не оправдывать гомосексуализм и не пытаться объяснить его возникновение естественными причинами. Не стоит “перетолковывать” Библию чтобы оправдать любимого человека!
5. С любовью, но твердо стоять на позициях библейского учения и свидетельствовать о евангельских истинах. Помните: Слово Божье – меч, а не дубина.
6. С верой попросить Бога решить судьбу любимого человека (Прит. 3:5-6). Порой Бог дает нам пройти через испытания, чтобы приблизить к Себе.
7. Не замыкаться в себе. Иногда полезно рассказать обо всем другу-христианину, поделиться с ним заботами и бедами. Если с вами будет молится кто-то из христиан – это поможет решить проблему.
8. Набраться терпения и не терять надежду, даже если скорых перемен в поведении близкого человека не произойдет.
Если к вам обратился гомосексуалист
l. Душепопечителю следует проявить любовь, так как его цель – понять человека. Среди ваших собеседников будет много одиноких людей, которых мучит совесть, от которых отвернулись окружающие. Проявите внимание и заботу, но не опекайте чрезмерно. Будьте готовы к тому, что собеседник постарается скрыть истинную суть проблемы. Не смущайтесь, если услышите от него: “Вы даже представить себе не можете, что это такое!” Не начинайте разговор с проповеди и осуждения гомосексуального образа жизни. Тема греха возникнет чуть позже, после того, как вы расскажете о пути к миру с Богом и приведете подходящие к этой ситуации цитаты из Библии.
2. Постарайтесь завоевать доверие собеседника. Скажите ему: “Я рад с вами поговорить и постараюсь помочь”.
3. В какой-то момент разговора, даже если придется для этого отложить обсуждение каких- то других тем, спросите собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Потом расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Скажите, что обращение к Иисусу Христу и рождение свыше – путь к духовному здоровью: “Он подкреп- ляет душу мою” (Пс. 22:3).
4. Если собеседник положительно отреагировал на призыв к покаянию, помолитесь об избавлении от пут греха и обновлении мыслей через Евангелие. Посоветуйте не закрываться перед Богом: нужно дать Ему возможность изменить образ жизни человека, хотя бы даже это проходило мучительно и с трудом.
5. Подчеркните, что важно читать и изучать Библию. Она – источник наших знаний о Боге и Его путях. Без чтения Библии невозможно научиться правильно мыслить.
6. Посоветуйте собеседнику порвать с гомосексуальным образом жизни и найти новых друзей, то есть сменить круг общения. Для этого полезно стать членом церкви: там у него появятся друзья-христиане.
7. В дальнейшем посоветуйте собеседнику обратиться к опытному пастору.
Если ваш собеседник христианин
Мы понимаем, что многие христиане борются с гомосексуальными наклонностями, причем некоторым так и не удается устоять перед искушением.
l. Отнеситесь к собеседнику с любовью и состраданием. Терпеливо выслушайте его.
2. Если нужно, расскажите о пути к миру с Богом – так вы сможете убедиться, истинно ли он верует в Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя.
3. Если вы почувствуете сопротивление (то есть собеседник попытается оправдать свой образ жизни), терпеливо разъясните, что по этому поводу говорит Библия. Спросите, как он может теперь объяснить свое поведение, зная, что Библия говорит совершенно иное. Можно придумать разные оправдания, но Писание однозначно осуждает гомосексуальный образ жизни (см. раздел “Написано...”). Собеседник должен понять, что его тяга – греховна. А потому следует исповедать ее перед Богом и оставить этот грех, лишь тогда появится надежда на духовное выздоровление!
4. Посоветуйте больше читать и изучать Библию. Божье Слово поможет “обновить разум”. После того как изменится образ мыслей, изменится и поведение.
5. Помогите собеседнику понять, что “сексуальная ориентация” (самопроизвольные чувства и влечения) и “греховные поступки” (сознательно совершаемые действия) – разные вещи. Многие люди с гомосексуальными наклонностями считают, что Бог осуждает их за одни только чувства и влечения.
6. Посоветуйте стать прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению,
– там появятся новые друзья-христиане, можно будет изучать Библию, молиться и свидетельствовать о Христе.
7. Посоветуйте обратиться за помощью к опытному пастору.
“Написано...”
Греховность гомосексуального образа жизни
“...И предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца,
Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение” (Рим. l:24-27).
“...Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено” (l Тим. l:l0-ll).
Бог осуждает гомосексуализм
Бытие l8-l9 (рассказ о Содоме и Гоморре – прочтите его, чтобы получить представление о греховности языческого мира).
“Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (l Кор. 6:9-l0).
Освобождающая сила Евангелия
“Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное” (Лк. 4:l8- l9).
“А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Ин. l:l2).
“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему...” (Рим. l:l6).
“И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (l Кор. 6:ll).
“Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5:l7).
Искушение можно преодолеть
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (l Кор. l0:l3).
“Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр. 2:l8).
“Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евр. 4:l4-l6).
Обновленный ум
“Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он” (Ис. 26:3).
“Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. l2:l-2).
“...И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор. l0.5).
“...Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”! (Еф. 4:22-24).
ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
Введение
Грубое обращение с детьми – трагедия наших дней. Причем приходит она в дома людей различных социальных слоев, разного уровня образования, разных национальностей, разных возрастных групп. Грубое обращение или насилие можно подразделить на несколько видов: словесное оскорбление, эмоциональное давление, физическое насилие и сексуальное домогательство. Насилие калечит жизнь ребенка, последствия его могут стать необрати- мыми.
Грубое обращение унижает ребенка, убивая в нем чувство собственного достоинства Ребенку начинает казаться, что он заслуживает и большего наказания, физического. Бывает, что родители сопровождают наказание нецензурными словами или внушают: “Из тебя ничего путного не выйдет”, “Перестань вести себя, как маленький”, “Ты должен брать пример с...”. Это лишает детей самоуважения, мешает им разобраться в себе, угнетает, делает их эмоциональными калеками.
Добавьте сюда физическое наказание – и нормальное развитие ребенка затормозится, из него не выйдет полноценного, отвечающего за свои поступки человека. Из тех, кто в детстве подвергался физическому насилию, часто вырастают наркоманы, пьяницы, люди с отклонениями в сексуальной ориентации.
Такие дети плаксивы, плохо учатся в школе, плохо себя ведут. Они часто лгут, воруют, обманывают, не считаются с интересами других. Убедившись, что насилие – это нормальная ответная реакция на внешние раздражители, ребенок начинает сам применять силу, чтобы решить проблемы в школе и в семье. У таких детей часто наблюдается тяга к самоубийству или возникает желание убить своих родителей. Большинство правонарушителей, отбываю- щих срок в тюрьмах, – выходцы из семей, где насилие было нормой.
У таких детей отсутствуют адекватные эмоциональные реакции, но проявленные по отношению к ним любовь и нежность помогут сделать хотя бы первые шаги к лучшему.
Советы душепопечителю
l. Будьте внимательны и терпеливы, старайтесь проявить как можно больше участия. Возможно, вы говорите с ребенком, который не в состоянии понять вас на эмоциональном уровне.
2. Постарайтесь ободрить его словами:
· Мы рады, что ты хочешь поговорить.
· Мы хотим тебе помочь.
· Бог любит тебя, и мы тебя любим.
· Бог думает о тебе.
· Бог видит твои страдания и поможет тебе.
3. Спросите ребенка, как он считает, почему с ним так обращаются? Если ребенок рассказывает о насилии со стороны отца, матери, старших братьев и сестер, спросите, что он думает о столь частых наказаниях. Порой детям кажется, что они их заслужили.
4. Скажите ребенку, что он вовсе не такой плохой. Многие родители сам не понимают, что обращаются с ребенком слишком грубо: порой им даже не требуется повода, чтобы обидеть ребенка. Но семьдесят процентов насильников сами были в детстве жертвами насилия.
5. Расскажите ребенку о любви Божией и о том, как Иисус Христос ее проявил: Он умер за нас на кресте. Иисус готовит для детей Царство Небесное (“ибо таковых есть Царство Небесное” – Мф. l9:l4).
6. Спросите собеседника, верует ли он в Иисуса Христа, нашего Господа Спасителя. Если нет, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
7. Поинтересуйтесь, есть ли у него Библия. Посоветуйте почитать ее. Если нужно, подарите экземпляр. Предложите буклет “Что значит "жить во Христе"”.
8. Ходит ли ваш собеседник в церковь? Если да, посоветуйте обратиться пастору и все ему рассказать, даже если это нелегко. Пастор должен знать все, только тогда он сможет помочь. Жестокий родитель не изменится, пока не узнает о юридических последствиях своего поведения. Пастор может поговорить с родителями, провести с ними строгую беседу, а если понадобится – связаться с властями.
9. Помолитесь вместе с ребенком – это придаст ему сил.
“Написано...”
“Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. ll:28).
“Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф. l9:l4).
“Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (l Пет. 5:7).
ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА
Введение
Истинный христианин, конечно же, хочет получить все то, что приготовил для него Бог. Уверовав, мы получаем Божью благодать от Господа нашего Иисуса Христа. Теперь мы открыты для даров Святого Духа (см. l Кор l2:3l).
Но не следует самонадеянно требовать те или иные дары: лучше всего довериться Святому Духу, Который даст “каждому особо, как Ему угодно” (l Кор. l2:ll). Многим кажется, что они обладают определенными дарами, но ни жизнь их, ни служение этого не подтверждают. Не надо думать, что духовные дары делают верующего или группу верующих более праведными или совершенными духовно по сравнению с остальными. Духовная гордыня может свести на нет действие любого дара.
Некоторые христиане имеют такие “общественно-полезные” дары, как способность проповедовать, наставлять или благовествовать. Это не означает, что это особые христиане. Просто они используют дар, полученный от Бога. Христианин, получивший тихий дар веры, ничуть не менее важен для Бога и церкви. Нигде в Писании не сказано, что все мы должны ожидать одних и тех же даров. Дары различны, но цель у них одна – способствовать состав- лению и назиданию Тела Христова, то есть церкви (Еф. 4:l2-l6).
Приведем два отрывка из Библии, где перечислены дары Святого Духа:
“Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (l Кор. l2:8- ll).
“И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, Для созидания Тела Христова...” (Еф. 4:ll-l2).
Осмыслить этот важный вопрос вам помогут замечания Билли Грэма: “Эти дары исходят от Святого Духа. Он решает, кто какой дар получит, и Распределяет дары по Своему усмотрению. Мы отвечаем за то, как используем полученные от Него дары, но не отвечаем за те дары, которых у час нет. Не следует также желать того, что имеет другой человек, и завидовать ему. Можно, конечно, стремиться к каким-то определенным дарам и даже просить о них, но если это не согласуется с волей Духа Святого, мы их не получим. Если же мы будем недовольны тем, что Святой Дух не дает нам желаемого дара, то это уже будет грех”
Советы душепопечителю
l. Рассказывая о дарах Святого Духа, не выходите за рамки, определенны в разделе “Введение”. Убедитесь, что ваш собеседник не вкладывает понятие “дары” какого-то иного смысла.
2. Скажите со всей прямотой, что получить дары Святого Духа может только заново родившийся во Христе. Лишь став христианином, можно ожидать даров (а не наоборот, как полагают некоторые). Спросите собеседника, верит ли он в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя. Если нет – расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
3. Если ваш собеседник – человек верующий и искренне стремящийся к полноте Духа Святого и к выявлению даров, посоветуйте ему внимательно изучить те библейские тексты, где говорится о дарах, в том числе Деяния апостолов и послания апостола Павла, описывающие действие даров. Такое чтение должно сопровождаться прилежной и вдумчивой MOлитвой, и тогда к человеку придут духовная прозорливость и мудрость, которые уберегут его от скоропалительных решений.
4. Посоветуйте собеседнику не слишком доверять мнению тех людей ил групп, которые проповедуют усредненный подход к получению и использованию некоего дара или даров или утверждают, что все верующие должны иметь определенные дары. Нам следует довериться Святом) Духу, Который распределяет дары по Своей воле (Ин. 3:8; l Кор. l2:ll).
Увидеть проблему в истинном свете поможет такое замечание Билли Грэма: “Я уверен, что доброму христианину, исполненному Святым Духом, обнаружить свои дары достаточно легко. Просите Божьего водительства – и Он непременно благословит вас дарами Духа”.
5. Напомните собеседнику, что наряду с дарами мы призваны постоянно демонстрировать плоды Духа: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22-23). И дары и плоды должны проявляться совместно. Нас всегда узнают по плодам нашим (Мф. 7:l6,20).
6. Предложите собеседнику помолиться вместе с вами о том, чтобы в его жизни проявились плоды Духа и чтобы ему дано было успешно использовать свои дары на благо Церкви и всего человечества.
“Написано...”
“Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (l Пет. 4:l0).
Чтобы увидеть дары Святого Духа в истинном свете, прочтите l3-ю главу Первого послания к коринфянам и сравните ее с другими библейскими текстами.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 310.