Личность в системе современного научного знания и методы её исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧАСТЬ 1

1. Личность в системе современного научного знания и методы её исследования.

2. Соотношение основных понятий психологии личности (человек, индивид, личность, индивидуальность).

3. Психодинамическая теория личности по З. Фрейду.

4. Психосексуальные стадии развития и типы личности по З. Фрейду.

5. Индивидуальная теория личности А. Адлера.

6. Индивидуальный стиль жизни.

7. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга.

8. Типология личности по К.Г. Юнгу.

9. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

10. Гуманистическая теория личности Э.Фромма.

11. Социальные типы характера.

12. Социокультурная теория личности К. Хорни

13. Невротические потребности.

14. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта.

15. Структурная теория черт личности Р. Кеттела.

16. Теория типов личности личности Г. Айзенка.

17. Модель «Большой пятёрки».

18. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера.

19. Теория поля К. Левина.

20. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.

21. Теория социального когнитивного научения Д. Роттера.

22. Когнитивная теория личности Д. Келли.

23. Гуманистическая теория личности Маслоу.

24. Феноменологическая теория личности К. Роджерса.

 

ЧАСТЬ 2

1. Гуморальные теории темперамента.

2. Конституциональные теории темперамента.

3. Тип ВНД и темперамент в теории И.П. Павлова.

4. Факторные теории темперамента.

5. Психологические теории темперамента.

6. Типы темперамента.

7. Характер, структура и свойства характера.

8. Акцентуации характера (Личко).

9. Акцентуации характера (Леонгард).

10. Способности и их структура.

11. Основные теории способностей.

12. Потребности, мотивы, интересы личности в структуре направленности.

13. Убеждения, идеалы и мировоззрение в структуре направленности.

14. Понятие о воле. Структура волевого акта.

15. Волевые свойства личности.

16. Понятие и составляющие Я-концепции.

17. Виды «Я» в Я-концепции человека.

18. Самоотношение и самооценка личности.

19. Понятия движения, действия, операции, деятельности.

20. Виды деятельности (игра, учение, труд).

21. Понятие умений и навыков в теории деятельности.

22. Феномены усвоения навыков.

23. Функции, виды и стили речи.

24. Коммуникативные свойства личности.

ЧАСТЬ 1

Модель «Большой пятёрки».

Черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности — «Большая пятерка» — сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт. Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания. Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, в который может быть помещен некоторый аспект личности. Любая черта личности человека может располагаться в этом континууме сверху, внизу, посередине или где угодно.

Аспекты личности модели «Большая пятерка» (экстрав., неврот., уживч., добросов., открытость опыту). Особые черты, относящиеся к «Большой пятерке»:

Экстраверсия - Положительный эмоциональный настрой. Общительность. Душевность.

Невротизм – Беспокойство. Застенчивость. Уязвимость

Уживчивость – Доверчивость. Прямота. Отзывчивость.

Добросовестность – Компетентность. Любовь к порядку. Самодисциплина.

Открытость опыту – Фантазия. Действия. Идеи.

Экстраверсия

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны.

Интроверты — люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

Невротизм

В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации.

Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это свойство позволяет им работать лучше других, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку.

Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.

Уживчивость

Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью.

Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например сборщик налогов или сержант, муштрующий роту. С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки». Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

4. Добросовестность личности

Добросовестность — это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности.

Открытость опыту

Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Хотя открытость опыту, безусловно, является достоинством и в сфере предпринимательства, и в областях, где необходимы новшества, все же организациям также требуются люди, которые четко выполняли бы свою работу и не слишком много вольнодумствовали. К тому же организации порой опасаются брать сотрудников, которые могли бы преуспеть благодаря рискам.

 

Теория метамотивации

 «Самоактуализирующиеся личности (то есть более зрелые, более человечные), по определению, уже достигли достаточного удовлетворения своих базовых потребностей, и теперь ими движет мотивация более высокого порядка, которую мы будем называть «метамотивация» - А. Маслоу Некоторыми тезисами теории метамотивации Маслоу являются:

§ в идеальной ситуации внутренняя необходимость совпадает с необходимостью внешней, «я хочу» совпадает с «я должен»;

§ на этом уровне достигается трансценденция дихотомии «работа-игра»; заработок, увлечения, хобби, отпуск и т. п. должны быть определены заново на более высоком уровне;

§ подобные влюблённые в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей «работой», делать ее определяющей характеристикой своего Я. Работа становится частью их Я;

§ полное определение человека или человеческой природы должно, таким образом, включать внутренние ценности.

Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Примерами метапотребностей являются потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологию. Апатия, цинизм, отчуждение, деструктивность и насилие – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то «вне себя». Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает «метапатологии». Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение.

 

 

ЧАСТЬ 2

Типы темперамента

Темперамент-это динамическая подструктура личности характеризует темп и характер реакций человека. Темперамент проявляется в поведении, особенностях реагирования, скорости, резкости реакций, быстроте переключений, стабильности выполнения операций, в силе, частоте эмоционального реагирования. Однако темперамент не обуславливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль детельности, способ и манеру реализации поведенческих действий. Впервые понятие «темперамент» ввел др.греч. филосов Эмпедокл, предложил выделить 10 типов темперамента. Создателем учения о темпераменте является Гиппократ. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, -кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой,флегмой). Соотношение этих жидкостей лежит в основе 4-х типов темперамента (преобладание): сангвиники (кровь), холерики (желчь), меланхолики (черная желчь) и флегматики (слизь,флегма).

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент обусловлен функционированием сложных физиологических механизмов и оказывает влияние на человеческие действия и реакции в 2-х основных измерениях: энергетического уровня (сила реакции) и временной характеристики поведения (скорость действия). Он является устойчивой особенностью, благодаря которой психические и психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее. Свойства темперамента полностью или частично определяются основными физиологическими механизмами организма: 1) эндокринной 2) вегетативной нервной системой 3) центральной нервной системой

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека.

 

Виды акцентуаций

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу.

Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.

Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться.

+: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости.

-: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный (аффективно-лабильный) тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.

В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.

Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

+: В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.

-: Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе;

особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен;

иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный (ригидный) тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.

+: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах,

-: формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный (боязливый) тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.

+: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

-: Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу.

+: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.

-: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный (акцентуация вытеснения) тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

+: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков.

-: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Привязаны и внимательны к друзьям и близким.

+: альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.

-: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.

+: готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность.

-: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.

Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям.

+: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.

-: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

К. Леонгард выделяет педантичные, или ананкастические; демонстративные, или истерические; застревающие и возбудимые акцентированные личности в связи с преобладанием тех или иных свойств характера. Вторая группа (гипертимные, дистимические, тревожные, эмотивные, аффективно-лабильные и аффективно-экзальтированные личности) выделена по особенностям темперамента. В практике часто сочетаются акцентуированные черты характера и темперамента и различные типы акцентуации личности.

 

 

 

ЧАСТЬ 1

1. Личность в системе современного научного знания и методы её исследования.

2. Соотношение основных понятий психологии личности (человек, индивид, личность, индивидуальность).

3. Психодинамическая теория личности по З. Фрейду.

4. Психосексуальные стадии развития и типы личности по З. Фрейду.

5. Индивидуальная теория личности А. Адлера.

6. Индивидуальный стиль жизни.

7. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга.

8. Типология личности по К.Г. Юнгу.

9. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

10. Гуманистическая теория личности Э.Фромма.

11. Социальные типы характера.

12. Социокультурная теория личности К. Хорни

13. Невротические потребности.

14. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта.

15. Структурная теория черт личности Р. Кеттела.

16. Теория типов личности личности Г. Айзенка.

17. Модель «Большой пятёрки».

18. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера.

19. Теория поля К. Левина.

20. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.

21. Теория социального когнитивного научения Д. Роттера.

22. Когнитивная теория личности Д. Келли.

23. Гуманистическая теория личности Маслоу.

24. Феноменологическая теория личности К. Роджерса.

 

ЧАСТЬ 2

1. Гуморальные теории темперамента.

2. Конституциональные теории темперамента.

3. Тип ВНД и темперамент в теории И.П. Павлова.

4. Факторные теории темперамента.

5. Психологические теории темперамента.

6. Типы темперамента.

7. Характер, структура и свойства характера.

8. Акцентуации характера (Личко).

9. Акцентуации характера (Леонгард).

10. Способности и их структура.

11. Основные теории способностей.

12. Потребности, мотивы, интересы личности в структуре направленности.

13. Убеждения, идеалы и мировоззрение в структуре направленности.

14. Понятие о воле. Структура волевого акта.

15. Волевые свойства личности.

16. Понятие и составляющие Я-концепции.

17. Виды «Я» в Я-концепции человека.

18. Самоотношение и самооценка личности.

19. Понятия движения, действия, операции, деятельности.

20. Виды деятельности (игра, учение, труд).

21. Понятие умений и навыков в теории деятельности.

22. Феномены усвоения навыков.

23. Функции, виды и стили речи.

24. Коммуникативные свойства личности.

ЧАСТЬ 1

Личность в системе современного научного знания и методы её исследования.

В психологии личность – не оценочная категория, более того, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста. Только в таком русле можно говорить о личности как о предмете научного познания.

Этимологически слово «личность» – personality – происходит от латинского persona, и переводится как «маска». Термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда исполняет определенные социальные роли в отношениях с окружающими. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако углубленное этимологическое исследование слова persona показало, что per – переводится «через», а sonus – «звук». Это дословно можно перевести как «то, через что проходит звук» и отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность».

На вопрос, что такое личность, психологи и в настоящее время отвечают по-разному. В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые же авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но большинство склоняются к тому, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, и к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные (видовые) свойства человека. Часто в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки, но это также традиционно рассматривается в понятии «характер». В целом понять что такое личность можно, только проанализировав имеющиеся теории и точки зрения.

Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Таким образом, личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений. При этом человек как личность понимается не только как продукт и результат общественных отношений, но и как их активный субъект (творец).

Личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Критерии наличия и степени зрелости личности:

1. Способность к иерархизации мотивов, т. е. когда человек способен преодолевать собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

2. Ответственность, самостоятельность и критичность, т.е. когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

3. Сознательное соподчинение мотивов, т. е. наличие самосознания как основной черты личности.

Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Таким образом, анализ многих определений личности показал, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Между тем, данная структура в определенный момент жизни приобретает способность к саморазвитию. Личность – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее и развивающееся психологическое образование, представляющее собой систему отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Понятие «личность» имеет междисциплинарный характер, находясь в поле зрения социальных и естественных наук, а также духовной культуры и практики. Но более всего оно стало близким психологии. Проблема личности является основной в исследовании характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), развития личности в онтогенезе (психология развития и возрастная психология), межличностных отношений, статуса и ролей, социализации личности в различных общностях (социальная психология), субъектов поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии), сущностных характеристик и структуры психического мира человека в зарубежных и отечественных теориях и концепциях личности (история психологии).

Психология личности – учебная дисциплина, предметом изучения которой является комплекс научных психологических знаний о личности как системном качестве, детерминирующем взаимодействие человека с окружающей средой и собственное развитие. Основная цель дисциплины раскрытие теоретико-методологических основ проблемы личности в подходах ведущих школ и направлений отечественной и зарубежной психологии, ключевого содержании теоретических концепций личности, формирование у будущих специалистов системного представления о личности как базовой категории в профессиональных знаниях, исследовательской и практической деятельности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 258.