Кредит в системе гос.рег. социально-эконом.развития.
Креди́т -общественные отношения, возникающие между су-бъектами эконом.отношений по поводу движения стоимости. Кредит-предоставление настоящих денег взамен будущих денег.
Возникновение кредита как особой формы стоимостных отно-шений происходит когда стоимость, высвободившаяся у одного эконом.субъекта, какое-то время не вступает в новый воспроиз-водственный цикл. Благодаря кредиту она переходит от креди-тора к заёмщику. Функции кредита: Перераспределительная -происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости. Она идёт на условиях возврата стоимости. Функция создания кредитных орудий обращения связана с возникнове-нием банковской системы. Благодаря возможности хранения де-нежных средств на счетах в банках, развитию безналичных рас-чётов, зачёту взаимных обязательств, появились кредитные средства обращения и платежа. Воспроизводственная:1) полу-чение заёмщиком кредита обеспечивает его необходимым объё-мом капитала для ведения предпринимательской деятельности. Посредством кредита происходит воспроизводство хоз.субъекта как такового; 2) в результате предоставления кредита разным предприятиям воспроизводятся лучшие или худшие для общест-ва условия производства товаров (качество, себестоимость).
Стимулирующая -проявляется в возможности развития произ-водства без наличия собственных денежных средств. Благодаря кредиту предприятия получают мощный стимул для дальнейше-го развития. Кредит играет важную роль в саморегулировании величины средств, необходимых для совершения хоз. деят. Роль кредита важна для пополнения оборотных средств, потребность в кот. у каждого предприятия не стабильна, меняется в зависи-мости от условий работы.
Роль кредита велика для воспроизводства основных фондов. Используя кредит, предприятие может совершенствовать, увеличивать производство значительно быстрее, чем при его отсутствии.
Этапы стан.и разв. сист.гос. регулир.экономики РБ.
Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народ-нохоз.комплекса СССР, республика была зависимой от него и по материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура нар.хоз.ориентировалась на вывоз продукции в др.регионы и не была приспособлена к достаточ-ному удовлетворению собственных потребностей. Наиболее зависимой от эконом.связей оказалась промышленность РБ, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75% общего объема пром. производства. До 40% пром.продукции предназна-чалось для военных целей. Существенная особенность экономи-ки РБ того периода -сравнительно высокие темпы роста произ-водства сопровождались еще более высокими темпами ресурсо-потребления. РБ отличалась неразвитостью соц.сферы и сферы услуг, на долю кот.приходилось 16% нац. дохода. Отягощающее повлияли на экономику республики Черноб.катастрофа и нез-доровая эколог.обстановка в целом. Такова эконом.ситуация в РБ к моменту провозглашения ее независимости. С целью вы-вода страны из кризисного состояния была разработана програм-ма неотложных мер, реализация кот.позволила несколько умень-шить инфляцию, снизить дефицит гос.бюджета, затормозить па-дение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. С 1996 г. заметно оживились многие отрасли про-мышленности, внешнеэконом. деятельность, увеличился выпуск продукции с/х, сократились темпы инфляции и снижения капи-тальных вложений. В 1996-2000 гг. в экономике РБ в целом име-ла место позитивная динамика эконом.подъема: рост ВВП, ин-вестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергет.ресурсов, рост производства товаров народ. потребле-ния, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторго-вого оборота. В 1998 г. в России разразился финансово-эконом. кризис. Его негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено: -высоким уровнем ориентации внеш-ней торговли РБ на неустойчивый рынок России; – низкой кон-курентоспособностью бел.товаров; – отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчи-востью обменного курса. Все это говорит о том, что при вхож-дении в XXI век ситуация в экономике РБ все еще остается сложной и противоречивой. РБ находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в соц.ориентир.рыночную экономику. Соц. ориентир.бел. модель предполагает тип ры-ночной экономики, основа кот.-плюрализм форм собственнос-ти, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционир.экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечиваю-щих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым лицом к нуждам и потребностей людей и открытым для всех членов общества. В процессе формирования соц. ориентир.модели экономики РБ в условиях переходного к ней периода необходи-мо: – создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике; – при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде; – сохранить значительную роль государства и как регу-лятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования; – сочетать рыночный механизм ре-гулирования с вмешательством государства в социально-эконом. процессы; – создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.
6. Суб. и объект гос. регулир., прямые и обратные связи…
Система гос.регулир. состоит из множества взаимосвязанных элементов и включает: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты. Главный субъект регулир. – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом участвующий в процессе регулирования. Разли-чают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители эконом.интересов –физ.и юр.лица, груп-пы людей, отличающиеся региональной принадлежностью, ви-дом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Выразителей эконом.интересов - ассоциации, многочисленные союзы. Носители эконом.интересов могут вы-ражать свои индивид.интересы в средствах массовой информа-ции, на митингах и демонстрациях и т.д. Исполнители: госу-дарство в лице различных органов власти, построенных по ие-рархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодат., исполнит. и судебную. Выраженные эконом. инте-ресы по мере их поступления в гос.органы не всегда полностью или частично исполняются. Объект гос.регулир.-экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей,сфер, орга-низации и предприятий. В качестве объекта регулирования выс-тупают соц.-эконом.явления, процессы, ситуации. В самом об-щем виде объектами гос. регулир. являются макро- и микроэ-кономика. Макроэкономика - единый народнохоз.комплекс, кот.имеет специфическую хоз.базу и характ.особыми вертик. связями между гос.органами и отдельными хоз. субъектами.
Микроэкономика - представлена отдельными эконом. аген-тами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство –эконом. единица, состоящая из одной или более единиц.
8.Функц.гос-ва в сист.гос.регулир. экономики. …..
Функции гос.регулир.экономики -относительно стабильные виды управленч.дея., кот.реализовывают субъекты управления. Они характ.предмет и содержание процесса регулир.экономики гос.органами и институтами для достижения поставленных це-лей и задач. Группы функций: 1)функции, обеспечивающие и поддерживающие функционир.рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, за-конод.регулир.взаимоотношений между потребителями и т.д.). 2)связана с усилением и развитием самой эконом.системы. Она включает меры, стабилизирующие эконом.процессы и обеспечи-вающие эконом.рост, соц.справедливость, влияющие на инфля-ционные процессы и т.д. Важнейший инструмент и эконом. метод гос.регулир.экономики –гос.заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и рас-ширять производство. Цель гос.заказа – удовлетворение обще-гос. потребностей, решение важнейших соц. и эконом.проблем. Его можно рассматривать как правовой акт в кот.находят отра-жения задания по объему, стоимости, срокам изготовления и поставкам продукции, выполнению работ, услуг, необходимых для нужд государства. Закупки товаров (работ, услуг), осуществ-ляемые юр.лицами и индивид.предпринимателями полностью или частично за счет средств республик.и местных бюджетов являются гос.закупками. Гос.закупки осуществляются с приме-нением: -конкурса (открытого, закрытого) - при стоимости за-купки от 8000 базовых величин и более; -процедуры запроса це-новых предложений - от 1000 до 8000 базовых величин; -проце-дуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1000 базовых величин; -процедуры закупки из одного источника - от 50 базо-вых величин и более в случаях, определяемых Советом Минист-ров РБ. В РБ формирование и размещение гос.заказа регулирует-ся Законом РБ «О поставках товаров для гос.нужд», принятым в 1993 г., др.нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы закупок на конкурсной основе.Закон устанавливает общие правовые и эконом.принципы формирования, разме-щения и выполнения на контрактной основе заказов на поставку товаров для гос.нужд всеми субъектами хозяйствования незави-симо от форм собственности. Законом регулируются также и отношения, связанные с поставкой товаров для местных нужд. Состоит из 4 глав: 1. Общие положения; 2. Формирование и размещение заказов на поставку товаров для гос. нужд; 3. Стимулирование выполнения поставок товаров для гос. нужд; 4. Ответственность за невыполнение условий контрактов по поставкам товаров для гос. нужд.
9.Гос.сектор экономики в системе гос.регул.экономики:….
Р оль гос.сектора определяется тем, что гос.регулир. нац. эконо-мики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Гос.сектор служит и эконом.опорой страны и важ-нейшей сферой гос.регулирования. Гос. сектор эконом .(ГСЭ) –важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ре-сурсов, инфраструктурных, соц.-культурных и иных имущест-венных объектов, находящихся в собственности государства.
С одной стороны, ГСЭ выступает как объект гос. регулир., где государство-собственник, предприниматель, крупный инвестор, организатор НИОКР, а также потребитель конечной продукции. С др .стороны, ГСЭ – самостоятельный комплексный инстру-мент гос.регулир.экономики, обеспечивающий реализацию при-нимаемых гос-вом мер и решений, касающихся частного сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом. ГСЭ играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. Через государственный сектор осущ. деят.государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом. Нередко госу-дарство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру обществен-ного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. В условиях рыночной экономики гос.сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные соц.-эконом.проблемы. Гос.сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра соц.-эконом. целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
10. Перспективная модель нац.экон.РБ. Характ. черты и….
Путь РБ- построение соц.ориентир.рыночной экономики, вхож-дение в мировое рыночное хоз-во. Фундамент -действующая нац.эконом.система; ориентир- стратегические цели устойчи-вого развития страны; предпосылками и условиями- ресурс-ный потенциал и общесистемные характеристики мировоззрен-ческого, идеолог., полит.характера, или институционально-пра-вовое пространство. С научной точки зрения модель нац.экон. рыноч.типа -совокупность базовых элементов, целей, принци-пов, требований к структуре и режиму функционир.народного хоз-ва, обеспечивающих его рыночный характер, соц. ориен-тированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
Белор.модель развития находится на начальном этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно выражено стремление к общим целям мировой цивилизации. Принципы и направления перспективной модели экономики (ПМЭ): -общая соц.ориентация общества, государства, эконом.системы;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправ-ления; -приоритетное развитие человеч.потенциала; -выбор в качестве стратегического императива соц.ориентации рыноч. экономики; -переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; -повышение эффективности производства;
- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий ин-формац.общества; -следование экологич.императиву. Перспек-тивная модель экономики должна обеспечивать: - преемствен-ность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт; -равенство гос.и частных субъектов рыночных отношений; -ориентацию на жизненные потребности населения и рост благосостояния; -ответственность государства перед гражданами и соц.защиту; -ограничение сфер действия адми-нистративного механизма гос.регулирования; -сочетание сво-бодной конкуренции с регулированием;- взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства
11.Пон.,сущ.и виды общегос.планир,програмир,прогнозир… Планирование –процесс принятия управл.решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя опре-деление и научную постановку целей, средств и путей их дости-жения посредством сравнительной оценки альтернативных ва-риантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. По форме проявления и содержанию: ди-рективное(процесс разработки планов, имеющих силу юр.зако-на, и обеспечения их выполнения), индикативное (процесс фор-мирования системы параметров, характ.состояние и развитие экономики страны, соотв.гос.соц.-эконом.политике, и установ-ление мер гос.воздействия на соц.и эконом.процессы с целью достижения указанных индикаторов(динамика, структура и эф-фективность экономики, состояние финансов, денежного обра-щения, рынка товаров и ценных бумаг и т.д.)). Роль индикатив-ного плана состоит в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может или не хочет. Стратегическое –особый вид планирования, ориентиро-ванного на долгосрочную перспективу и определяющего страте-гические цели соц.-эконом.развития страны и направления их достижения. Формирование стратегии –формирование и выделе-ние целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе. Цель страт.планир.-формирование на основе выбранных прио-ритетов достаточного эконом.потенциала для будущего успеш-ного развития нац.экономики. По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (5 лет) и теку-щие (годовые) планы. В условиях РБ при переходе к рыночным отношениям планирование претерпело существенные измене-ния. На сегодняшний день нормативной основой гос. планир. в РБ является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ», принятый в 1998 году.
12.Сист. програм. и прогноз.докум., используемых в …...
Гос.прогноз. и програм. соц.-эконом. развития РБ реализуется через систему гос.прогнозов и программ, кот.включает: -Нац. стратегию устойчивого развития республики (15 лет); -прогноз соц.-эконом. развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
-программу соц.-эконом. развития РБ на среднесрочную перс-пективу (5 лет); -прогноз соц.-эконом.развития на краткосроч-ную перспективу (1 год). Отправное начало в системе прогноз-ных и программных документов –Нац.стратегия устойчивого развития РБ, кот.разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнози-руемого периода. Главная цель: беспечение стабильного соц.-эконом. развития РБ при сохранении благоприятной окружаю-щей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей всех поколений, при учете интересов др.государств. Нац.стратегия устойчивого развития РБ -система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и об-щества, на основе кот.определяются направления эффективного использования демографического, соц., прир., производствен-ного и инновац. потенциалов страны. На основе Нац. стратегии устойчивого развития РБ осуществляется подготовка прогноза соц.-эконом.развития на десятилетний период, кот. разрабаты-вается раз в 5лет за 2года до начала прогнозируемого периода.
Основа разработки программы -прогноз соц.-эконом. развития РБ на 10 лет. Порядок разработки программы определяет Совет Министров РБ. В программе отражаются: -оценка итогов соц.-эконом.развития за предыдущий период и характеристика сос-тояния экономики РБ; -концепция программы соц.-эконом. раз-вития РБ на среднесрочную перспективу; -макроэкономическая политика; -институциональные преобразования; -внешнеэконом. деят.; -развитие реального сектора экономики; -соц.вопросы.
Концепция программы соц.-эконом.развития РБ -система целе-вых параметров состояния экономики, основных решений и мер в области финансовой, эконом. и инновац.политики.
РБ утверждает годовой прогноз соц.-эконом. развития РБ. Разра-батывается ежегодно. Разработку обеспечивает и представляет Совет Министров РБ. Проекты гос.прогнозов соц.-эконом. раз-вития на очередной год и пятилетние программы соц.-эконом. развития представляются Советом Министров РБ, Нац. собра-нию и Президенту РБ. При обсуждении проекта гос. бюджета на очередной финансовый год Нац.собрание РБ определяет поря-док рассмотрения представленных проектов прогнозов и прог-рамм. Утверждаются годовые прогнозы и пятилетние програм-мы соц.-эконом. развития указами Президента РБ. Представлен-ная система прогнозных и программных документов соц.-эко-ном. развития РБ обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосроч-ных, среднесрочных и краткосрочных документов. Гос. прогно-зы и программы соц.-эконом.развития РБ основываются на сис-теме частных прогнозов и программ демограф., эколог., научно-технич., соц., эконом. и внешнеэконом. развития, а также отрас-левых, региональных и др. прогнозах.
13.Пон.и осн. эл. метод.планир. и прогнозир (ПиП).. ….
Методология планирования и прогнозирования -система под-ходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, и логика планир. и прогнозир. Применительно к экономике РБ методология ПиП должна обеспечить: 1)достижение поставленных целей и реше-ние конкретных задач в сложившейся эконом.ситуации. 2)долж-на ориентировать развитие экономики РБ в соответствии с об-щепринятой в мировой практике концепцией нового качества эконом.роста, предусматривающей развитие экономики по ос-новным направлениям (соц.-результативное, ресурсосберегаю-щее, наукоемкое, экологозащитное). Важнейший составной эле-мент методологии ПиП -принципы, под кот.понимаются исход-ные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенап-равленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. Важнейший элемент методологии гос. ПиП-логика. Логика ПиП -упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики ПиП-определение исходного пункта, от кот.начинается и кот. подчи-няется весь процесс разработки планов и прогнозов: -формули-рование системы целей планирования и прогнозирования;
-анализ исходного уровня, т.е. состояние прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение пара-метров и оценка уровня ее развития; -изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде; -определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо. прогнозном периоде; -согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.
14. Методы планирования и прогнозирования (ПиП).
Метод ПиП -совокупность аналитических и вычислительных приемов, с помощью кот.составляется прогноз или план. Конк-ретные методы определяются характером исходной информа-ции, требованиями к точности прогнозов или планов, наклады-ваемыми ограничениями и т.д. Прогнозирование по времен-ным рядам -чисто статистический метод. Временной ряд –последовательность значений некот. показателя, привязанных к определенным датам или промежуткам времени. Анализ такого временного ряда сводится к определению зависимости значения прогнозируемого параметра от времени. Данный метод назы-вают также экстраполяцией. Метод экономико-математ. мо-делирования - прогнозы по временным рядам основываются на допущениях о возможности экстраполяции прошлого на буду-щее, то прогнозирование на основе экономико-математ.моделей - ситуация может быть использована для прогнозирования си-туаций будущего. Методы прогнозирования на основе экс-пертных оценок - для решения сложных, трудно формализуе-мых задач. Сущность -группа спец.отобранных экспертов выс-казывает свои предположения о тенденциях будущего развития ситуации. Затем эти предположения согласовываются и, если это возможно, формализуются. Нормативный метод –разработ-ка прогнозных и плановых документов и обоснования плановых решений -основан на определении и использовании системы норм и нормативов. Важный аспект нормативного метода -широкое использование нормативов вместо директивно устанав-ливаемых плановых заданий. Основное преимущество норма-тивного метода - устанавливается связь между ресурсами и ко-нечными результатами производства, в улучшении кот.заинте-ресовано общество. Балансовый метод - каждый вид продук-ции, работы или услуги, с одной стороны-результат деятельнос-ти, с другой -ресурс для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стои-мостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ре-сурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается составлением балансов, в кот.предварительно определяются пот-ребности и источники удовлетворения этих потребностей.
Показатель - качественно-кол-венное представление объекта, соц.-эконом.процесса, явления. Качественная сторона показате-ля отражает сущность и принадлежность объекта по месту и вре-мени, а кол-венная - придает объекту кол-венную определен-ность. Критерий эффективности труда - производительность труда -мера эконом.эффекта, полученного при затратах живого труда. Крит.оптимальности - показатель, выражающий пре-дельную меру эконом.эффекта принимаемого решения для срав-нительной оценки возможных решений и выбора наилучшего из них.По содержанию и направлению показатели: Натуральные характ. материально-вещественную сторону производства, пот-ребительские свойства продукции, ее качество. Стоимостные - совокупные результаты воспроизводственного процесса в де-нежном исчислении: производство ВВП, доходы и расходы предприятий. Количественные -кол-венные результаты произ-водства или развития отраслей соц. инфраструктуры(объемными и сетевыми). Объемные-отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ. Сетевые - развитие соц. инфраструктуры. Качественные -качественную сторону эконом.явления, процесса, эффективность производст-ва, качество работы или полезность продукции (технико-эконом. и эконом).Абсолютные и относительные отличаются характе-ром их представления. Абсолютные- колич.параметры объекта: объем производства продукции, услуг и т.д. Относительные - объект в относительных величинах (в процентах роста или при-роста объема производства, в удельном весе). Они представляют объект относительно определенной базы. Утверждаемые уста-навливаются вышестоящими органами и доводятся до нижес-тоящих. Расчетные используются для дополнительной характе-ристики объекта, а также для обоснования утверждаемых пока-зателей; они носят вспомогательный характер. Индикативные выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характер.соц.-эконом. процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные - различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и др. Синтетические отражают сложные явления (валовой нац. продукт, нац. доход, валовой внутренний продукт и др.). Индивидуальные выражают отдельные, конкретные эконом. или соц.явления.
15.Финанс.система, ее роль в гос.регулир.экономики,….
Финансовая система(ФС) -форма организации денежных отно-шений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общест-венного продукта. В зависимости от методов формирования до-ходов эконом.субъектов ФС:-централизованные или публичные финансы; -децентрализованные финансы. Подсистемы ФС:
1.Финансы хозяйствующих субъектов. 2. Финансы домашних хозяйств. 3.Гос.финансы. 4.Муниципальные финансы. 1-2 под-системы относятся к сфере обслуживания децентрализованных финансов, а 3-4 - к сфере централизованных финансов. Финан-совые ресурсы (ФР)- совокупность всех денежных средств, кот. имеются в распоряжении государства, предприятий, организа-ций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осущ. всех видов деят. за счёт доходов, накоплений и капитала, и за счёт различного вида поступлений. Важная часть ФР -банковские ресурсы. ФР предназначены: -для выполне-ния финн.обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров; -осущ. затрат по расширению, реконструкции и модернизации произ-водства; -оплаты труда и материал.стимулирования работников предприятий; -финансирования др.затрат. ФР делятся: -центра-лизованные фонды (гос.бюджет, внебюджетные фонды); -де-централизов.финансовые ресурсы (денежные фонды предприя-тий). Главный источник формир.централиз. фондов –нац.доход. ФР государства и предприятий -непосредственные объекты уп-равления финансами, т.е. управления их формированием, ис-пользованием и движением денежных потоков. Наличие в доста-точном объёме ФР, их эффективное использование, предопреде-ляют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспо-собность, финансовую устойчивость, ликвидность. Эффективное формирование и использование финн.ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.
16. Бюдж.регул.в системе гос.регул.экономики. Гос.бюджет…
Бюджетное регулирование(БР)-предоставление средств из гос. доходов или доходов вышестоящих бюджетов для сбалансирова-ния их доходов и расходов. Задачи БР: -обеспечение бездефи-цитной сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения заданий народно-хоз.плана; выделение каждому бюджету источников, кот.позволяют своевременно и бесперебойно финансировать на-меченные планом мероприятия; создание материал. заинтересо-ванности республик.и местных органов в выполнении планов местных и общесоюзных гос. доходов. Госу.бюджет (ГБ)- сово-купность финансовых смет всех ведомств, гос.служб, прави-тельственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт гос.казны, и указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в гос.казну. Дея-тельность государства по формированию, рассмотрению, ут-верждению, исполнению бюджета, а также составлению и ут-верждению отчёта об его исполнении -бюджетный проце́сс.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит гос.бюджета –разность между расходами и доходами государства за определенный период. Виды бюджет-ных дефицитов: 1. Циклический– результат действия встроен-ных стабилизаторов экономики. Встроенные стабилизаторы –эконом. механизм, позволяющий снизить амплитуду цикличес-ких колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к час-тым изменениям эконом.политики (прогрессивная система на-логообложения, система гос.трансфертов и система участия в прибылях). 2.Структурный – разность между расходами и дохо-дами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структур-ного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степе-ни циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой госу-дарства. 3. Операционный– общий дефицит госбюджета за выче-том инфляционной части процентных платежей по обслужива-нию гос.долга. 4. Первичный– разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. 5. Квазифис-кальный– существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть: - финансирование гос.предприятиям и избы-точной занятости в гос.секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; - накопление в коммер-ческих банках большого портфеля недействующих ссуд, кот. в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов ЦБ; - финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование Центральным Банком с/х, промышленных и жилищных программ правительства по льгот-ным ставкам и т.д. Г ос.долг (ГД)-совокупность долговых обяза-тельств страны. ГД страны полностью и без условий обеспечи-ваются всем находящимся на территории РБ имуществом и др. активами. В нутренний гос.долг(ВГД) -выраженная в форме гос.долговых обязательств задолженность Правительства РБ перед юр.и физ. лицами на территории РБ. ВГД может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица СовМинРБ, кредитов Нац.банка РБ, др. долговых обяза-тельств, гарантированных Правительством РБ. Внешний гос. долг – общая сумма основного долга РБ и ее резидентов по внешним гос.займам на определенный момент времени.
Цели внешних гос.займов: -покрытия дефицита республик. бюд-жета; -пополнения валютных резервов РБ; -реализации инвес-тиц. проектов и гос.программ; -решения острых соц.и эколог. проблем; -импорта сырья, энергоресурсов и др.; -поддержки эконом. реформ. Законом о бюджете РБ на очередной финансо-вый год устанавливаются лимит внешнего гос.долга(мах допус-тимая сумма внешнего гос.долга по состоянию на конец фина-нсового года) и основные направления использования внешних гос.займов
Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.