1. Понятие административно-территориального устройства субъекта РФ. В самом общем виде административно-территориальное устройство субъекта РФ - деление территории субъекта РФ на части (административно-территориальные единицы), являющиеся основой для организации и функционирования структур публичной власти, призванных обеспечивать надежное управление всеми многообразными социальными процессами на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно действующему законодательству, административно-территориальное устройство находится в ведении субъектов РФ. Такой вывод вытекает из смысла статей 67, 71-73 Конституции РФ. Кроме того, Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело о конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", в своем Постановлении (абзац 5, пункт 4) указал, что из федеративной природы российской государственности в том виде, как она закреплена в статьях 1 (часть первая), 11 (часть вторая), главе 3 "Федеративное устройство" (в том числе в статьях 66 (часть первая), 71, 72, 73, 76, 77 Конституции РФ), вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Следовательно, при расширительном толковании этого положения можно заключить: территория субъекта РФ является основой для организации и функционирования органов госу-
351
дарственной власти и органов местного самоуправления субъектов РФ. Но часть первая статьи 78 Конституции РФ предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, на территории субъектов РФ находятся и функционируют судебные учреждения, органы прокуратуры, ряд других надзорных и прочих инстанций. Значит - на территорию субъекта РФ приходится большая нагрузка. Хотя первоначально, возможно, и мыслилось так, что на территории субъекта РФ будут действовать лишь его органы государственной власти и органы местного самоуправления, на самом деле она (территория) является в определенных случаях еще и полем деятельности федеральных органов государственной власти.
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ образуют Конституция РФ, федеральное законодательство, конституции и уставы субъектов РФ, региональное законодательство. В конституциях и уставах субъектов РФ вопросы административно-территориального устройства решаются по-разному. Некоторые субъекты РФ ограничиваются тем, что прописывают в своих учредительных документах только наиболее важные с их точки зрения вопросы. Например, в Конституции Республики Татарстан указывается лишь на то, что территория Республики Татарстан неприкосновенна и делится на районы и города республиканского подчинения, а районы - на города, поселки и сельсоветы, крупные города - на районы (статьи 60, 63). Однако в учредительных документах целого ряда субъектов РФ (в Конституции Удмуртской Республики, уставах Астраханской, Белгородской, Тамбовской, Читинской областей, Уставе (Основном законе) Ханты-Мансийского автономного округа и др.) вопросы административно-территориального устройства прописаны с той или иной степенью основательности. Указывается площадь территории субъекта РФ, обозначается состав административно-территориальных единиц, дается перечень территориальных образований и т.д. Любопытно решение вопроса об административно-территориальном устройстве, данное в статье 2 Устава Нижегородской области. Здесь говорится, что вопросы административно-территориального устройства области решаются органами государственной власти области с соблюдением федерального законодательст-
352
ва. Перечень административно-территориальных единиц, находящихся в их составе населенных пунктов приводится в реестре административно-территориального устройства области
Конституции и уставы многих субъектов РФ предусматривают принятие регионального закона об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта РФ. Например, в Республике Башкортостан Закон "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" принят 13 июля 1993 года и действует по настоящее время, правда, в новой редакции - от 25 декабря 2002 г.1 В основе административно-территориального устройства субъекта РФ лежат определенные принципы. В ряде субъектов РФ эти принципы легализованы в региональных законах. Например, в части второй статьи 16 Устава Иркутской области записано, что ад-министративно-территоральное устройство области основывается на исторически сложившемся расселении и с учетом следующих факторов: географического положения и размера территории; численности населения; национальных, этнических, языковых, религиозных, бытовых особенностей жизни населения; возможности и эффективности организации местного самоуправления и выполнения отдельных функций отраслевого управления; уровня экономического развития территории; материально-финансовых условий жизнедеятельности населения. Однако чаще всего они являются результатом теоретического осмысления большего объема нормативного и фактического материала. На наш взгляд, в целом при административно-территориальном устройстве субъектов РФ должны приниматься во внимание, по меньшей мере, следующие обстоятельства:
• размер территории, ее природно-географическая специфика и особенности исторического развития;
• количество населения, характер его расселения, этнический состав и обусловленные этим бытовые, культурные, конфессиональные и другие существенные особенности;
• уровень экономического развития субъекта в целом и его отдельных частей;
• необходимость организации эффективного государственного управления и местного самоуправления и создание благоприятных
353
социально-экономических и финансовых условий для достойной жизни населения.
Они и образуют базовые принципы административно-территориального устройства субъектов РФ.
Принципы административно-территориального устройства субъекта РФ — важная и самостоятельная проблема. Однако на этот счет в юридической литературе нет единства во взглядах ученых-юристов и специалистов. Так, по мнению профессора Олега Емельяновича Кутафина, важнейшими принципами, в соответствии с которыми организуется административно-территориальное устройства субъекта РФ, являются: экономический и национальный принципы, а также принцип максимального приближения как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению2. С точки зрения авторов учебно-методического пособия "Конституционное право в вопросах и ответах" под редакцией профессора А.В. Малько (М.: Юристъ, 1999), различаются следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики данной местности, а также специфики традиционной занятости населения); географический (выделение границ административно-территориальных единиц с учетом рельефа местности); демографический (естественный рост населения ведет, как правило, к увеличению количества административно-территориальных единиц); исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения). Доцент А.А. Югов ведет речь не о принципах, а об условиях, которые необходимо, по его мнению, соблюдать, чтобы рационально решать вопросы организации административно-территориального устройства. К таким условиям он относит: 1) приближение инфраструктуры государственного аппарата и учреждений к населению с целью более удобного и эффективного его обслуживания; 2) создание благоприятных возможностей для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении государственными, хозяйственными и общественными делами; 3) учет национального момента, этнических особенностей, чувства "малой родины"; 4) использование исторических, природных и экономических факторов; 5) формирование благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности на основе многообразия форм собственности и свободы экономического выбора; 6) соблюдение принципа стабильности и устойчивости административно-территориальных единиц, установление
354
правового механизма обоснованного изменения административно-территориального деления3. Сложность решения вопроса состоит, прежде всего, в том, что отдельные авторы понятие "административно-территориальное устройство " рассматривают предельно широко, как разделение на части территории не отдельного субъекта государства, а государства в целом. Если исходить из этих позиций, то достаточно широко распространенному понятию "государственно-территориальное устройство" не остается места. Кроме того, хотя достаточно часто подчеркивается та мысль, что административно-территориальное устройство является стабильной основой организации публичной власти, на самом деле оно (административно-территориальное устройство) меняется с определенной периодичностью достаточно часто. Например, если даже взять только советский период истории России, то административно-территориальное деление ее изменялось трижды. Наконец, на понимание содержания принципов административно-территориального устройства накладывает свой отпечаток ментальностъ тех, кто занимается разработкой данной проблемы. Далеко не всем удается удержаться в рамках научного подхода, который требует многого, но, прежде всего, объективности. Следовательно, тема принципов административно-территориального устройства субъекта РФ, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке.
2. Виды административно-территориальных единиц субъектов РФ. Состоявшаяся в субъектах РФ реформа административно-территориального устройства сильно разнообразила виды административно-территориальных единиц. Наряду с традиционными районами и городами появились их новые виды: административные округа, уезды, территориальные единицы с особым статусом и др.
Район. Различаются сельские и городские районы. Сельский район - административно-территориальная единица, являющаяся частью республики, края, области, автономного округа, автономной области и представляющая собой сложный многоотраслевой организм, в котором ведущее место принадлежит определенному виду производства (обычно сельскохозяйственному, но бывает и другому виду, например, лесному). Кроме того, каждый район образует базу для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Городской район - это административно-территориальная еди-
355
ница города, образующаяся с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах городского населения. В составе городских районов могут находиться микрорайоны.
Особую разновидность районов представляют национальные районы, которые могут быть образованы на территории некоторых субъектов РФ, где компактно проживает численно небольшая группа представителей определенной нации. Например, немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.
Город - это административно-территориальная единица, где сосредотачиваются промышленные предприятия, предприятия и учреждения коммунального хозяйства, объекты жилого фонда, образовательных, культурных, научных, медицинских и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, уровня его промышленного и культурного развития, перспектив развития и ряда других условий все города делятся на следующие виды: города федерального значения, города республиканского значения (республики в составе РФ); города краевого, областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.
Административный округ - это административно-территориальные единица города (Москва) или области (Свердловская область), образуемая для более эффективного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации городских или сельских районов и городов, территориальных служб отраслевых администраций указанных административно-территориальных единиц, осуществления контроля за надлежащим исполнением правовых актов города или области.
Территориальная единица с особым (специальным) статусом. Образование такой единицы предусмотрено, например, в Уставе Архангельской области, Уставе (Основном законе) города Москвы. Как правило, территориальное образование с особым (специальным) статусом представляет собой историко-культурную, лесопарковую, промышленную зону, а также территории, используемые для
356
обеспечения городского или сельского хозяйства, транспортных ком" муникаций, энерго - водоснабжения населенных пунктов, террит0рии ярмарок, выставок и другие.
Сельсовет - административно-территориальная единица, охватывающая своими границами один сельский населенный пункт или несколько таких населенных пунктов вместе с прилегающими землями.
Поссовет - административно-территориальная единица, охватывающая своими границами один поселок городского типа или несколько таких поселков с примыкающими к ним сельскими насе" ленными пунктами вместе с прилегающими землями.
Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность образования таких административно-территориальных единиц, к#к: уезд, сельский округ (волость). Однако эти административИ0" территориальные образования пока встречаются нечасто. Например* один уезд - Краснотуринский - образован в Свердловской области* а в Псковской области волостями именуются низшие административно-территориальные единицы.
3. Правовой статус закрытого администра1ИВ|Ю-территориального образования. Согласно Закону РФ от 14 июля 1992 года "О закрытом административно-территориальном образовании" (с многочисленными изменениями и дополнениями), закрытом административно-территориальным образованием признается име1°" щее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, во^н" ные и иные объекты, для которых необходим особый режим безоп#с" ного функционирования и охраны государственной тайны, включавшей специальные условия проживания людей.
Закрытое административно-территориальное образование ~ особая административно-территориальная единица. Оно находится в ведении федеральных органов государственной власти. В опредеЛ6' нии границ и режима функционирования такого рода территориального образования имеет место определенная специфика.
Так, границы закрытого административно-территориальнс»го образования могут не совпадать с границами субъектов РФ (р
357
лики, края, области, автономной области, автономных округов, районов). Населенные пункты, расположенные в пределах закрытого административно-территориального образования, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально установленных высшими органами государственной власти РФ. Закрытое административно-территориальное образование - "режимная" административно-территориальная единица. Условия проживания и работы граждан в них подчинены необходимости обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов.
4. Порядок создания, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц субъектов РФ. Вопросы административно-территориального устройства - создания, реорганизации, упразднения административно-территориальных единиц, их наименования, переименования, изменения границ, установления административных центров — решаются органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своей компетенции. При этом, как правило, в порядке, устанавливаемым региональным законом, учитывается мнение населения, интересы которого затрагиваются,
В учредительных документах отдельных субъектов закреплено (и это, на наш взгляд, хорошо), что руководство субъекта РФ и органы местного самоуправления обеспечивают регистрацию административно-территориальных единиц, информируют население об административно-территориальном делении субъекта РФ и о его изменениях. Споры по вопросам административно-территоиального устройства рассматриваются в суде. Например, в части второй статьи 21 Устава (Основного закона) Москвы записано: "Правовые акты города Москвы по вопросам образования, преобразования и упразднения территориальных единиц, присвоения им наименований, установления и изменения их границ с нарушением настоящего Устава, могут быть обжалованы в Московском городском суде".
Решение о создании закрытого административно-территориального образования с установлением его подчиненности принимается на федеральном уровне, - Президентом по представле-
358
нию Правительства, - в случаях, если иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.
В законодательных актах ряда субъектов РФ (например, в Уставе Белгородской области) предусматривается символика не только самого субъекта РФ, но и района, города, поселка, села и т. д.
Примечания
^ См.: Республика Башкортостан. - 2003. - 16 янв.
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России-Учебник. - М: Юристъ, 1995. - С.285
3 Государственное устройство Российской Федерации. Учебное пособие. -Екатеринбург, 1993. - С.62
359
Лекция 18
Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.