Шпаргалка по курсу всемирной истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шпаргалка по курсу всемирной истории

Эллинизм: наука, структура, быт.

В эпоху эллинизма (кон. 4 в. до н.э - 30 г. до н.э), открывшуюся походами Македонского на восток против персов, произошло новое слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой) Это породило новые формы художественного творчества и новые образы. Именно в ту эпоху были созданы 4 из 7 чудес света(Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, Скульптура бога Гелиоса на острове Родос, Усыпальница царя Мавсола в Галикарнах.) Синтез античной и восточной культуры обогатил обе цивилизации. Важную роль для расцвета античной культуры, помимо института гражданства, сыграло рабство. Все древнегреческие памятники классической эпохи были созданы свободными людьми. Создание богатой античной культуры стало лишь возможным при прогрессе в ремесленном и с/х. производстве и особенно благодаря применению труда рабов, которые позволили высвободить значительную часть свободного населения для активной политической деятельности а так же культурного творчества. В эпоху эллинизма рабский труд стал проникать в сферу культуры. Без античного рабства не было бы античной культуры, науки.

Наука

Многими ее фундаментальными открытиями мы пользуемся до сих пор.

1.Царь Птолемей хотел превратить Александрию в центр науки, поэтому отовсюду приглашались ученные, писатели и т д.

2.Эратосфен - стремился дать научное описание земли, с помощью астрономических наблюдений измерил диаметр земли по экватору (допустил не большую ошибку)

3.Эвклид - изложил начала геометрии.

4.Архимед - теоретик математики и физики.

5.Аристарх Самосский - величайший астроном древности. Выдвинул гипотезу о вращении земли и планет вокруг Солнца.

6.Герофил - Изучение нервной системы.

7.Эрасистрат - анатомическое описание сердца, лечение сердечных заболеваний.

8.Как самостоятельная наука оформилась филология.

Была создана грамматика в широком толковании: знание языка и литературы.

Техника

1.Архимед - водоподъемная машина.

2.Герон - подъемники, механические игрушки, в которых использовалась сила пара.

Чудом техники был плавучий дворец-крепость «Сиракузянка». (3 палубы, конюшни, итд.)

Литература

Поэты: Каллимах - поэма «Причины». Арат - поэма «Явления». В жанре «Идиллия» работал Феокрит. В жанре «эпиграмма» работал Леонид Тарентский. В жанре «эпос» работал Аполлон Родосский - поэма «Аргонавтика».

Театр

Меандр - ставил комедии, в которых описывал повседневную жизнь зрителя, часто использовал народные поговорки. Ему принадлежит фраза «Время исцеляет любые раны».

Был популярен мим - это импровизация одного актера.

Скульптура

Характерны реалистические образы - рыбаки, пастухи, рабы итд. На острове Родос после успешного сражения поставили 35-ти метровую статую бога Гелиоса. На острове Мелосе была найдена статую Афродиты.

Философия

Афины в эту эпоху являются центром философии. Возникли эпикурейская и стоическая философские школы. Они считали что целью философии является счастье человека.

Религия

С падением полисов боги и общегреческие храмы потеряли опору, переживали упадок. Явного заимствования богов из других религий не было.

История

Историческая мысль зависела от новых веяний в социально-экономическом и культурном развитии.

Взаимному ознакомлению народов востока и запада способствовала греко-язычная историография, создаваемая людьми восточного происхождения. Берос «История Вавилонии», Манефон «Египетская история», Мегасфен «История Индии», Тимей «Сицилийская история». Эти труды свидетельствуют о расширении кругозора людей эллинистической эпохи.

Эллинизм - был эпохой жесточайших войн и одновременно высочайшей культуры. Центрами этой культуры были Афины, Мелет, Коринф и новые возникшие на востоке с преимущественно греческим населением и образованием жизни. Основателями этих городов были Александр и его полководцы, ставшие владыками возникших городов на развалинах державы Александра.

Христианство в древнем мире

Последний период Римской империи характеризуется (наряду с регулярными вторжениями европейских варваров) процессом распространения в империи христианства. Христианство зародилось в римской провинции Иудее в 1 веке н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономического и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в 1-3 веках н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт о веротерпимости Константина 313 года). Сам император Константин принял крещение в 330 году. Христианство было объявлено единственной государственной религией (Феодосий 1, 381). Императоры участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Лютеранская реформация

Мартин Лютер(1483-1546) родился в саксонском городке Эйслебене в семье бедного каменолома. Детство и юность его прошли безотрадно. Тяжелые впечатления молодости отразились на его характере и сделали его вспыльчивым и грубым, меланхоличным. В 18 лет Лютер по желанию отца поступил в Эрфуртский институт изучать право, одновременно он изучал богословие. По окончании института он постригся в Эрфуртском августинском монастыре. В монастыре он выделялся строгим соблюдением монастырского устава и усиленными аскетическими подвигами, однако не мог искоренить в себе греховных наклонностей. Тексты Святого писания убедили его, что и при греховных наклонностях человек может спастись, если вера его будет сильна. Учение об оправдании верою составило основной пункт его вероучений. Лютер получает кафедру в Виттенбергском институте. 95 тезисов Лютера в которых он отвергает установленный католич. церковью взгляд на индульгенции. Всех несогласных Лютер вызвал на диспут(1517). Это публичное отрицание Лютера учения кат. церкви считается началом реформации. В Риме была издана булла, объявляющая Лютера еретиком, и обязывала его отказаться от своих мнений. В 1521г. на Вормском сейме германский император Карл 5 также признал его еретиком, лишенным покровительства законов. Между тем в Виттенберге начались церковные бесчинства. Лютер приступил к созданию нового церковного устройства. Прежде всего преобразованию подверглись богослужение и церковная внешность. Лютер составил катехизис, приведя в систему выработанные им тезисы своего учения - главное место отводится учению об оправдании верою и значению Святого писания как основы вероучения и церковного устройства. В церковном устройстве на первое место была выдвинута светская власть. Церковь должна была состоять из собрания верующих, которые из своей среды выбирают себе священников. Во главе германской церкви он ставил местного государя. Учение Лютера нашло себе много сторонников среди государей Германии, которым было приятно освободиться от папской власти, стать во главе церкви и воспользоваться монастырским имуществом. Лютеранская церковь не только разделила Германию на сторонников и противников Лютера, но и привела к нескольким вооруженным столкновениями между ними(восстание рыцарей под предводительством Франца фон Зиккенгена 1523г., восстание крестьян в Швабрии в 1523г.) Для решения религиозного вопроса в Германии Карл 5 созвал в Аугсбурге сейм, на котором между протестантами и католиками , одинаково утомленных религиозной войной , состоялось миролюбивое соглашение, получившее название Аугсбургского религиозного мира(1555), по которому право выбора религии принадлежало только государям и правительству городов, а подданные должны держаться веры своего правителя. Этот мир имел огромное значение для Германии, т.к. почти на 70 лет дал ей успокоение от религиозных войн. В течение этого времени германская реформация окрепла. Другим следствием этого мира было усиление власти немецких государей, что привело к еще большей раздробленности Германии. Решение Сейма было ударом для Карла 5, мечтавшего устроить религиозные дела по своему усмотрению. В 1556г. он отказался от престола остаток жизни провел в испанском монастыре.

Одновременно с германской реформацией возникла швейцарская реформация. Начало и основание ей положил Цвингли, продолжил и завершил Жан Кальвин, приведя пункты вероучения в стройную богословскую систему. Большое место в учении занимает предопределение одних к вечному спасению, других на вечную погибель. Церкви Каьвин придает республиканско-демократический характер. Верховная власть принадлежит самой церкви, гос-во не вмешивается. Проповедники были обязаны следить за чистотой веры и нравственности прихожан за нарушение нравственности не только судили и наказывали, но и вмешивались в частную жизнь, ограничивалась свобода отдельной личности. Церковная обстановка и богословие были максимально приближены к апостольским временам.

Лютеранская реформация из Германии распространилась на соседние страны - Пруссию, Ливонию, Швецию, Данию с Норвегией и частично в Литву и Польшу. Швейцарская реформация, получившая название реформатства, распространилось главным образом в виде кальвинизма во Франции, Нидерландах, Шотландии и отчасти в Англии. Французские протестанты получили название гугенотов, т.е. швейцарцев. В Англии во 2 половине 16в. из рядов последователей кальвинизма выделяется секта , приверженцы которой будут названы индепендентами. Они были противниками гос. церкви и учили, что всякий приход имеет право выбирать себе веру и устанавливает церковные порядки.

Контрреформация

Лютеранство, реформаторство и англиканство нанесли католицизму тяжелый удар, потому что отпала от Рима целая половина Зап. Европы. Руководители католицизма увидели, что необходимо принять меры для противодействия успехам реформации. Они решили не только предотвратить дальнейшие отпадения от католицизма, но по возможности и отпавших в лоно католической церкви. Это была реформация в недрах самого католицизма. Начало ее относится к 40гг. 16в.-ко времени наибольшего распространения реформации. В именно это время был учрежден орден иезуитов(1540), введены инквизиция(1542)и цензура(1543), созван Тридентский собор(1545-1563) и изменилась к лучшему жизнь духовенства. Своей главной задачей орден иезуитов поставил борьбу с реформацией во всех ее проявлениях, чтобы вновь доставить торжество католицизму. Стройная организация иезуитского ордена, систематическая подготовка его членов к прохождению их служения, уменье дать каждому иезуиту возможность проявить себя в том, в чем был он наиболее силен, и, наконец, эластичность иезуитской морали-все это дало поразительные результаты. При содействии иезуитов в одних странах распространение реформации было преостановленно, а в других реформация была совершенно уничтожена. Инквизиция - духовное судилище по делам об ересях была в кат. мире явлением не новым. Кат. реакция воспользовалась уже готовым образцом. В 1542г. Папа Павел 3 учреждая центральное инквизиционное судилище, придал ему характер испанской инквизиции и сообщил единство действий. Ряд стран приняли инквизицию и использовали ее методы для борьбы с реформацией. Таким же средством борьбы была признана книжная цензура, введенная для пресечения направления литературы, вредного для католицизма. Целям поддержания и усиления католицизма послужил также Тридентский собор. Общественное мнение Европы давно требовало созвания собора, который должен преобразовать католическую церковь. Собор послужил настоящим возрождением католической церкви, к великому удовлетворению верующих, жаждавших такого обновления церкви, с укрепившимся авторитетом папы. Возрождению католицизма, наконец, много содействовали государи катол. стран, которые всеми способами преследовали своих протестантских подданных и тем до известной степени препятствовали распространению реформации в своих владениях. В роли гонителей реформации выступали все крупные и мелких владетели Италии, все короли Испании, многие короли Франции, германские князья.

Нидерланды

Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в др. странах. !6в.-время возвышения Голландии. Благодаря перемещению торговых путей в Атлантический океан, у побережья которого располагалась Г., происходит активный процесс разложения феодализма и быстрое формирование кап. отношений. Гол. стала посредницей между севером и югом, Европой и колониями. Другая более важная предпосылка эвон. успеха Гол. буржуазная революция, произошедшая в 1566-1579гг. и ставшая первой в мире успешной буржуазной революцией. В Нидерландах к этому времени уже назрели противоречия между дворянством и буржуазией, а также между имущими классами и трудящимися, классовая борьба достигла здесь к концу 16в. наибольшей силы. +народ страны начал национально-освободительную борьбу против угнетения феодальной Испанией, которая до 40% своих доходов получала за счет эксплуатации Нидерландов, Испанский король Филипп 2 ввел в Нидерландах инквизицию и беспощадно преследовал кальвинистов. Все это вызвало волнения в стране. в городах происходят вооруженные столкновения с испанскими солдатами. В 1566г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа 2 казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революции: народное иконоборческое восстание 1566г. в южных провинциях, всеобщее восстание 1572г. в северных провинциях, восстание в 1576г. в южных провинциях, создание Утрехтской унии в 1579. Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций, хотя Южные Нидерланды Филипп 2 удержал под своей властью. Семь провинций объединились в одно гос.. с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинции стала Голландия как наиболее развитая в экон. отношении провинция. Новое гос. стало называться Голландией. Освобождение от испанского гнета, сковывавшего капитализм, создало дополнительный стимул для буржуазного развития Гол, В стране интенсивно прогрессирует промышленность, где стали преобладать мануфактура и торговля. Ведущей отраслью голландской промышленности было судостроение. Страна имела самый большой флот в Европе. Одна из причин экон. подъема Гол., обширность ее торговых связей. Она вела торговлю со Скандинавией, Сев. Германией, Польшей, Литвой, Россией, Англией, странами Южной Европы. Доходы от внешней посреднической торговли для Гол. были основным источником первоначального накопления капитала. Получили большое развитие суконная промышленность, производство полотна, шелка, предметов роскоши. Гол. создала высокоразвитую пищевую промышленность. О капит. эволюции Гол. свидетельствует преобразование финансовой системы страны. Амстердам стал финансовым центром мира, сосредоточением международной валютной спекуляции. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была организована первая товарная биржа. Новейшие тенденции экон. развития Гол. нашли отражение и в с/х. Достигли высокого уровня интенсивное животноводство, огородничество, цветоводство. В накоплении капиталов для Гол. огромное значение имела ее колониальная система. В 16-17вв. ее крупнейшими колониями были Нидерл, Гвиана, Капская область, с 1605 укрепились в Индонезии, с 1656 захватили Цейлон. Революционно-освободительные войны постепенно перешли в торговые войны. Их целью было устранение монополии испанцев и португальцев на эксплуатацию колоний. В итоге Гол. выдвинулась в 17в. на первое место в Европе по уровню экон. развития. Эта страна первая создала мировую торговлю. Однако ее лидерство оказалось непродолжительным. Уже во второй половине 17в. она снизила темпы экон. развития а затем уступила лидерство Англии. Основная причина такой перестановки - слабость производственной базы Гол. Для широкого развития промышленности у нее не хватало сырья, рабочей силы, посреднический характер торговли обусловил экон. зависимость от др. стран.

Шпаргалка по курсу всемирной истории

Дата: 2019-05-29, просмотров: 227.