2. Формы работы:
– Подготовка к практическим занятиям.
– Подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Великие естественно-научные открытия конца XVIII —XIX вн. и их влияние на развитие медицины.
2. Теория эволюции органического мира: история и современное состояние.
3. Учение о наследственности и изменчивости: история и современное состояние.
4. Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины.
5. Развитие анатомии в России в XVIII и. Выдающиеся анатомы. Отечественные учебники и атласы.
6. Клеточная теория строения организмов.
7. Становление эмбриологии (К.Ф.Вольф, К.Бэр).
8. Становление патологической анатомии: от органопатологии к первым классификациям.
9. Развитие патологической анатомии в России в XIX в.
10. Экспериментальное направление в патологии (патологическая физиология).
11. История создания микроскопа и первые микроскопические наблюдения.
12. Эмпирические методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций. Инокуляция.
13. Открытие вакцины против оспы. Введение вакцинации.
14. Луи Пастер — основоположник научной микробиологии и иммунологии.
15. Развитие учения о защитных силах организма: теория иммунитета (И. И. Мечников, П.Эрлих).
Знать:
– основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира;
– отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период;
– открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период;
– вклад выдающихся деятелей медицины в развитие медицинской науки и практики, влияние гуманистических идей на медицину.
Уметь:
– пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
– анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины;
– понимать логику и закономерности развития медицины в зависимости от изучаемого периода времени.
Навыки:
– ведения научной дискуссии по вопросам общей истории медицины;
– сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации;
– изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы (тестовые задания с эталонами ответов).
01. Первую вакцинацию против оспы в России по методу Дженнера сделал
1) Мухин Е.О.
2) Самойлович Д.С.
3) Гамалея Н.Ф.
4) Мечников И.И.
02. В.В. Пашутин назвал «философией медицины»
1) патологическую анатомию
2) патологическую физиологию
3). анатомию
4) биологию
03. Врач, создавший первую классификацию тканей организма, основоположник гистологии:
1) К. Биша
2) Я. Пуркине
3) К. Бэр
4) В. Бец
04. Итальянский врач, открывший в 1661 г. капилляры, соединяющие артерии с венами.
1) А. ван Левенгук
2) Т. Шванн
3) Б. Рамаццини
4) М. Мальпиги
05. Р. Вирхов с целью объяснения патологических процессов организма создал теорию
1) органопатологии
2) клеточной патологии
3) дискразии
4) нервизма
06. Термин «биология» впервые предложил
1) Ж. Ламарк
2) Р. Гук
3) У. Гарвей
4) Р. Бой
07. Закон наследственности открыл
1) Ж.Б. Ламарк
2) Г. Мендель
3) Ч. Дарвин
4) К. Линней
08. Впервые курс общей и экспериментальной патологии в России читал:
1) Алексей Иванович Полунин
2) Илья Ильич Мечников
3) Виктор Васильевич Пашутин
4) Александр Александрович Богомолец
09. Ученый, окончательно установивший этиологию сибирской язвы (1876 г.), открывший возбудителя туберкулеза (1882 г.) и холеры (1883 г.)
1) Д. И. Ивановский
2) И.И. Мечников
3) Пауль Эрлих
4) Роберт Кох
10. Основные положения клеточной теории сформулировал:
1) М. Шлейден
2) Т. Шванн
3) Я. Пуркине
4) К. Бэр
11. Ученый, впервые разработавший принцип систематики органического мира
1) Ж. Ламарк
2) Ч. Дарвин
3) К. Линней
4) К. Кювье
12. Основоположник бактериологии:
1) Луи Пастер
2) А. Йерсен
3) У. Лейшман
4) В. Картер
13. Термин, предложенный В. Иоганнсеном
1) ген
2) мутация
3) наследственность
4) хромосомы
14. в истории развития гистологии выделяют следующие Периоды:
1) эмпирический, микроскопический
2) докритический, критический
3) цитологический, эмбриоскопический
4) эмпирический, ультрамикроскопический
15. Метод вакцинации разработал:
1) Е. Мухин
2) Э. Дженнер
3) К. Щепин
4) Д. Фракасторо
16. прививки от оспы в России начали ставить с:
1) 1654 г.
2) 1768 г.
3) 1868 г.
4) 1906 г.
вопрос | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||
ответ | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
5. Самоконтроль по ситуационным задачам (ситуационные задачи с эталонами ответов).
Задача №1
С известным французским невропатологом и психиатром Ж. Шарко (1825 - 1893) накануне его избрания в Академию наук произошла следующая история. В какой-то мелкой газетенке появилась ядовитая статья, полная намеков и скрытой клеветы, публикация которой была организована коллегами-завистниками. Шарко, несмотря на это, был дружно избран в Академию, а спустя некоторое время был приглашен к больному. Тот, приподнявшись при появлении Шарко, сказал, что считает своим нравственным долгом предупредить: это он автор той злобной статьи, о которой сожалеет, но хочет развязать руки месье Шарко для выбора: оказывать или не оказывать ему помощь.
1. Как, по вашему мнению, поступил Шарко?
2. Кто из российских ученых был основоположником экспериментального метода в физиологии?
Задача №2
В мае 1848 года берлинская больница Шарите была выделена в избирательный участок. В это же время в ней находились раненые на баррикадах в марте 1848 года в ходе революционных выступлений в Германии. Выдающийся немецкий патолог Р. Вирхов (1821-1902) заявил: «Мы не желаем, чтобы больницы стали политическими учреждениями, как и не стоим за то, чтобы сделать их очагами религиозной пропаганды». За это высказывание Вирхов был отстранен от должности прозектора.
1. Дайте оценку позиции Р. Вирхова.
2. Какое научное направление было главным в его деятельности?
Задача №3
Канцлера Германии Бисмарка лечило несколько знаменитых врачей, которыми он остался доволен, хотя у них при этом «позвоночник приобретал гибкость». Однажды к Бисмарку был приглашен врач Швенингер, который стал подробно расспрашивать о симптомах болезни. В ответ на неопределенное мычание канцлера Швенингер резко сказал, что он врач, а не ветеринар. Опешивший Бисмарк подчинился врачу и впоследствии говорил: «Моих прежних врачей я лечил, он же лечит меня».
1. Дайте оценку этой ситуации.
2. Кто из российских профессоров был лейб-медиком русских царей
Александра II и Александра III?
Задача №4
Первые микроскопы обладали явными оптическими недостатками и давали неясные искаженные изображения микроскопических объектов. Итальянский врач Мальпиги применял для изучения строения отдельных органов и тканей человека сильные лупы, увеличивающие только до 180 раз, то есть в два раза меньше, чем у микроскопа Левенгука.
1. Какое главное открытие удалось ему сделать?
2. Кем из ученых был впервые применен микроскоп?
Задача №5
"В живых телах все связано и сцеплено до такой степени, что нарушение функций в одной какой-либо части неизбежно отражается на всех других", - писал в 1797 г. французский врач Ксавье Биша. Эту взаимную связь жизненных отправлений организмов он называл "симпатией".
1. В чем состоит вклад Биша в развитие медицинской науки?
2. К какому периоду в истории учения о микроскопическом строении организмов относится его деятельность?
Эталон ответа к задаче №1
1. Ж. Шарко оказал помощь этому больному, проявив подлинное благородство и понимание врачебного гуманизма.
2. А.М. Филомафитский
Эталон ответа к задаче №2
1. В ранние годы своей деятельности Р. Вирхов занимал активную общественную позицию, протестуя против использования больниц в политической и религиозной борьбе.
2. Вирхов был представителем солидарного (целлюлярного, клеточного)
направления
Эталон ответа к задаче №3
1. Ситуация, описанная в данном случае, говорит о важности установления психологического контакта и адекватной моральной позиции врача по отношению к пациенту, в не зависимости от его статуса.
2. С.П. Боткин.
Эталон ответа к задаче №4
1. Открыл капиллярное кровообращение, дополнив теорию кровообращения
Гарвея.
2. Робертом Гуком в 1625 году. Первый микроскоп позволял добиться
увеличения всего лишь в 30 раз.
Эталон ответа к задаче №5
1. Биша является основоположником науки о тканях – гистологии, создателем первой классификации тканей организма.
2. К эмпирическому периоду.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 728.