Задача №1
Выдающийся отечественный ученый и врач Д.С. Самойлович (1746-1805) был одним из организаторов борьбы с эпидемиями чумы в России в XVIII веке. Для доказательства эффективности дезинфицирующего действия курительных порошков Д. Самойлович надел на себя, а затем на 7 приговоренных к смертной казни преступников одежду больных, умерших от чумы, которую предварительно окуривали порошками. Все они остались живы и не заболели.
1. Дайте оценку поступку Д.С. Самойловича.
2. Назовите самую крупную эпидемию в России ХVIII века.
Задача №2
Английский врач Э. Дженнер (1749-1823), предложивший вакцинацию против оспы, писал: «Старшим моим двум детям была привита оспа раньше, чем я стал прививать коровью оспу. Младший мой сын Роберт родился в то время, когда я уже начал производить опыты прививки коровьей оспы, и он был одним из первых моих пациентов… Воспаление началось, было, но прекратилось на третий день… Вскоре после этого… Роберт случайно подвергся возможности заразиться оспой. Так как в ту минуту у меня не было под рукой вакцины, то мне не оставалось другого исхода, как немедленно привить ему человеческую оспу…».
1. Дайте оценку поступка Э. Дженнера.
2. Кто сделал в России первую прививку от оспы по методу Дженнера?
Задача №3
Случай, происшедший с парижским хирургом Фуше в 1796г.:
Один приговоренный к смерти преступник внезапно опасно заболел, казнь
была отложена и Фуше поручено лечить его. Через несколько недель Фуше представил следующее свидетельство: «Нижеподписавшийся сим заявляет
высокоблагородному Уголовному суду, что осужденный в настоящее время совсем оправился и может быть предан смерти без всякого вреда для его здоровья».
1. Дайте оценку такому заявлению врача.
2. В чем состояла роль тюремных врачей во времена Инквизиции.
Задача №4
По прибытии в Египет в 1794 г. главный врач армии Наполеона Деженетт обнаружил, что в войсках под влиянием жаркого климата появились признаки чумы. Деженетт поставил на себе опыт, имевший в том числе, целью исследование способа борьбы с чумой. В кругу собравшихся вокруг него солдат Деженетт при помощи ланцета внес содержимое из гнойного нарыва больного чумой в маленькую трещину на своей коже, затем быстро и тщательно промыл ее водой с мылом, не допустив, таким образом, проникновения возбудителей болезни в кровь. Эксперимент не повлек за собой трагических последствий.
1. В чем состояло значение данного эксперимента?
2. Кто из русских врачей ХVIII века проводил эксперименты по самозаражению чумой?
Задача №5
Становление акушерского образования в России связано с именем П.З. Кондоиди, архиатра медицинской канцелярии, созданной Петром I. В 1757 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы «бабичьи школы», готовившие образованных повивальных бабок или акушерок.
1. Кто был первым в России профессором повивального искусства?
2. Какой фундаментальный труд по акушерству был им создан?
Эталон ответа к задаче №1
1. Опыт Д.С. Самойловича – один из многочисленных в отечественной медицине примеров самопожертвования. Использование приговоренных к смертной казни отражает нравственную установку исторической эпохи.
2. Московская эпидемия чумы 1770-1772 гг. (моровая язва)
Эталон ответа к задаче №2
1. Случай с сыном Э. Дженнера – один из документированных эпизодов эксперимента на собственных детях. Эта ситуация неоднократно встречалась в истории медицины. Оценка ее может быть дана с учетом диалектики развития морального сознания в данную эпоху. Конкретный случай характерен для эпохи нового времени, когда закладывались научные основы многих медицинских дисциплин, происходили открытия, которым затем суждено было сыграть фундаментальную роль в развитии медицины.
2. Первая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов.
Эталон ответа к задаче №3
1. Случай с хирургом Фуше иллюстрирует антигуманную сущность работы тюремного врача, в условиях проведения показательных смертных казней, когда публике надо было предъявить внешне здорового осужденного на смерть.
2. Следить, чтобы подвергаемый пыткам заключенный не умер до того, как даст признательные показания.
Эталон ответа к задаче №4
1. Нужно было, прежде всего, во что бы то ни стало остановить распространение панического страха. Этот поступок успокоил здоровых солдат и благотворно подействовал на больных. Солдаты стали заботиться о личной гигиене и санитарии окружающей среды.
2. Д.С. Самойлович
Эталон ответа к задаче №5
1. Первым в России профессором повивального искусства был Н.М. Максимович-Амбодик
2. Искусство повивания или наука о бабичьем деле
Дата: 2019-05-29, просмотров: 732.