Французская экономика и механизм гос. рег.ее развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Франция -одна из ведущих стран западных держав. По размерам территории (551тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уров-ню эконом.развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Фран-ции приходится 17% промышленного и 20% с/х производства Западной Европы. Регулир.роль государства находит свое яркое выражение в гос. программировании и планировании, кот. полу-чило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди кот. выделяет-ся Комиссариат плана. Государство активно участвует в раз-витии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенац.ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и др. ведущи-ми странами. Со второй половины 80-х гг. в эконом.политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообло-жения и соц.обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. Правительство сократило гос. рег.экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, сниже-ны налоги, увеличены льготы компаниям. Французская система гос.рег.характеризуется большим разнообразием эконом. инст-рументов хозяйствования: стратегическое планирование, стиму-лирование конкуренции, регулирование объемов производства, гибкая система налогообложения. Особенность модели – страте-гическое планирование и рыночный механизм. Система гос.рег. экономики Франции прошла несколько этапов своего развития: от жесткого гос.рег.до индикативного планирования (прогноз, рекомендации) при сочетании гос.и частного бизнеса (и равном подходе к планированию). Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, кот.имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, това-ры и услуги, имеющие большое соц.значение. Планирование проводится Генеральным комиссариатом по разработанным заранее планам. Открытый характер французской экономики делает возможным широкий доступ иностранным фирмам на внутренний рынок. Факторы ценообразования: инфляция, кон-куренция, баланс между спросом и предложением на потреби-тельском рынке. Роль гос.индикативного планирования в орга-низации процессов эконом.развития в сочетании с общим весьма заметным уровнем гос.рег.-характерная особенность Франции. Важнейшее значение в системе рег.во Франции имеют методы воздействия государства на производство не только в национа-лизированном секторе, но и рыночном. Ведущую роль здесь иг-рает система гос.заказа, кот. во Франции именуется также сис-темой гос.рынков. В современном виде система гос.заказа во Франции сложилась к середине 60-х годов. Главным куратором функционирования системы госзаказа во Франции выступает специальная правительственная организация – генеральная комиссия рынков. Это межминистерский орган, существующий при министре экономики, финансов и бюджета. Главная задача комиссии -активизация, координация и контроль за выполнени-ем госзаказа. Понятие гос.рынка означает контракт, заключае-мый центральными или местными гос.органами с исполнителем работ, поставщиком товаров или услуг. В зависимости от раз-личных условий контракт госзаказа может заключаться через торги, через запрос предложений или через переговоры.

 

 

47.Эк-ка Японии гос.рег: особенности, состояние и ….

Этапы: 1)1945-1949 гг.: демократизация эк-ки; 2)1949-1960 гг.: остановка инфляции, либерализация ценообразования, рациона-лизация производства, создание новых отраслей; 3)1960-наст. время: укрепление тяжелой и хим.индустрии, либерализация внешней торговли и миграции капитала в 80-е годы.  2 модели гос. рег-ния отраслей инфраструктуры: 1. прямое участие гос-тва в развитии инфраструктуры (50-70-е гг.) жесткая система гос. администр.рег.(поотраслевой характер => каждая отрасль инфраструктуры контролировалась конкретным цент-ральным правительственным учреждением); деятельность ком-паний входила в сферу гос.рег.(выпуск акций и др. ценных бу-маг, объем и структура произв-ва и др.); кроме "приказных" ме-тодов большая роль "неофициальных рекомендаций" прави-тельств-х учреждений (по направлениям развития произв-ва, структуре инвестиций и др.). Главные цели гос. рег-ния: поддержание мелкого бизнеса, защита японских фирм от иност-ранных конкурентов, поддержка компаний приоритетных отрас-лей; с середины 70-х гг.: стимулирование снижения энергоем-кости производства и уровня загрязнения окружающей. 2. кос-венное воздействие (80-е гг.) 80-е гг.: переход от политики сдерживания к политике максимального стимулирования конку-ренции; макс.сокращение «сферы гос.опеки» в условиях ускоре-ния НТП, необходимости быстрой разработки и внедрения но-вой техники (отмена ограничений на создание новых компаний, упрощение процедур лицензирования); ослабление гос. регла-ментации ценовой политики частных фирм ® стирание отрасле-вых границ, быстрое возрастание числа компаний, функциони-рующих одновременно в нескольких отраслях, появление новых форм монополизации, кот.не попадают под прежнюю систему антимонопольного регулирования, ограниченного рамками от-дельных отраслей. ® отход от поотраслевого принципа регули-рования и переход к регулированию не отраслей, а компаний ® сокращение числа чиновников, курс на "интернационализацию" системы гос. регулирования, координация совместных усилий для решения долгосрочных проблем развития отраслей инфраст-руктуры, усиление конкуренции, повышение эффективности функционирования, полная или частичная "приватизация" оп-ределенных хоз.функций гос.органов. Японское эконом. чудо - феномен рекордного роста японской экономики (с сер. 50-х до нефтяного кризиса 1973 г.). Рост экономики: 10 % ежегодно (са-мые высокие темпы роста среди развитых стран того времени). Причина «чуда» -низкие налоги и интенсивное освоение японс-кой наукой новых технологий. ® Япония с 1968 г. 2-ая экономи-ка мира Отличительные черты эк-ки в период «эконом.чуда»: 1) объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчи-ков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу; 2) взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством; 3) гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях; 4) активное профсоюзное движение. – Паттерна-листская модель рыночной эк-ки: усиленное гос.рег-ние, исполь-зование традиций в современном способе производства. - Гос-тво обеспечивает условия для эфф-ного хозяйствова­ния, стаби-лизацию эко-ского развития, рег-ние соц.отношений. - Система взаимоотношений гос-тва и общества, кот. предусматривает жесткую опеку жизни и деятельности человека. ®превратила ст-рану в великую державу при скудных природных ресурсах. Японская модель: стимулирование высокой конкурентоспоссти нац.продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей; гос-тво занимает нейтральную пози-цию в отношении имущественного положения своих граждан. Особенности японской модели: 1.использование системы соц-эконом.планов и научно-технических программ как инстру-ментов правительственного рег.экономики. Планирование носит индикативный характер. 2.основное средство достижения соц.-эконом.целей – технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру пром-сти в зависимости от конкурентос-пособности продукции на мировом рынке. 3.использование Японией эконом.рычагов и стимулов: налоговые льготы, уско-ренная амортизация

Дата: 2019-04-23, просмотров: 241.