Тема 3.2 Личность и государство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение данной темы целесообразно начать с изучения понятий: государство, теория общественного договора, правовое государство, гражданское общество, форма правления, форма территориального устройства,  унитарное государство, федерация, конфедерация, политический процесс, политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, политическая культура;

Затем рекомендуем перейти к характеристике необходимости государства в общественной жизни, место государства в политической системе общества, варианты взаимоотношения государства и общества, взаимосвязь правового государства и гражданского общества, различия в основных формах правления и формах территориального устройства;

Далее проанализируйте различные версии происхождения государства, процесс создания отдельных государств, необходимость ограниченного правления, становление правового государства и гражданского общества, преимущества правового государства с точки зрения гражданина, формы правления и формы территориального устройства отдельных стран, факторы, влияющие на выбор формы правления и формы территориального устройства.

Рассмотрите государство как часть общества. Зачем нужно государство: защита общества от внешней и внутренней угрозы, выработка общих правил поведения в обществе, разрешение споров и конфликтов между гражданами. Как возникло государство: различные версии. Теория общественного договора о происхождении государства и ее современное прочтение. Государство как основной институт политической системы. Государство и общество: варианты взаимоотношений (государство «поглощает» общество, общество «уничтожает» государство, государство и общество - партнеры).

Выявите, что такое правовое государство? Основные принципы правового государства: ограничение власти, разделение властей, уважение прав человека, равенство всех перед законом. Понятие правового закона. Чем правовое государство полезно человеку? Гражданское общество как партнер правового государства. Что такое гражданское общество: экскурс в историю социальной мысли. Как создается гражданское общество?

Изучите формы государства. Формы правления. Различия форм правления по количеству властвующих и по способу властвования. Аристотель о правильных и неправильных формах правления. В чем смысл противопоставлений: тирания - монархия, олигархия - аристократия, охлократия - демократия. Различия между ограниченным и неограниченным правлением на примерах данного противопоставления. Принцип ограниченного правления. Формы территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Чем обусловлен выбор формы правления и формы территориального устройства?

Выявите субъекты и уровни политического процесса, этапы и результаты политической социализации личности, сущность, причины, мотивы и последствия политической активности личности, структуру и функции политической культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА: [2, с.181-185]

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Объясните, зачем нужно государство.

2. Объясните, как возникло государство.

3. Перечислите основные атрибуты (элементы) государства.

4. Охарактеризуйте функции государства.

5. Перечислите основные формы правления. Чем они между собой отличаются.

6. Перечислите основные формы территориального устройства государства и охарактеризуйте их.

7. Интерпретируйте выбор формы правления и формы территориального устройства государства.

8. Охарактеризуйте правовое государство.

9. Перечислите основные признаки правового государства.

10. Охарактеризуйте гражданское общество.

11.  Охарактеризуйте гражданское общество.

12.  Назовите субъекты и уровни политического процесса.

13.  Интерпретируйте политическую активность личности.

14.  Охарактеризуйте политическую социализацию личности.

15.  Охарактеризуйте политическую культуру личности.

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

 

В процессе изучения теоретического материала учащиеся выполняют домашнюю контрольную работу, предусмотренную учебным планом.

Домашняя контрольная работа может быть выполнена одним из способов:

- рукописным – в тетради в клетку

- машинописным.

Независимо от способа выполнения на обложке контрольной работы в специальном бланке указывается фамилия, имя, отчество, шифр учащегося, номер группы, наименование учебной дисциплины, номер домашней контрольной работы, вариант и домашний адрес.

При выполнении работы рукописным способом она должна быть написана аккуратно, грамотно и разборчиво синими или фиолетовыми чернилами в тетради с полями шириной 25 мм., страницы обязательно нумеруются. Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы ученической тетради.

На первой странице контрольной работы, отступив 20 мм сверху, учащийся должен написать полностью вопрос, указать его номер, а затем - ответ. По каждому вопросу нужно составить план, который должен состоять из 3-5 пунктов.

При выполнении контрольной работы машинописным способом набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60 ‑ 70, межстрочный интервал должен составлять 1-1,5 интервала, количество текстовых строк на странице ‑ 39 ‑ 40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала. При этом устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – не менее 20мм, левого – 30мм и правого –10 мм. Абзацный отступ – не менее 15-17 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц односторонней печати.

Каждый новый вопрос (задание) рекомендуется начинать с новой страницы.

Ответы должны быть конкретными, изложены по существу и в тоже время охватывать учебный материал в полном объеме. Необходимо творчески подходить к изложению материала домашней контрольной работы. Ответы на вопросы должны содержать элементы анализа, сопровождаться конкретными примерами из практики работы учащегося.

Механическое переписывание текста учебников, учебных пособий и иных учебных изданий не допускается.

В домашней контрольной работе должны быть ссылки на источник информации. Материал, используемый для написания теоретических заданий домашней контрольной работы, должен быть изложен с учетом авторского понимания вопроса. Указанная ссылка проставляется в виде номера, под которым учебник, монография или статья находится в списке используемой литературы и заключается в квадратную скобку, (например, [5, с.12]).

В конце домашней контрольной работы указывается список используемой литературы, ставится дата и подпись учащегося, оставляется одна страница для рецензии преподавателя.

Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено».

Домашняя контрольная работа оценивается отметкой «зачтено», если она выполнена в полном объеме согласно варианта,  с учетом всех требований к выполнению и оформлению контрольных работ, изложенных выше. Допускаются недочеты, такие как:

- недостаточно полное и грамотное написание одного из теоретических заданий;

- неточности в формулировках;

Отметка «не зачтено» ставится, в случае если домашняя контрольная работа выполнена:

- не по своему варианту;

- в неполном объеме;

- без полного соблюдения требований по оформлению домашней контрольной работы;

- с допущением грубых ошибок в соответствии с критериями отметок.

Контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки.

Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в колледж  на рецензирование в соответствии с учебным графиком.

Учащиеся, получившие контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя доработать отдельные вопросы. Незачтенная контрольная работа выполняется учащимися повторно, с учетом рекомендаций рецензента и сдается в колледж вместе с материалами незачтенной работы на проверку преподавателю.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.

Зачтенная и доработанная контрольная работа предъявляется преподавателю при написании итоговой контрольной работы.

Выбор варианта контрольной работы

 

Вариант контрольной работы определяется по прилагаемой таблице (смотри приложение 1) и перечню вопросов в зависимости от двух последних цифр номера шифра учащегося.

В таблице вариантов по горизонтали Б размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра учащегося. По вертикали А размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра.

Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с вопросами варианта учащегося. Например, шифр учащегося имеет последние цифры 75. Пересечение строки по вертикали А и столбца по горизонтали Б определяет клетку варианта с вопросами. Для шифра, который имеет последние цифры 75, нужно написать вопросы 17 и 31. При выборе необходимого варианта следует быть очень внимательным во избежание ошибок.

 

 

Задания к домашней контрольной работе

 

1. Философия, круг ее проблем, место и роль в жизни человека и общества.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия Эпохи Возрождения.

5. Европейская философия XVII-XVIII вв.

6. Немецкая классическая философия.

7. Современная философия.

8. Бытие как совокупная реальность.

9. Движение и покой как способы бытия.

10. Пространство и время как формы бытия.

11. Проблема познаваемости мира. Структура познавательного процесса.

12. Проблема истины в познании.

13. Проблема человека в истории философии

14. Общество как социальная система.

15. Социальный статус: понятие, виды.

16. Социальная роль как динамичная, поведенческая сторона статуса.

17. Социальная группа. Классификация социальных групп.

18. Социальная общность. Классификация социальных общностей.

19. Социальная стратификация: понятие, признаки, исторические формы.

20. Бедность и неравенство.

21. Социальная мобильность: понятие, типология.

22. Социализация: сущность, этапы, факторы.

23. Социальный контроль: сущность, методы.

24. Девиантное (отклоняющее) поведение.

25. Личность как уникальная социальная система.

26. Политика и ее место в общественной жизни.

27. Политическая власть: понятие, черты, средства и формы государственной власти.

28. Политические элиты.

29. Политические лидеры.

30. Политическая система: понятие, структура, функции, типология.

31. Политический режим: сущность, типология.

32. Государство как основной политический институт: происхождение, признаки, функции, формы.

33. Правовое государство и гражданское общество.

34. Демократия как форма организации политической жизни: понятие, признаки, механизм, разновидности.

35. Разновидности избирательных систем: основные признаки, правила, преимущества недостатки.

36. Политические партии: основные признаки, функции, типы.

37. Партийные системы: понятие и типы.

38. Общественные объединения: понятие, функции и разновидности.

39. Политическое поведение и участие.

40. Политическая культура: содержание, структура, типология.

 

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговой

Контрольной работе

Общие требования

Согласно правилам текущей и итоговой аттестации учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, итоговая контрольная работа проводится с целью оценки результатов изучения дисциплины, по которой на заочной форме обучения не предусмотрен экзамен. На основании отметки по итоговой контрольной работе выставляется отметка по дисциплине. Итоговая контрольная работа проводится за счёт времени, отведённого на обучение дисциплины в течение одного академического часа (45 минут).

Контрольные работы проводятся по разноуровневым заданиям, которые отличаются друг от друга объёмом и степенью сложности. В каждом варианте контрольной работы представлены задания 5 уровней.

 

 

Образец итоговой контрольной работы

 

1-ЫЙ УРОВЕНЬ

1. Определите, что является предметом изучения философии:

А). Бог;
Б). физическая реальность;
В). материя;
Г). наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека.

 

2. Политический режим, стремящийся установить полный контроль над обществом и гражданами, — это режим:

А). демократический В). авторитарный
Б). охлократический Г). тоталитарный.

 

2-ОЙ УРОВЕНЬ

Дайте определение понятиям:

1. Пространство.

2. Мировоззрение.

 

3-ИЙ УРОВЕНЬ

1. Перечислите признаки государства.

2. Чувственное и рациональное познание:

А). существуют независимо друг от друга; В). взаимно исключают друг друга;
Б). не имеют ничего общего; Г). взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

 

4-ЫЙ УРОВЕНЬ

1. Охарактеризуйте социальные институты.

2. Охарактеризуйте политические партии.

 

5-ЫЙ УРОВЕНЬ

«Социализация» — это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой. Так считают некоторые социологи.

Правы ли они? Аргументируйте свой ответ.

 

 



Приложение 1

Таблица вариантов для домашней контрольной работы

А Предпоследняя

цифра шифра

Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.