Методы исследования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод наблюдения. Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение. Требования к наблюдению: • сохранение естественности; • целенаправленность; • фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальных жизненных условиях. Является богатым источником информации. Положительные стороны: • поведение в естественных ситуациях, • проведение в повседневном окружении. Недостатки: • непредсказуемость событий, • наложение проблем наблюдателя (личный фактор), • малая выборка, • непреднамеренное вмешательство в происходящие события.

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (интервью). Формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода: • Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

• Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

• Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета). Термин «самоотчет» используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов. Стандартизированные тесты бывают одномерные и многомерные тесты.

Сильные стороны: • тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента; • получаемая информация объективна; • с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку; • тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки: • не защищены от преднамеренного обмана; • не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

Метод эксперимента. Экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение. Эксперимент бывает: лабораторный; естественный; констатирующий; формирующий.

Требование этических принципов эксперимента: осведомленное согласиу; безопасность жизни и здоровья испытуемых; конфиденциальности.

 Преимущества: • Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению; • Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах. • Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки: • Круг феноменов ограничен по этическим соображениям. • Лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях. • На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты

Метод изучения клинических случаев. Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Направлен на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании клинического случая используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека.

Преимущества: • Показывает сложность и уникальность индивида. • Свободен лабораторных условий.

Недостатки: • Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения. • Рассматриваемые случаи слишком частные. • Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя. • Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

Проективные методы. «Проективный метод» предложил Л. Франк для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Преимущества: • Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

Недостатки: • Недостаточно стандартизированы. • Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации. • Имеют низкую надежность и валидность. • Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога.

Корреляционный метод. Используется для установления связей между переменными и внутри них. Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям. Но этот метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны. Корреляция не предполагает установления причинных связей.

Преимущества: • Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям. • Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни. • Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

Недостатки: • Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны. • Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной». • Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными. • При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 168.