Перечень практических умений по изучаемой теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

– Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины в России в ХIX века

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири.

2. Создание Российской Академии медицинских наук

3. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика.

4. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины.

5. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского.

6. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России.

7. Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый.

8. Пироговские съезды.

9. Н.И.Пирогов и общественная медицина.

8. Рекомендованная литература по теме занятия.

Занятие № 9

«Медицина эпохи капитализма в России

(II половина XIX - начало XX вв.)».

 

Тема « Медицина эпохи капитализма в России (II половина XIX - начало XX вв.) ».

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1. Расскажите об общественно-политической ситуации в России во второй половине ХIX – начале ХХ века.

2. Расскажите о вкладе в отечественную медицинскую науку С.П. Боткина.

3. Расскажите о выдающемся русском терапевте Г.А. Захарьине.

4. Вклад В.П. Образцова в развитие методов клинических исследований.

5. Расскажите о деятельности выдающегося отечественного физиолога И.М. Сеченова.

6. Как происходило становление женского медицинского образования в Российской империи?

7. Расскажите о первых русских женщинах-врачах.

8. Что такое «Факультетское обещание»?

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в изучаемый период времени.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в изучаемый период времени.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам изучаемого материала.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

– Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.


01. Первая русская женщина-врач:

 1) Е.М. Бакунина

 2) В.А. Кашеварова-Руднева

 3) Н.П. Суслова

 4) А.Г. Архангельская

02. С 1878 года в течение 10 лет физиологической лабораторией при клинике, руководимой С.П. Боткиным, заведовал

1) Боткин С.С.

2) Образцов В.П.

3) Павлов И.П.

4) Осипов Е.А.

03. Врач, описавший зоны расстройства кожной чувствительности при заболеваниях внутренних органов

1) Боткин С.С.

2) Образцов В.П.

3) Захарьин Г.А..

4) Остроумов А.А.

04. Первое в России высшее женское медицинское учебное заведение появилось в

1) Киеве

2) Москве

3) Харькове

4) Санкт-Петербурге

05. Выдающийся французский физиолог, создавший теорию сахарного мочеизнурения

1) Эмиль Дюбуа-Реймон

2) Герман Гельмгольц

3) Клод Бернар

4) Франсуа Мажанди

06. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной медицины, которую впоследствии возглавлял И.П. Павлов:

1) С.П. Боткин

2) И.М. Сеченов

3) И.И. Мечников

4) Г.А. Захарьин

07. Область физиологии, в которую внес наибольший вклад И.М. Сеченов:

1) физиология кровообращения

2) физиология центральной нервной системы

3) физиология пищеварения

4) теория иммунитета

08. Теория патогенеза заболеваний, разработанная И.М. Сеченовым, С.П. Боткиным, И.П. Павловым, давшая новое направление в медицине конца XIX - начала XX вв.

 1) гуморальная

 2) целлюлярная

 3). нейрогенная

 4) биохимическая

09. Создатель науки о старении организма (геронтологии)

1) И.И. Мечников

2) АА. Богомолец

3) В.В. Пашутин

4) И.П. Павлов

10. «Гениальным взмахом русской научной мысли» назвал этот труд М.И. Сеченова И.П. Павлов

 1) «Элементы мысли»

 2) «Рефлексы головного мозга»

 3). «Происхождение психических явлений»

 4) «Физиологические основы психических процессов»

11. Врач, разработавший методику глубокой скользящей топографической пальпации органов брюшной полости

1) С.П. Боткин

2) И.М. Сеченов

3) В.П. Образцов

4) Г.А. Захарьин

12. Страна, в которой было открыто первое в Европе высшее женское медицинское учебное заведение

1) Англия

2) Франция

3) Швейцария

4) Россия

13. Русский врач, доказавший инфекционное происхождение катаральной желтухи:

1) Г.А. Захарьин

2) И.Е. Дядьковский

3) С.П. Боткин

4) А.А. Остроумов

14. Ученый, открытия которого способствовали появлению эндокринологии, как самостоятельной дисциплины.

1) Ш.Э. Броун-Секар

2) К. Бернар

3) П. Эрлих

4) И.И. Мечников

15. Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России

1) Крассовским А.Я.

2) Флоринским В.М.

3) Громовым С.А.

4) Снегиревым В.Ф.

16. Создатель учения о высшей нервной деятельности:

1) И.М.Сеченов

2) И.П. Павлов

3) К. Бернар

4) А.М. Филомафитский

17. Первый российский лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии

1) И.М. Сеченов

2) И.И. Мечников

3) И.П. Павлов

4) Н.Г. Басов

18. В 1860 г. Сеченов М.И. защитил докторскую диссертацию

1) «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения»

2) «О рефлексах головного мозга»

3) «О гигиене труда»

4) «К вопросу о венечном кровообращении сердца»

19. Русский физиолог, разрабатывавший вместе с Н.И. Пироговым метод внутривенного наркоза:

1) А.М. Филомафитский

2) И.И. Мечников

3) И.М.Сеченов

4) И.П. Павлов


 

вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19  
ответ 3 3 3 4 3 1 2 3 1 2 3 4 3 1 4 2 3 1 1  

 

 

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.



За д а ч а №1

Известный отечественный невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев (1857- 1927) в разговоре с видным юристом и общественным деятелем А.Ф. Кони говорил, что ему вдруг стало известно от одного больного, что «деятели из священной дружины собираются убить князя Кропоткина». На вопрос А.Ф. Кони, как он вышел из этого положения, В.М. Бехтерев сообщил, что он поручил одному из  больных,    который уезжал за границу, найти Кропоткина  и предупредить его о готовящемся покушении, нарушив тем самым принцип врачебной тайны.

1. Дайте оценку поступку В.М. Бехтерева.

2. Каковы заслуги В.М. Бехтерева перед отечественной медицины?

 

За д а ч а №2

Известный отечественный терапевт Г.А. Захарьин (1829-1897), по свидетельству деятеля земской медицины Д.Н. Жбанкова, «впервые ввел определенную таксу за свои советы на дому и за выезды и с течением времени довел ее до очень крупных размеров, менее чего не бралось ни с кого; этому «хорошему» начинанию последовали и другие московские профессора и практики… к тому же прежним московским купцам нравилось такое обращение, ибо они в подобном докторе видели своего «плоть от плоти своей».

1. Дайте оценку действиям Г.А. Захарьина, учитывая его выдающийся вклад в развитие клинической медицины.

2. В чем состоял этот вклад?

 

За д а ч а №3

Видный  отечественный  врач-общественник С.И. Мицкевич,  вспоминая свои студенческие годы, писал: «Наш курс недовольный постановкой дела в клинике Г.А. Захарьина, подал ему докладную записку, в которой корректно изложил свои пожелания об улучшении постановки занятий. Захарьин был вне себя от обиды: как осмелились мальчишки-студенты учить его, знаменитого клинициста и тайного советника. Он сердито ответил на записку на лекции и заключил так: «Дело свое я буду делать, как делал, а либеральничать не намерен». Мы зашикали, и большинство ушло с лекции».

1. Дайте оценку поступку Г.А. Захарьина, в связи с эволюцией его взглядов.

2. Какой главный метод использовал в своей деятельности Захарьин?

 

За д а ч а №4

Отрывок из речи профессора Васильева перед студентами-медиками Юрьевского университета в 1893 г.: «Что касается до отношения к Вашим больным, то, само собой разумеется, что Вы должны снискать их уважение. Этого Вы можете достичь лишь тем, что будете дорого брать с больных. Требуйте от каждого больного 10 руб., но ни в коем случае 1 р., или несколько рублей, а то Вас ославят, как человека жадного к деньгам, кого народ и без того

принимает большинство врачей. Если Вы в денежных делах будете обходиться таким образом, то больные с уважением будут взирать на Ваши медицинские познания. Если же кто-либо не сможет заплатить эту цену, то лечите его безвозмездно, за что будет он обязан Вам благодарность

1.Дайте оценку этой нравственной позиции.

2. С чем это связано?

 

Задача №5

Журнал «Врачебный вестник» от 10 сентября 1905 года сообщил: «В Одессе разыгралась ужасная трагедия. Врач С.И. Полянков покончил жизнь самоубийством вследствие смерти неудачно оперированного им четырехлетнего ребенка. Газеты передают следующие подробности этой трагедии. В понедельник 18-го июля доктора С. Полянкова, проезжавшего мимо хутора «Константиновка» остановила бедно одетая, но интеллигентная на вид женщина, которая со слезами на глазах умоляла его остановиться на несколько минут и оказать помощь ее единственному сыну Павлу Бендерчуку, четырех лет от роду. Осмотрев ребенка, врач посоветовал матери немедленно отправить его в город, в больницу, так как у мальчика дифтерит. Мать об этом и слышать не хотела. Доктор Полянков, прописав лекарство, направился к выходу, когда явился отец ребенка. Последний, выслушав врача, также отказался везти ребенка в больницу. На следующий день доктор на возвратном пути заехал к Бендерчук и нашел ребенка в более удовлетворительном состоянии. Тогда он решил сделать ему операцию, на которую родители согласились. Во время операции доктор вдруг вздрогнул и побледнел: он сделал ошибку и понял, что ребенок на этот раз погиб. Это заставило его отложить свой отъезд и выждать результатов. Через два часа ребенок умер. Доктор стал неузнаваем. Он, волнуясь, плакал над изголовьем ребенка, называл себя его убийцею, когда понял, что никакой надежды больше нет, он подошел к столу, быстро набросал на лоскуте бумаги несколько строк, положил записку под чернильницу и попросил у жены Бендерчука стакан воды. Не успела последняя оставить комнату, как раздался выстрел. Бендерчук, испуганная, возвратилась в комнату. Доктор Полянков с простреленным виском упал на кровать. Врач был мертв. Записка его гласила: «Простите молодому врачу его невольную ошибку, лишившую вас единственного ребенка. Я искупил свою вину. Пусть моя смерть послужит вам утешением в постигшем вас горе. Доктор С.И. Полянков».

1. Дайте оценку поступку врача.

2. Герой какого известного рассказа русского писателя о враче, также заканчивает жизнь самоубийством?

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 682.