Ский, рекомендательно-процедурный и доктринальный»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

276

Здесь

особенно интересны рассуждения названного автора, относящиеся к доктринальному блоку источников парламентского права, кото­рый включает в свой состав (прямо или косвенно) толкование смыс­ла норм права, различных понятий и категорий признанными авто­рами законоведения (помологии). Западная правовая традиция ана­лизу их уделяет серьезное внимание. Увы, применительно к россий­ской правовой действительности об этом блоке источников парла­ментского права можно вести речь лишь в гипотетическом пла­не. Любопытен также взгляд И.М. Степанова на природу посланий Президента Российской Федерации Заслуживают внимания и ана­лиза и его предложения о необходимости разработки и принятия «кодекса депутатской этики», закона о лоббизме, закона о парла­ментских слушаниях и др.

Вместе с тем, несколько странным выглядит позиция ИМ. Степанова в том смысле, что он ограничивает собственно юридический блок источников парламентского права лишь общефе­деральными правовыми актами, хотя известно, что на уровне субъ­ектов Российской Федерации имеются региональные парламенты, действующие автономно от федерального парламента; структура, организационные основы построения, направления и формы дея­тельности их регулируются не федеральными, а региональными правовыми актами, которые тоже включаются в систему источ­ников парламентского права.

Для характеристики юридических источников парламентского права решающее значение имеет иерархия этих источников. Вместе с тем важно и то, что в Российской Федерации существует один обще­федеральный парламент - Федеральное Собрание - и 89 парламентов субъектов Российской Федерации. При этом отношения между обще­федеральным парламентом и парламентом любого субъекта Россий­ской Федерации не строятся на началах субординации. Для их отно­шений больше присущи начала координации, согласования, сотруд­ничества.

Если взять федеральный срез парламентского права, то в каче­стве юридических источников парламентского права предстают сле­дующие правовые акты:

• Конституция РФ;

• законы РФ: федеральные конституционные законы и феде­ральные законы;

277

• нормативные указы Президента РФ;

в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

К источникам парламентского права, действующим на терри­тории субъекта Российской Федерации, относятся:

• конституции республик, уставы и иные конституционные правовые акты других субъектов РФ:

• законы субъектов РФ;

• иные правовые акты, действующие на территории субъектов РФ;

В массиве парламентского права определенное место занима­ют судебные решения: в России преимущественно решения Консти­туционного Суда РФ, а в субъектах Российской Федерации — решения конституционных и уставных судов.

Специфической особенностью деятельности как федерально­го, так и региональных парламентов является то, что в ряде случаев они руководствуются неписаными правилами в форме парламентских традиций и обычаев, которые тоже являются источниками парламент­ского права.

Все это, однако, предварительные выводы. Для более основа­тельных выводов нужен глубокий анализ проблем парламентского права. Начала такому анализу уже положены в работах ряда извест­ных ученых: С.А. Авакьяна, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, Ю.А. Дмитриева, А.П. Любимова, Б.Н. Топорнина, И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, Е.Ю. Черкашина и др.12. Нельзя допустить, чтобы эти еще слабые ростки нового направления конституционно-правовой мысли безвременно увяли. Развитие его (особенно в ключе сравни­тельного конституциоведения) и полученные на его основе положи­тельные результаты, несомненно, скажутся на становлении в России и в ее регионах традиций и институтов парламентаризма, федерализма, демократии, свободы.

Примечания

1 См.: Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993. - С.1.

2 Ленин В.И. ПСС. Т. 31. - С.115.

3 Ленин В.И. ПСС. Т. 33. - С.45-48.

4 Ленин В.И. ПСС. Т.38. - С.294.

278

См.: Хасбулатов Р.И. Власть. Размышления спикера. - М., 1992; Россия: пора тревожных ожиданий. - М, 1999; Выбор судьбы: статьи, высту­пления и интервью. Январь-июнь 1993 г. - М.: Республика, 1993.

6 Российская газета. - 2000. - 8 авг. Статьей 13 названного Закона ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - № 50. -Ст. 4869) признан утратившим силу.

7 Российская газета. - 2000. - 5 сент.

8 См.: Очерки парламентского права... - С.1.

9 Конституционный строй России. Выпуск И. Вопросы парламент­ского права,- М., 1995.- С.7-8. Такого же мнения, что и И.М.Степанов, придерживается М.А. Митюков. См.: Митюков М.А. Решения Конституци­онного Суда Российской Федерации как источник парламентского права // Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / Отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. - М., 1997. - С.135.

10 См.: Конституционный строй России. Выпуск II. Вопросы парла­ментского права. - М.: ИГП РАН, 1995. - С.7; Степанов И.М. Уроки и пара­доксы российского конституционализма. Очерк-эссе. - М.: Манускрипт, 1996.-С. 65

" См.: Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. - М.: Юристь, 1999. - С.14.

12 См.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. -М.: Российский Юридический Издательсикй Дом, 1999; Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. - М.: Акад. управления МВД РФ, 1998; Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999; Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриар­хальной традиции к цивилизации). - М.: Манускрипт, 1994; Любимов А.П. Парламентское право. Основные источники: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб, 1999; Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисловием акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993; Парла­ментское право России: Учебное пособие / Под ред. И.В. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристь, 1999.

279

Лекция 14 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЯ

Депутат - это законодатель,

который обязался заранее находить,

что власть завсегда виновата или завсегда права.

Поль Декурсель

Правовой статус федерального парламентария (далее -парламентария) характеризуют юридические нормы, устанавли­вающие их права, обязанности, ответственность, а также пре­дусматривающие правовые и социальные гарантии при осуществ­лении ими парламентской деятельности.

Если взять Федеральное Собрание - Парламент России, то ныне правовой статус парламентария, т.е. члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, определяются Конституцией Рос­сийской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ - с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.).

Членом Совета Федерации является представитель от субъек­та Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с феде­ральным законом о порядке формирования Совета Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмот­ренные Конституцией Российской Федерации и указанным Феде­ральным законом.

Депутатом Государственной Думы является избранный в со­ответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пред­ставитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Госу­дарственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмот­ренные Конституцией Российской Федерации и указанным Феде­ральным законом.

280

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, имеют удостоверения, являющиеся их основным документом, под­тверждающим личность и полномочия члена Совета Федерации, де­путата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удо­стоверениями и нагрудными знаками они пользуются в лечение срока своих полномочий. Они являются документами, дающими право бес­препятственно посещать органы государственной власти, органы ме­стного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиаль­ных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, ор­ганизации независимо от форм собственности, полностью или час­тично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюд­жета субъекта Российской Федерагдии, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена Со­вета Федерации, депутата Государственной Думы, их образцы и опи­сания утверждаются постановлением соответствующей палаты Феде­рального Собрания Российской Федерации.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается также дипломатический паспорт.

Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномо­чия на постоянной основе.

Депутат Государственной Думы не имеет права:

а) быть депутатом законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного само­управления;

б) находиться на государственной или муниципальной служ­бе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) состоять членом органа управления хозяйственного обще­ства или иной коммерческой организации.

281

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, яв­ляющиеся на день начала срока соответствующих полномочий воен­нослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налого­вой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.

Срок приостановления военной службы или иной службы за­считывается в выслугу лет военнослужащих или других работников государственных органов и учреждений. В течение данного срока вы­плата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для во­еннослужащих и других работников государственных органов и уч­реждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции, на территории которого находится избирательный округ депута­та Государственной Думы, обязан предоставлять ему для осуществ­ления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети со­ответствующих органов государственной власти, принтеры, копиро­вально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные назван­ным Федеральным законом.

Депутату Государственной Думы, избранному по общефеде­ральному избирательному округу, средства для осуществления депу­татских полномочий предоставляются органом исполнительной вла­сти того субъекта Российской Федерации, который определен соот­ветствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избира­тельным объединением, по списку которого он был избран.

282

Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления несет ответственность за создание предусмотренных настоящим Федеральным законом ус­ловий для осуществления полномочий депутата Государственной Ду­мы и его помощников.

Общий объем ежегодных расходов на одного члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, необходимых для осу­ществления их полномочий, устанавливается ежегодно постановлени­ем Совета Федерации, Государственной Думы соответственно в пре­делах расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на содержание Совета Федерации, Государственной Думы, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу федерально­го закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сле­дующим образом: член Совета Федерации - представитель от законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации избирается законодательным (представи­тельным) органом государственной власти субъекта Российской Фе­дерации на срок полномочий этого органа, а при формировании зако­нодательного (представительного) органа субъекта Российской Феде­рации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации избирается по­очередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответ­ствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполни­тельного органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинает­ся со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекра­щается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, преду­смотренных законом.

283

Так, полномочия члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного ор­гана государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы на иную государственную должность Российской Федера­ции, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муници­пальную должность муниципальной службы;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы на государственную или муниципальную службу, вхо­ждения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринима­тельской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподава­тельской, научной и иной творческой деятельности;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государст­венной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора су­да в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депу­татом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умер­шими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

з) призыва члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы на военную службу с их согласия;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

284

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также дос­рочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в связи с роспуском Государственной Думы в случаях, преду­смотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

Парламентской практикой выработаны определенные формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Общими для члена Совета Федерации и депутата Государст­венной Думы формами деятельности являются:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами па­лат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регла­ментами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в ра­боте согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федера­ции, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депу­тата Государственной Думы (депутатского запроса);

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Россий­ской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с тре­бованием принять меры по немедленному пресечению обнаруживше­гося нарушения прав граждан.

Формами деятельности, характерными только для депутата Государственной Думы, являются: а) работа с избирателями;

285

б) участие в работе депутатских объединений - фракций и де­путатских групп в Государственной Думе.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы присущи определенные привилегии.

Прежде            всего,           это           иммунитет,

т.е. неприкосновенность. Член Совета Федерации, депутат Государст­венной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это же означает, что член Совета Федерации, де­путат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть:

а) привлечен к уголовной или к административной ответст­венности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев за­держания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, ко­гда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безо­пасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Госу­дарственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им докумен­ты и багаж, на их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производ­ства по делу об административном правонарушении, предусматри­вающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехднев­ный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Фе­дерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем адми­нистративную ответственность, налагаемую в судебном порядке, на­чато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Госу­дарственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномо­чий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан . внести в соответствующую палату Федерального Собрания Россий-

286

ской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, преду­сматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Феде­рации.

Российские парламентарии обладают и такой привилегией как индемнитет, т.е. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предваритель­ного следствия или начало производства по делу об административ­ном правонарушении, предусматривающем административную ответ­ственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вместе с тем, член Совета Федерации, депутат Государствен­ной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Феде­рального Собрания Российской Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в поряд­ке, установленном федеральным законодательством о государствен­ной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном изда­нии Федерального Собрания Российской Федерации.

287

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы запрещено вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и су­дебную деятельность.

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.

К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федера­ции, депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (де­путата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их се­мей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспе­чение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, де­путата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование чле­на Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения ими своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в го­роде Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для феде­ральных министров.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену

288

Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инва­лидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Феде­рации.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут иметь помощников, обладающих определенным объемом прав и обязанностей. Прием на работу и увольнение с работы, условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (кон­тракту), производится в соответствии с установленными правилами.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комис­сий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Закона «О статусе члена Со­вета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений вышеназванного закона, регулирующих вопросы непри­косновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную админист­ративным и уголовным законодательством. Неправомерное воздейст­вие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения ими деятельности в качестве члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы или в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательст­вом. Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государствен­ной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собра­нию Российской Федерации или к установленным настоящим Феде­ральным законом правилам, влечет за собой ответственность, преду­смотренную административным законодательством.

289

Лекция 15

Дата: 2019-05-29, просмотров: 242.