Цены в системе гос.рег. социально-эконом. развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одно из главных мест в системе гос.регулир экономики зани-мают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений ста-новятся важнейшим регулятором обществ.производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресур-сов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, рас-ходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характ.состояние эконо-мики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации. В условиях перехода РБ к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой эко-ном.преобразований. Цены регулируют все процессы, протекаю-щие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хоз.деят. предприятий, организаций, фирм, до-мохозяйств. Цена обусловливает эконом. процветание или мо-жет привести к краху. На уровне макроэкономики цены форми-руют структуру народнохоз.комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах. Если, к примеру, какая-либо продук-ция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены отреагируют повышением. Высокие цены привлекут для производства этой продукции свободный капи-тал, инвестиции. В результате предложение товара увеличится – и цены постепенно снизятся. Аналогичные процессы происходят при появлении на рынке новых видов товаров, услуг, отвечаю-щих запросам потребителей. При этом цена выступает инстру-ментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление товара и расширяется производство, а при падении – увеличивается потребление, сокращается произ-водство и уменьшаются излишние запасы товара. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

 

20. Антимоноп. регул.: пон., содержание и характеристика.

Антимонопольное регулирование (АР) - комплекс эконом., администрат. и законодат. мер, осущ. государством и направ-ленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конку-ренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угро-жающей нормальному функционированию рыночного механиз-ма. АР включает регулирование уровня концентрации и монопо-лизации производства, стратегии и тактики предприятий, внеш-неэконом. деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Становление АР в РБ обусловили: 1) высокий уровень концент-рации и слабая диверсификация производства; 2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

3) формирование квазирыночных структур; 4) усиление злоупот-реблений доминирующим положением на рынке со стороны от-дельных хоз.субъектов, чему способствовали распад хоз. связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем и т.д. Антимонопольная политика в РБ нап-равлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хоз.субъектов, устранение сложившейся в экономике РБ моно-польной структуры рынков путем введения в действие диффе-ренцированных подходов к регулированию; ликвидацию моно-полизма, связанного с деятельностью различного рода объедине-ний; установление порядка создания новых субъектов хозяйст-вования, исключающих монополизацию рынка. Одним из глав-ных направлений антимоноп. политики должно стать обеспече-ние условий свободного доступа новых фирм на рынки. При сущ. на рынке нескольких производителей не гарантирует от-сутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойко-ты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потреби-телям; разделение сфер влияния, на рынке.


21. Антимон. пол. и меры по демонопол. экономики РБ. ….

Основные направления гос.антимоноп. полит. РБ: -совершенст-вование механизма антимоноп.регулир. и контроля деятельности монополий, включая естественные и гос.монополии; -противо-действие созданию новых монопольных образований; -содейст-вие развитию конкуренции на рынках с монополий и олигопо-лист.структурой; -демонополизация деятельности хоз. субъек-тов-монополистов; -созд.благопр.усл. и ликвид. факторов, зат-рудняющ. проникнов. на монополизир.рынки новых произвлей.

Важная проблема антимоноп. политики РБ -демонополизация. Цель демонополизации - формирование конкурентных отноше-ний в сфере производства и обращения товаров, услуг и финан-сов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монопо-лист. деятельности хоз.субъектов на товарных рынках;  -устра-нение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам. Демонополизация экономики нап-равлена на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и эконом.условий для выхода на рынки новых това-ропроизводителей, на развитие конкуренции. Программа: Антимоноп. политика будет направлена на: 1)достижение эф-фективного функционир.товарных рынков; 2) предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкурен-ции. Для ее реализации потребуется:1) совершенствование нор-мативной правовой базы; 2) гармонизация законодательства в сферах естественных монополий и конкурентной политики в рамках формирования Единого эконом.пространства; 3) органи-зация контроля над монополистической деятельностью в целях недопущения возникновения и усиления доминирующего поло-жения на товарных рынках и ограничения конкуренции; 4) со-вершенствование гос.регулир. деят. юр.лиц, доминирующих на товарных рынках. Основной формой реализации гос. антимо-нопольной политики РБ и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства.




Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.