276
Здесь
особенно интересны рассуждения названного автора, относящиеся к доктринальному блоку источников парламентского права, который включает в свой состав (прямо или косвенно) толкование смысла норм права, различных понятий и категорий признанными авторами законоведения (помологии). Западная правовая традиция анализу их уделяет серьезное внимание. Увы, применительно к российской правовой действительности об этом блоке источников парламентского права можно вести речь лишь в гипотетическом плане. Любопытен также взгляд И.М. Степанова на природу посланий Президента Российской Федерации Заслуживают внимания и анализа и его предложения о необходимости разработки и принятия «кодекса депутатской этики», закона о лоббизме, закона о парламентских слушаниях и др.
Вместе с тем, несколько странным выглядит позиция ИМ. Степанова в том смысле, что он ограничивает собственно юридический блок источников парламентского права лишь общефедеральными правовыми актами, хотя известно, что на уровне субъектов Российской Федерации имеются региональные парламенты, действующие автономно от федерального парламента; структура, организационные основы построения, направления и формы деятельности их регулируются не федеральными, а региональными правовыми актами, которые тоже включаются в систему источников парламентского права.
Для характеристики юридических источников парламентского права решающее значение имеет иерархия этих источников. Вместе с тем важно и то, что в Российской Федерации существует один общефедеральный парламент - Федеральное Собрание - и 89 парламентов субъектов Российской Федерации. При этом отношения между общефедеральным парламентом и парламентом любого субъекта Российской Федерации не строятся на началах субординации. Для их отношений больше присущи начала координации, согласования, сотрудничества.
Если взять федеральный срез парламентского права, то в качестве юридических источников парламентского права предстают следующие правовые акты:
• Конституция РФ;
• законы РФ: федеральные конституционные законы и федеральные законы;
277
• нормативные указы Президента РФ;
в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
К источникам парламентского права, действующим на территории субъекта Российской Федерации, относятся:
• конституции республик, уставы и иные конституционные правовые акты других субъектов РФ:
• законы субъектов РФ;
• иные правовые акты, действующие на территории субъектов РФ;
В массиве парламентского права определенное место занимают судебные решения: в России преимущественно решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах Российской Федерации — решения конституционных и уставных судов.
Специфической особенностью деятельности как федерального, так и региональных парламентов является то, что в ряде случаев они руководствуются неписаными правилами в форме парламентских традиций и обычаев, которые тоже являются источниками парламентского права.
Все это, однако, предварительные выводы. Для более основательных выводов нужен глубокий анализ проблем парламентского права. Начала такому анализу уже положены в работах ряда известных ученых: С.А. Авакьяна, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, Ю.А. Дмитриева, А.П. Любимова, Б.Н. Топорнина, И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, Е.Ю. Черкашина и др.12. Нельзя допустить, чтобы эти еще слабые ростки нового направления конституционно-правовой мысли безвременно увяли. Развитие его (особенно в ключе сравнительного конституциоведения) и полученные на его основе положительные результаты, несомненно, скажутся на становлении в России и в ее регионах традиций и институтов парламентаризма, федерализма, демократии, свободы.
Примечания
1 См.: Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993. - С.1.
2 Ленин В.И. ПСС. Т. 31. - С.115.
3 Ленин В.И. ПСС. Т. 33. - С.45-48.
4 Ленин В.И. ПСС. Т.38. - С.294.
278
См.: Хасбулатов Р.И. Власть. Размышления спикера. - М., 1992; Россия: пора тревожных ожиданий. - М, 1999; Выбор судьбы: статьи, выступления и интервью. Январь-июнь 1993 г. - М.: Республика, 1993.
6 Российская газета. - 2000. - 8 авг. Статьей 13 названного Закона ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - № 50. -Ст. 4869) признан утратившим силу.
7 Российская газета. - 2000. - 5 сент.
8 См.: Очерки парламентского права... - С.1.
9 Конституционный строй России. Выпуск И. Вопросы парламентского права,- М., 1995.- С.7-8. Такого же мнения, что и И.М.Степанов, придерживается М.А. Митюков. См.: Митюков М.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права // Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / Отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. - М., 1997. - С.135.
10 См.: Конституционный строй России. Выпуск II. Вопросы парламентского права. - М.: ИГП РАН, 1995. - С.7; Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. - М.: Манускрипт, 1996.-С. 65
" См.: Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. - М.: Юристь, 1999. - С.14.
12 См.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. -М.: Российский Юридический Издательсикй Дом, 1999; Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. - М.: Акад. управления МВД РФ, 1998; Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999; Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации). - М.: Манускрипт, 1994; Любимов А.П. Парламентское право. Основные источники: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб, 1999; Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисловием акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993; Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.В. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристь, 1999.
279
Лекция 14 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЯ
Депутат - это законодатель,
который обязался заранее находить,
что власть завсегда виновата или завсегда права.
Поль Декурсель
Правовой статус федерального парламентария (далее -парламентария) характеризуют юридические нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, а также предусматривающие правовые и социальные гарантии при осуществлении ими парламентской деятельности.
Если взять Федеральное Собрание - Парламент России, то ныне правовой статус парламентария, т.е. члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ - с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.).
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
280
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, имеют удостоверения, являющиеся их основным документом, подтверждающим личность и полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удостоверениями и нагрудными знаками они пользуются в лечение срока своих полномочий. Они являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерагдии, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается также дипломатический паспорт.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Депутат Государственной Думы не имеет права:
а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) находиться на государственной или муниципальной службе;
в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
281
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.
Срок приостановления военной службы или иной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащих или других работников государственных органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и других работников государственных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предоставлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные названным Федеральным законом.
Депутату Государственной Думы, избранному по общефедеральному избирательному округу, средства для осуществления депутатских полномочий предоставляются органом исполнительной власти того субъекта Российской Федерации, который определен соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран.
282
Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления несет ответственность за создание предусмотренных настоящим Федеральным законом условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.
Общий объем ежегодных расходов на одного члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, необходимых для осуществления их полномочий, устанавливается ежегодно постановлением Совета Федерации, Государственной Думы соответственно в пределах расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на содержание Совета Федерации, Государственной Думы, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год.
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется следующим образом: член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законом.
283
Так, полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
з) призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия;
и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
284
Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в связи с роспуском Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Парламентской практикой выработаны определенные формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Общими для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы формами деятельности являются:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;
б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов в Государственную Думу;
е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Формами деятельности, характерными только для депутата Государственной Думы, являются: а) работа с избирателями;
285
б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы присущи определенные привилегии.
Прежде всего, это иммунитет,
т.е. неприкосновенность. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это же означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть:
а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан . внести в соответствующую палату Федерального Собрания Россий-
286
ской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Российские парламентарии обладают и такой привилегией как индемнитет, т.е. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вместе с тем, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.
287
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы запрещено вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения ими своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену
288
Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут иметь помощников, обладающих определенным объемом прав и обязанностей. Прием на работу и увольнение с работы, условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту), производится в соответствии с установленными правилами.
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений вышеназванного закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством. Неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения ими деятельности в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.
289
Лекция 15
Дата: 2019-05-29, просмотров: 285.